Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:09, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – анализ управления персоналом в ООО «Метро Кэш энд Керри» и разработка мероприятий по повышению эффективности управления трудовыми ресурсами этой торговой компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, функции, структуру и элементы системы управления персоналом;
- описать современные технологии управления персоналом и особенности их применения;
- определить критерии и показатели оценки эффективности системы управления персоналом торговой организации;
- выполнить анализ организационно-правовой формы деятельности ООО «Метро Кэш энд Керри»;
Введение……………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика системы управления персоналом предприятия………………………………………………………….……………….5
1.1 Основные понятия, роль и задачи управления персоналом……………………………………………………………………...…….5
1.2 Основные элементы системы управлени и этапы работы с персоналом………………………………………………….………….……............14
1.3 Особенности современного этапа в управлении персоналом………………………………………………………………...…….......24
1.4 Оценка эффективности системы управления персоналом…..............................................................................................................32
2 Анализ состояния системы управления персоналом предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри» ……………………………...……………………….……35
2.1 Анализ организационно-правовой формы предприятия и структуры управления предприятий……………………………………………...……………35
2.2 Характеристика деятельности и анализ основных экономических показателей предприятия………………………………………………………….38
2.3 Анализ и оценка системы управления персоналом в предприятия …46
2.4 Предложения по совершенствованию системы управленияпредприятия………..…………………………………………………..58
Заключение…………………………………………………………………...61
Глоссарий…………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………….………………………………………….…………66
Стратегия ценообразования в ООО «Метро Кэш энд Керри» складывается из закупочной цены поставщиков и торговой наценки. На разные группы товаров эта наценка варьируется. На продовольственные товары начисляется торговая наценка от 10 до 30 %. Таким образом, стратегия ценообразования высоких, средних и низких цен определяется: объемом продаж конкретного товара; ценой конкурентов; ценой поставщиков; обстановкой на рынке (кризис, инфляция) и т.д.
Также существуют скидки, что существенно снижает цену. Скидки в размере 5, 7 и 9% даются постоянным клиентам (владельцам Gold Card) и привязаны к объему общих покупок за месяц (при покупке в месяц от 50-90 тыс. руб. – 5%; 90-200 тыс. руб. – 7%; от 200 тыс. руб. и свыше – 9%).
В таблице 2.1 представлены основные экономические показатели деятельности ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» ТЦ № 11.
Таблица 2.1 - Динамика аналитических показателей прибыли и рентабельности ООО "Метро Кэш энд Керри", ТЦ №11 за 2011-2012 гг. | |||||||
№ |
Показатели |
Единицы измерения |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста, % |
Отклонение абсол. (+,-) | |
1 |
Оборот |
млн. руб. |
6431,40 |
6241,95 |
97,05 |
- 189,45 |
|
2. |
Себестоимость проданных товаров |
млн. руб. |
5778,95 |
5686,00 |
98,39 |
-92,94 | |
3. |
Валовый доход |
млн. руб. |
652,45 |
555,94 |
85,21 |
-96,50 | |
% от выручки |
10,14 |
8,91 |
-1,24 | ||||
4. |
Издержки обращения |
млн. руб. |
331,77 |
363,78 |
109,65 |
-32,00 | |
% от выручки |
5,16 |
5,83 |
-0,67 | ||||
5. |
Прибыль от продаж |
млн. руб. |
320,67 |
192,16 |
59,93 |
-128,50 | |
% от выручки |
4,99 |
3,08 |
-1,91 | ||||
6. |
Прочие операционные доходы и расходы |
млн. руб. |
45,99 |
45,35 |
98,61 |
0,63 | |
7. |
Внереализационные доходы и расходы |
млн. руб. |
135,43 |
126,41 |
93,34 |
-9,01 | |
8. |
Прибыль до налогообложения |
млн. руб. |
410,11 |
273,22 |
66,62 |
-136,89 | |
% от выручки |
6,38 |
4,38 |
-2,00 | ||||
9. |
Налог на прибыль |
млн. руб. |
98,42 |
54,64 |
55,52 |
-43,78 | |
10. |
Прибыль после налогообложения |
млн. руб. |
311,68 |
218,57 |
70,13 |
-93,10 | |
% от выручки |
4,85 |
3,50 |
-1,34 | ||||
11. |
Чрезвычайные доходы и расходы |
млн. руб. |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 | |
12. |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
311,68 |
218,57 |
70,13 |
-93,10 | |
% от выручки |
4,85 |
3,50 |
-1,34 |
Валовой доход является основным источником формирования прибыли. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам.
