Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 07:15, контрольная работа
1. Что означает понятие «эффективно управлять» с позиции современных концепций менеджмента?
Эффективность управления - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д.
При увеличении суммы издержек обращения в результате увеличения объема производственной деятельности снизить расходы возможно путем экономичного расхода вспомогательного и расходного материала. Например, изготовление полуфабрикатов, растворов-концентратов, внутриаптечной заготовки. Это также позволит уменьшить время, затраченное на изготовление лекарственной формы и повысить производительность труда.
При увеличении товарного запаса необходимо проверить рациональность закупа по определенным группам товаров. Например, объемы закупа по сезонным группам товаров (противоаллергические, противопростудные и т.д.) увеличивать только перед началом и в течение сезона. Остальное время объем закупа рациональнее снижать или вообще прекращать. Для продвижения уже имеющихся товаров возможно применение всех маркетинговых методов увеличения объемов продаж.
2.3 Принятие решения.
Для решения сложившейся ситуации возможно использование одно или нескольких методов. Необходимо определить точность данных, сроки реализации проекта и выбрать наиболее рациональных путь решения проблемы с наименьшим риском. Действовать поэтапно: оценка ситуации – поиск путей преодоления – выбор наиболее рационального – принятие решения – осуществление – контроль за исполнением – анализ результатов.
Задание для практического выполнения 6.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Какие факторы
должен учитывать руководитель
при выборе наиболее
При выборе стиля управления необходимо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками учитывают следующие факторы:
- для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой.
Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.
Интегрально-демократический стиль требует от сотрудников высокого уровня образованности: им делегируются компетентность и полномочия по решению многих задач.
2. При каких
условиях применение
Авторитарный стиль управления
- это совокупность приемов управления,
используя которые, руководитель ориентируется
на собственные знания, интересы, цели.
Авторитарный руководитель не советуется
с коллегами или подчиненными,
занимает жесткие позиции и использует
административные методы воздействия
на людей, навязывая им свою волю путем
принуждения или
Авторитарный стиль
Демократический
стиль управления –
К негативным последствиям
использования демократического стиля
следует отнести дополнительные
затраты времени на обсуждение проблемы,
что в экстремальных условиях
можно резко снизить
3. Какую манеру
поведения должен
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
При высокой степени зрелости,
когда люди хотят и могут нести
ответственность, работать самостоятельно
без помощи и указаний руководителя,
рекомендуется делегировать полномочия
и создавать условия для
Задание для практического выполнения 7.
Ответьте на следующие вопросы:
1. По каким критериям
должен производиться наем
1. Образование: в зависимости, на какую должность претендует кандидат – среднее фамацевтическое, высшее фармацевтическое, высшее медицинское.
2. Опыт: естественно, что
опытные специалисты всегда
3. Семейное положение,
здоровье: необходимо учитывать
состояние здоровья кандидата
или членов его семьи (дети
младшего возраста), чтобы оценить
возможность выполнения им
4. Психология: психологическая
совместимость нового
5. Место проживания: это
важно, т.к. недопустимо
2. Какие формы и методы обучения персонала приемлемы для аптеки?
При приеме на работу сотрудник проходит необходимые виды инструктажа, также обучение работы с техническим оснащением: кассовые аппараты, аптечная компьютерная программы, система сигнализации и пожарного оповещения.
Обучение специалистов на рабочем месте. Как правило, медицинские представители организуют в аптеке фармацевтический кружок и информируют о новых препаратах, расширении форм выпуска или спектра действия уже существующих, отвечают на вопросы специалистов.
Также фармацевтические компании организуют тренинги, кружки и т.д. для большого количества аптек. На такие формы обучения обычно приглашаются представители разных областей медицины: практикующие врачи, преподаватели институтов и университетов, медицинские представители, ученые, юристы, маркетологи и т.д.
