Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 00:20, курсовая работа
Целью курсовой работы – раскрыть основные понятия «Управления персоналом предприятия», охарактеризовать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны, проанализировать сложившуюся ситуацию на конкретном предприятии и использовать полученные знания для дальнейшей работы.
Объектом изучения данной курсовой работы является организация ООО «Гарант-Тула», отдел телемаркетинга (ТМО). Предметом написания курсовой работы является управление персоналом ТМО.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом.
1.Управление персоналом …………………..……………………………..5
1.1. Система управления персоналом…………………………………5
1.2. Методы управления персоналом…………………………………8
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности……….13
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия…..……13
2.2. Расчет потребности в персонале…………………………….…..15
2.3. Планирование численности персонала…………………………17
3. Наем, отбор и профессиональная подготовка персонала предприятия………………………………………20
3.1.Подбор и отбор персонала……………………………………….20
3.2 Профессиональная подготовка …………………..23
Глава 2.
1. Характеристика предприятия МУП «Жилкомсервис»…………..25
Глава 3.
1. Влияние изменения численности персонала на производительность предприятия………………………………………………………………....31
Заключение …………………………………………………………….36
Список используемой литературы………………………………
Рассмотрим на примере отдела телемаркетинга.
Существует упрощенная формула
расчета потребности предприятия в персонале:
где О п – объем производства
В – выработка на одного работающего
В среднем один сотрудник отдела телемаркетинга назначает 2 встречи с потенциальными клиентами за один рабочий день. Отдел продаж в день заказывает по 2 встречи на каждого из своих сотрудников.
Рассчитаем потребность в персонале ТМО исходя из 1 рабочего дня: Объем производства равен 12 встречам, выработка на одного человека равна 2 встречам.
Ч = 12 : 2 = 6
Следовательно, для выполнения плана требуется 6 человек.
2.3.Планирование численности персонала.
Основная цель планирования численности персонала – обеспечение реализации планов организации с точки зрения человеческого фактора - работников, их численности, квалификации, производительности, издержек на их найм [19, 217].
Потребность в кадрах планируется отдельно по группам и категориям работающих. Наиболее распространенными методами расчета потребности в рабочих кадрах является:
• по трудоемкости производственной программы;
• по нормам обслуживания.
Первый метод используется при определении численности рабочих, занятых на нормируемых работах. Для этого рассчитывается их среднесписочный состав.
Норма численности — это установленная
численность работников определенного
профессионально-
Различают списочную, явочную и среднесписочную численность работников.
Списочная численность работников предприятия — это показатель численности работников списочного состава на определенное число или дату, например на 20 мая. Она учитывает численность всех работников предприятия, как выполняющих в данный момент работу, так и находящихся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким-либо другим причинам. Явочный состав характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках. Это необходимая численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.
Среднесписочная численность — численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, с начала года, за год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу. Состояние кадров предприятия определяется с помощью следующих коэффициентов:
Коэффициент выбытия кадров (Квк) определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период к среднесписочной численности работников за тот же период:
Квк = (Чув/Чср) 100
где Чув - количество работников, уволенных по всем причинам, чел.; Чср - среднесписочная численность работников, чел.
Коэффициент приема кадров (Кпк) определяется отношением количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднегодовой численности персонала за этот же период:
Кпк = (Чпр /Чср) 100
где Чпр - численность принятых работников, чел.
Коэффициент текучести кадров (Ктк) рассчитывается делением численности работников, выбывших по собственному желанию и уволенных за нарушение трудовой дисциплины за данный период времени (Чув), на среднесписочную численность работников за тот же период.
Ктк = (Чув/Чср) 100
Определение потребности в персонале на предприятии ведется раздельно по группам промышленно-производственного и непромышленного персонала.
Основными методами расчета количественной потребности в персонале являются расчеты:
- по трудоемкости производственной программы;
- по нормам выработки;
- по нормам обслуживания;
- по рабочим местам.
3. НАЕМ, ОТБОР И ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА.
3.1. Подбор и отбор персонала.
Подбор персонала. Это, прежде всего изучение кандидатов и выбор среди них работника для назначения на ту или иную должность.
Среди назначений отметим три наиболее характерные разновидности; набор, выдвижение, ротация.
Набор – это назначение, связанное с вовлечением в сферу управления работников, ранее в ней не работавших. Выделение набора позволяет обратить внимание на ряд важных моментов. Например, именно здесь наиболее полно реализуются демократические основы управления: при наборе нет ограничений ни по полу, ни по национальности, ни по расовым признакам. С другой стороны, набор предполагает, что работник до перехода в сферу управления обязательно уже где–то работал. Сейчас активно обсуждается вопрос о том, чтобы при наборе большее внимание уделялось наличию у работника не просто образования, но и специальной подготовки. Именно при наборе происходит оценка общей пригодности кандидата к деятельности в системе управления.
Выдвижение – назначение работника, уже работающего в системе управления, на новый, более высокий пост. Исключительно важное значение имеет назначение на руководящие посты, переход работника из категории специалистов в категорию руководителей. В последние годы много говорят о необходимости специальной подготовки в школах (институтах) управления, чтобы стать руководителем.
Ротация – это назначение, при котором либо название должности остается прежним, а меняется место работы, либо изменяется должность, но уровень поста остается тем же. Это перемещение по горизонтали, в отличии от выдвижения, где оно происходит по вертикали.