Уровень валового дохода характеризует долю торговой наценки в розничной цене товара. Его размер оказывает влияние на розничные цены товара, а соответственно на спрос и объем продаж.
Общая сумма валового дохода на анализируемом торговом предприятии формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров.
В целом сумма валового дохода в 2012 году снизилась по сравнению с 2011 на 96,50 млн. руб. В 2011 году валовой доход ООО «Метро Кэш энд Керри» составил: 652,45 млн. руб., а в 2012 году – 555,94 млн. руб.
Темп роста в общей сумме валового дохода составил 85,21%. Наибольший темп роста валового дохода у следующих товарных групп: авто аксессуары (121,07%), напитки (122,80%) и птица (199,07%). Если рассматривать отдельно непродовольственные товары, то среди них наибольший темп роста у следующий групп: товары для дома (100,82%), бытовая электроника (109,42%) авто аксессуары (121,07%). Отдельно в продовольственных товарах наибольший темп роста: напитки (122,80%), табак (161,74%), птица (199,07%).
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до покупателя. Издержки обращения отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение товара в удобную для реализации форму, а также расходы по продаже товаров.
При анализе используется относительный уровень издержек обращения в процентах (УИО), который рассчитывается как отношение суммы издержек обращения (ИО) к обороту торговой организации (О):
Уровень показывает долю издержек обращения в продажной цене товара.
Расчет динамики и структуры издержек обращения ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» по группам и в целом приведен в приложении В (см. таблицы В.3 и В.4). Общая сумма издержек обращения в отчетном 2011 году (354,41 млн. руб.) увеличилась по сравнению с 2012 годом (351,32 млн. руб.) на 13,07 млн. руб.
Постоянные издержки в 2012 году (177,74 млн. руб.) увеличились на 23,74 млн. руб. по сравнению с 2011 (154,00 млн. руб.). Переменные издержки также увеличились на 8,26 руб. (с 177,77 в 2011 до 186,03 в 2012).
Наибольший удельный вес за оба года составляют следующие статьи издержек обращения: расходы на оплату труда (в 2011 году - 25,95%; в 2012 году - 22,67%); расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря (в 2011 году - 15,17%; в 2012 году - 16,59%); расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд (в 2011 году - 18,48%; в 2012 году - 20,23%). Организации необходимо принимать меры по их экономии, т.к. они оказывают наибольшее влияние на общую сумму издержек обращения.
Рассмотрим также влияние
Прибыль от продаж (ПО) определяется как разность между валовым доходом (ВД) и издержками обращения (ИО):
Как видно из таблицы 2.1, прибыль от продаж в 2011 году составила 320,67 млн. руб., а в 2012 – 192,16. А именно, она уменьшилась на 128,50 млн. руб. Также уменьшилась прибыль до налогообложения на 136,89 млн. руб. и прибыль после налогообложения (чистая прибыль) на 93,10 млн. руб.
На размер валовой прибыли (дохода) оказала влияние себестоимость проданных товаров (сумма денег, на которую организация приобрела товар у поставщиков). В 2011 году она составила 5686,00 млн. руб. По сравнению с 2012 годом себестоимость снизилась на 92,94 млн. руб., поэтому, если рассматривать данный показатель в динамике, то в 2011 он оказал положительное влияние на валовой доход, а, следовательно, и на прибыль. Выручка за 2012 год выше себестоимости (6241,95 млн. руб.), а издержки обращения ниже дохода, поэтому компания остается в плюсе.
Рентабельность продаж показывает, что организация развивается эффективно. Прибыль от продаж за 2011 год составляет 4,99% от выручки, прибыль до налогообложения – 6,38%, прибыль после налогообложения (в нашем случае это и чистая прибыль) - 4,85%.
На размер прибыли до налогообложения оказали влияние прочие операционные доходы и расходы (штрафы, пенни, неустойки), которые составили - 45,99 млн. руб. в 2011 году и - 45,35 млн. руб. в 2012 году. Также внереализационные доходы и расходы (доходы от остальных видов деятельности организации, кроме продажи товаров, налог на имущество и транспортный налог), которые составили в 2011 году 135,43 млн. руб., а в 2012 году - 126,41 млн. руб.
Чистая прибыль (она же – прибыль после налогообложения, т.к. чрезвычайных доходов и расходов у организации не было) в 2011 году составила 328,08 млн. руб. (это 5,101% от оборота), а в 2012 году – 218,57 млн. руб.