В России существует большое количество журналов для фармацевтических работников и врачей. В этих журналах публикуются научные статьи, рекламные статьи, комментарии специалистов различных областей, изменения в нормативно-технической и законодательной документации. Выпускается большое количество справочников, брошюр, информационных листов и т.д.
На базе медицинских и фармацевтических учебных заведений организованы курсы повышения квалификации и дополнительного образования.
3. Какие основные элементы должны формировать мотивационную систему труда в аптеке?
Создание системы мотивации.
Обратим внимание на то, за что нельзя премировать персонал:
• за выполнение обязательных действий, прописанных в должностных инструкциях и регламентах (для этого существует система управления, которая и обеспечивает их выполнение);
• за положительные результаты,
достигнутые неправильными
• за старание — важен только результат.
Мотивировать нужно только
на то, на что сотрудник может
влиять. Цель руководителя — определить
эту сферу и разработать
Мотивационная схема фармацевта.
Мотивационная схема первостольников состоит из четырех взаимосвязанных элементов:
• выполнение фармацевтом финансовых показателей: продажа товаров из ядра ассортимента аптеки (формируется для каждой аптеки индивидуально) – бессмысленно мотивировать фармацевтов только на общую выручку с кассы, хотя бы потому, что при правильном функционировании такого метода первостольники будут стремиться продавать более дорогие позиции, что далеко не всегда выгодно самой аптеке. Следует мотивировать фармацевтов на продажу товаров, обеспечивающих аптеке наибольший доход, т.е. на продажу позиций, которые имеют наибольшую маржу. Задача руководителя – донести до фармацевтов информацию о том, какие товары являются наиболее маржинальными, и определить общий план продаж препаратов из этого списка.
Выполнение плана продаж по «связанным» позициям: руководству аптеки (сети) необходимо также разработать схемы продаж препаратов по связанным позициям. Имеются в виду лекарственные средства, которые используются в комплексной терапии и, соответственно, могут быть проданы вместе, например, при продаже антибиотика первостольнику следует предложить дополнительно пробиотик и витамины, при продаже противопростудного лекарства — витамины и иммуностимулирующее средство и т. д. Разработав такие схемы и включив в них препараты из ядра ассортимента, необходимо выставлять план продаж по связанным позициям на каждого первостольника.
Не следует включать в систему показателей значение среднего чека, т. к. этот показатель не отражает реальной картины продаж; кроме того, вклад каждого фармацевта в выручку аптеки учитывается в других пунктах системы мотивации. Все финансовые показатели необходимо ежемесячно планировать на аптеку и каждого сотрудника. Ход выполнения плана необходимо обсуждать еженедельно на общеаптечных собраниях-летучках, а в случае необходимости — с сотрудником индивидуально, а также в рамках системы отчетности.
• эффективная работа с посетителями аптеки: критериями оценки эффективности работы фармацевтов с клиентами аптеки могут служить количество выданных подарочных сертификатов (если они есть), дисконтных карт и заполненных покупателями анкет.
Следует выставлять месячный план по продаже подарочных сертификатов на каждого фармацевта. Эффективная работа аптеки с клиентами невозможна без построения активной клиентской базы и дисконтной программы.
• выполнение дополнительных обязанностей:
1. Наставничество для
новых сотрудников: новые
2. Старший смены: выделение фармацевта, ответственного за работу всех первостольников в смене — тоже эффективный мотивирующий фактор.
3. Привлечение новых успешных
сотрудников: достаточно часто
используемый в аптечных сетях
метод. Если новый сотрудник
проработал не менее четырех
месяцев, пригласивший его
• дополнительные мотивационные премии: в систему мотивации обязательно нужно включить дополнительные мотивационные выплаты, направленные на удержание сотрудников (дополнительные выплаты за стаж работы в компании, социальные выплаты). Такие выплаты не обязательно должны быть большими, но само их наличие демонстрирует сотруднику внимание к нему.
Мотивация для руководителей аптек.