Выдвижение и ротация – это перемещение работников внутри системы управления. Подготовкой к выдвижению и ротации служит предварительное пребывание работника в резерве.
Резерв – еще один участок подбора кадров. Именно резерв должен стать основным питомником для выдвижений и ротации
Работник не только приходит в систему управления, но и уходит из неё. Он не только занимает, но и оставляет должность, поэтому уход – обязательный компонент подбора кадров, даже если он связан вообще с выходом из системы управления. В любом случае он создает вакансию, те. Является завершением данного цикла подбора кадров и началом нового.
Определив требования к кандидату, сотрудники службы управления персоналом приступают к привлечению кандидатов, используя несколько методов [19 ,222]:
1. Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда, сначала пробуют искать среди своих сотрудников, размещая объявления о вакантном месте на стендах фирмы, анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками.
2. Объявления в средствах массовой информации. Для привлечения кандидатов размещает объявления в специализированных газетах и рубриках. Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. А недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками.
3. Выезд в институты и другие учебные заведения. Сотрудники службы управления персоналом часто используют этот метод для привлечения «свежей крови» – молодых специалистов.
4. Частные агентства по подбору персонала. Обратившись в одно из частных агентств сотрудники службы управления персоналом облегчают себе работу по первоначальному отбору кандидатов, рассматривая только кандидатуры, предложенные специалистами агентства.
Но не существует универсального метода подбора кандидатов, поэтому сотрудники службы управления персоналом используют различные методы в зависимости от вакантной должности.
Подбор кандидатов является основой для следующего этапа – отбора будущих сотрудников организации, который начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущим сотрудникам.
Задача первичного отбора состоит в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально. На этом этапе сотрудники службы управления персоналом проводят индивидуальные собеседования с отобранными кандидатами. Цель этих собеседований заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету «идеального» сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, способности адаптироваться в организации и т.д.
На основе собеседований (с сотрудником службы управления персоналом, а затем с начальником подразделения) выбирают кандидата, который наиболее подходит для этой должности.
После этого выбранного сотрудника принимают на работу с испытательным сроком (от 1 до 3-х месяцев), давая возможность руководству оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству. Если по истечении испытательного срока у руководства нет претензий к новому сотруднику, он принимается на постоянную работу.
3.2. Профессиональная подготовка и развитие деловой карьеры работника.
Выбор и проведение программ обучения персонала
Система повышения квалификации персонала - важное условие сохранения конкурентоспособности организации. Даже при высочайшем качестве товара или услуги, производимой компанией, для достижения успеха необходимо чтобы все звенья компании работали быстро, слаженно и профессионально. Особенно это актуально в условиях быстро меняющегося внешнего окружения организации, невозможности прогнозировать его развитие на долгосрочный период.
Все это требует высокого уровня квалификации персонала организации, умения людей, особенно руководителей, принимать правильные решения, четко взаимодействовать друг с другом с использованием самых современных знаний в различных областях организационной деятельности. Не случайно признано, что высококвалифицированные кадры являются самым ценным капиталом любой организации.
Программы повышения квалификации составляются для сотрудников различных уровней иерархии:
• рядовых сотрудников организации;
• руководителей среднего звена;
• руководителей высшего звена.
Цель:
• увлечение производства товаров или услуг за счет интенсивного (а не экстенсивного) пути развития организации;
• увеличение качества работы;
• повышение уровня регулярного менеджмента организации.
Программы повышения квалификации составляются с учетом специфики каждого сотрудника и области его профессиональной деятельности и могут быть разработаны для:
• типовых рабочих мест (например, менеджеры по продажам и менеджеры по ведению договоров отдела сбыта);
• групп сотрудников (например, отдел сбыта в целом);
• персонально.
Программы повышения квалификации могут затрагивать следующие области: управление персоналом, time-management, team-building, управление проектами, внешняя среда организации, управление деятельностью, системный анализ (основы системного управления организацией, анализ проблем и так далее).
Методы: курс лекций по различным дисциплинам; тренинги, семинары; индивидуальное консультирование.
Результаты: повышение эффективности работы персонала; повышение качества продукции; улучшение организационной культуры на основе более квалифицированного подхода к решению организационных проблем; повышения уровня регулярного менеджмента; стабилизации кадрового состава на основе предоставления; организацией возможности профессионального, карьерного и личного роста сотрудникам.
Глава 2.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
МУП «ЖИЛКОМСЕРВИС»
Организация МУП «Жилкомсервис» Володарского района существует с 3 октября 2005 года. Начальником организации является Петр Васильевич Протасов, главным бухгалтером – Луиза Ивановна Карпинская. В состав организации входят 5 жилищно-эксплуатационных участков (ЖЕУ). На сегодняшний день персонал организации составляет 585 человек.
Главной целью организации является эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда.
Основной задачей МУП «Жилкомсервис» является внутреннее и внешнее благоустройство жилых домов и прилегающих к ним территорий.
Так же организация отвечает за освещение как внутреннее, так и внешнее; за уборку жилых домов и территорий, за вывоз крупногабаритного мусора. Организация отвечает за водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение жилых домов. Обслуживает и ремонтирует сантехнику, электропроводку и иные коммуникации жилых домов.
МУП «Жилкомсервис» — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.