Если сравнивать темпы роста различных видов прибыли и издержек, то можно заметить, что темп роста издержек выше, он составляет 109,65%. В данном случае существует риск того, что темп роста издержек обращения будет увеличиваться и дальше, что может привести к сильному уменьшению прибыли. Темп роста валового дохода выше, чем темпы роста разных видов прибыли.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деятельность ООО «Метро Кэш энд Керри» рентабельна. Однако все виды прибыли снизились в отчетном году по сравнению с предыдущим. Следовательно, для дальнейшего развития организации необходимо принимать меры по увеличению продаж, а соответственно и прибыли.
2.3 Анализ системы управления персоналом предприятия.
Управление персоналом ООО «Метро Кэш энд Керри» возложено на отдел по работе с персоналом. В обязанности отдела входят: набор и отбор персонала, кадровое делопроизводство, проведение и организация вводных тренингов, аттестация и мотивация персонала.
В компании стремятся создать такую
среду, в которой все связи
между работниками и
Однако за руководителем сохраняются ключевые позиции в области принятия решений, что предусматривает и соответствующую ответственность. Использование данного демократического стиля формирует дружеские, доверительные отношения в коллективе.
Как и любой процесс управления, управление персоналом начинается с функции планирования. В ООО «Метро Кэш энд Керри» планирование численности персонала и его расстановка производится в соответствии с номенклатурным методом, основанном на штатном расписании. При его разработке руководство компании опиралось на следующие факторы: задачи организации и программа их выполнения; планируемое количество реализованной продукции в расчете на единицу времени (за год); возможность создания и обеспечения рабочих мест; объем и структура рабочего времени; планирование затрат на персонал.
Набор персонала – это обеспечение необходимого количества кандидатов на все вакантные должности и рабочие места. Набор персонала в ООО «Метро Кэш энд Керри» делится на: внешний и внутренний.
Набор из внешних источников представляет
собой привлечение в
- специализированные сайты в Интернет (headhunter.ru, zarplata.ru);
- собственный сайт ООО "Метро Кэш энд Керри " (http://www.metro-cc.ru)
- кадровые агентства (ООО «Анкор»);
- специализированные печатные издания (журналы «Работа и зарплата», «Работа для вас», «Вакансии»).
Набор из внутренних источников представляет собой перемещение, в том числе передвижение по службе работников компании.
Отбор кандидатов – ключевой элемент системы управления персоналом компании. В процессе отбора происходит сравнение кандидатов с сотрудниками компании. При этом в ООО «Метро Кэш энд Керри» используется следующая классификация претендентов:
- исключительный - по совокупности
своих деловых и личностных
качеств превосходит лучших
- сильный - по своим деловым качествам сопоставим с большинством сотрудников компании;
- слабый - по своим деловым качествам
уступает большинству сотрудник
В ООО «Метро Кэш энд Керри» используется два подхода к проведению отбора, осуществляемые после ознакомления с документами кандидатов, их устными и письменными рекомендациями:
- собеседование или интервью;
- профессиональное тестирование,
определяющее уровень профприго
По итогам собеседования специалист по работе с персоналом принимает решение о подтверждении или отказа в кандидатуре соискателя.
Все собранные данные о кандидатах предоставляются директору на рассмотрение. Прием на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, медицинскую книжку; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета; документ об образовании.
Прием на работу оформляется приказом генерального директора, изданным на основании заключенного трудового договора. При приеме на работу работника знакомят под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка.
Затем бухгалтерией в трудовую книжку сотрудника вносятся сведения о выполняемой работе и занимаемой должности. Прекращение трудового договора оформляется приказом работодателя. Работника знакомят с приказом о прекращении трудового договора, и он ставит свою подпись.
В день прекращения трудового договора работодатель выдает работнику трудовую книжку и производит с ним расчет. Затем производится запись в трудовую книжку о причине прекращения трудового договора в точном соответствии с формулировками ТК со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи. Прием и увольнение сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» производится согласно Положению о едином порядке оформлении приема и увольнения сотрудников.
В компании существуют четкие правила трудовой дисциплины, которые указаны в Правилах Внутреннего Трудового Распорядка. Для обеспечения контроля за дисциплиной сотрудников в компании используются карты «тайм-контроля», которые фиксируют начало и окончание рабочего времени сотрудника.
Информация о работе Управление персоналом предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри»