Управление торговлей предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Закономерности управления………………………………..................... 4
2. Принципы функций управления.……………………………………….. 6
3. Функции управления………………………………………………………. 8
4. Принципы методов управления………………………………………….. 10
5.Методы управления……………………………………………………….. 12
6. Организационные основы управления…………………………………… 14
6.1 Выбор организационно-правовой формы…………………………… 15
6.2 Управление технологическими процессами…………………………. 18
6.3 Управление процессом обслуживания покупателей………………… 19
6.4 Управление персоналом………………………………………………. 20
6.4.1 Работа с персоналом……………………………………………. 22
6.4.2 Функции торгового персонала………………………………….. 23
7. Экономические основы управления……………………………………… 24
7.1 Управление товарооборотом…………………………………………. 25
7.2 Управление доходами…………………………………………………... 26
7.3 Управление издержками обращения………………………………….. 29
7.4 Управление прибылью…………………………………………………. 31
8. Автоматизированные системы управления торговлей…………………. 32
8.1 Система «Мой склад»………………………………………………….. 34
8.2 Система «1С: Управление торговлей»………………………………… 36
Заключение…………………………………………………………………… 38
Список литературы…………………………………………………………… 40
Приложение……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-Управление торговлей предприятия - Березина Ксения.docx

— 521.12 Кб (Скачать файл)

     Кроме того, управление процессом обслуживания покупателей неразрывно связано  с управлением важнейшими экономическими показателями деятельности торгового  предприятия, существенно влияющими  на его финансовое состояние. Эффективность  этого управления прямо влияет на объем товарооборота, сумму доходов и прибыли торгового предприятия, а следовательно и на возможности финансового обеспечения его предстоящего развития. 
 
 
 
 
 

     6.4 Управление персоналом

     Одной из важных функций торгового менеджмента  является управление персоналом. Специфика  реализации этой функции во многом определяется отраслевыми особенностями деятельности торговых предприятий.

     Отличительной особенностью предприятий этой отрасли  является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных  с обслуживанием покупателей  и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли.

     Главная цель управления персоналом состоит  в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.

     Кадровая  работа на предприятии  включает в  себя следующие направления деятельности:

  1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат.
  2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

     Для осуществления набора персонала используют следующие методы: публикация объявлений в местной газете; с помощью телевидения; по рекомендациям и др.

      1. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора. В процессе отбора предпочтение отдается работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску, адаптации к конъюнктуре потребительского рынка.
      2. Определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала.
      3. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
      4. Обучение: разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения.
      5. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
      6. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
      7. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.4.1 Работа  с персоналом

     Оперативный план работы с персоналом — это  детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее  место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с  подробной проработкой оперативных  действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.

     Для разработки оперативного плана работы с персоналом получают данные:

    • о постоянном составе сотрудников (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);
    • о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);
    • о текучести кадров;
    • о потере времени из-за простоев, по болезни;
    • о продолжительности рабочего дня;
    • о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
    • об услугах социального характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).

     Информация  о персонале представляет собой  совокупность всех оперативных сведений, специально обрабатываемых для кадрового  планирования.

6.4.2 Функции  торгового персонала

     Каждый  работник, исполняя свои должностные обязанности, должен обеспечить решение всех вопросов в соответствии с функциональными особенностями. Выделяется 10 ролевых функций, которые разбиты на 3 группы:

     Первая  группа

  • роль главного руководителя,
  • роль лидера,
  • роль связующего звена.

     Вторая  группа - информационные роли

  • приемник информации,
  • распространитель информации,
  • представитель.

     Третья  группа - роли, связанные с принятием  решений.

  • предприниматель,
  • устраняющий нарушения,
  • распорядитель ресурсов,
  • ведущий переговоры.

     В практической деятельности эти роли функциональной деятельности персонала и требования к его проф. знаниям воплощаются в общедоступные, понятные всем требования к торговому персоналу. А именно:

  • наличие общих знаний в области торговли,
  • компетентность в вопросах технологии и производства,
  • владение не только навыками администрирования, но и умение владеть ситуацией на рынке,
  • принятие обоснованных и компетентных решений и организовать их выполнение,
  • умение анализировать деятельность фирмы.
 
 

     7 Экономические основы управления

     В условиях рыночных отношений предприятие  является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается  нужная обществу продукция, оказываются  необходимые услуги.  

     Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

     На  основе общей миссии предприятия  формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой и должны отвечать следующим  требованиям: быть конкретными и  измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7.1 Управление товарооборотом

     Основу  коммерческой деятельности торгового  предприятия на потребительском  рынке составляет процесс продажи  товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

     Под товарооборотом торгового предприятия  понимается сумма продажи им потребительских  товаров за определенный период времени.

     Развитию  товарооборота торговых предприятий  всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности придается большое  значение в экономической и социальной политике страны. Это связано с  тем, что товарооборот характеризует  масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует  развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени  определяет масштабы внешнеэкономической  деятельности, денежного оборота, бюджетных  поступлений и других макроэкономических показателей. Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий.

     Развитие  товарооборота определяет широту и  глубину проникновения предприятия  на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

     В системе показателей развития торгового  предприятия товарооборот играет неоднозначную  роль. Являясь основным оценочным  показателем объема деятельности торгового  предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала. В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит  подчиненный характер по отношению  к прибыли предприятия от торговой деятельности.

     В общем составе товарооборота  торгового предприятия выделяются следующие его виды: розничный  товарооборот; оптовый товарооборот; торгово-посреднический товарооборот.

     7.2 Управление доходами

       Одним из результатов хозяйственной деятельности  торгового  предприятия выступает размер его доходов.  Доходы  торгового  предприятия  являются  его финансовой базой, обеспечивающей решение следующих трех важнейших задач:

           1. Основная часть доходов  торгового   предприятия  является  источником возмещения  всех  текущих  затрат  (издержек  обращения),  связанных   с осуществлением  его  хозяйственной  деятельности.  Реализация  этой   задачи обеспечивает самоокупаемость текущей  хозяйственной  деятельности  торгового предприятия.

           2. Часть доходов  торгового   предприятия  служит  источником  различных видов    налоговых    платежей,    обеспечивающих    формирование    средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов.  Реализация  этой задачи   обеспечивает   выполнение   финансовых    обязательств    торгового предприятия перед государством.

           3. Определенная часть доходов  торгового предприятия является  источником формирования   его   прибыли,   за    счет    которой    образуются    фонды производственного  развития,  дополнительного  материального  стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и  т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование  развития  торгового предприятия в предстоящем периоде.

           Предприятия торговли формируют  свои доходы из различных источников  и по различным   видам   хозяйственных   операций.   Сумма   доходов    торгового предприятия, полученных из всех источников  и по  всем  видам  хозяйственных операций,  образуют  его  валовой   доход.   В   соответствии   с   принятой классификацией валовой доход торговых предприятий включает  четыре  основных группы доходов: 1) доходы от реализации товаров и платных услуг;  2)  доходы от реализации продукции неторговой деятельности;  3)  доходы  от  реализации другого имущества; 4) доходы от внереализационных операций.

           1. Доходы от реализации  товаров   и  платных  торговых  услуг   являются основным видом доходов торговых  предприятий,  непосредственно  связанных  с отраслевой спецификой их деятельности. В их  состав  входят  доходы  как от розничной, так и от  оптовой  реализации  товаров.  Источником  формирования доходов от реализации товаров является торговая надбавка  (торговая  наценка), выступающая как разница между  продажной  и  покупной  ценой  реализуемых товаров. Источником формирования  доходов  от  реализации  платных  торговых услуг выступает цена оказываемых услуг (речь  идет  только  о  тех  платных услугах, которые оказываются покупателям персоналом торгового предприятия  и

включаются  статистикой  в  состав  розничного  товарооборота).  Совокупность доходов  от  реализации  товаров  и  платных  торговых  услуг  формируют  на торговом предприятии валовой доход от торговой деятельности.

           2. Доходы от реализации продукции  неторговой  деятельности  формируются за счет реализации товаров, работ и услуг  вспомогательных и обслуживающих производство  торговых  предприятий,  если   эти   производства   не   имеют отдельного баланса (например,  реализация  транспортных  услуг  сторонним предприятиям автотранспортом торгового предприятия).

           3. Доходы от реализации другого  имущества формируются за  счет  выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных  активов,  ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и  финансовых  активов торгового предприятия.

Информация о работе Управление торговлей предприятия