Финансовое предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение финансового предпринимательства как одного из видов предпринимательской деятельности в современной России. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотрение понятия, сущности и правового регулирования видов и форм предпринимательской деятельности в РФ;
2) рассмотрение финансового предпринимательства как одного из направлений предпринимательской деятельности;
3) рассмотрение поддержки и государственного регулирования финансового предпринимательства в современной России.

Содержание

Введение
1 Предпринимательская деятельность – понятие, классификация, правовое регулирование
1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности
1.2 Финансовое предпринимательство как одно из направлений предпринимательской деятельности
2 Рынок ценных бумаг как направление финансового предпринимательства в современной России
2.1 Основные понятия рынка ценных бумаг
2.2 Рынок ценных бумаг в современной российской экономике и его макроэкономическая значимость
3 Коммерческие банки и лизинговые компании как участники системы финансового предпринимательства в современной России
3.1 Основные понятия деятельности коммерческих банков
3.2 Лизинговые сделки и лизинговые компании
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Финансовое предпринимательство.docx

— 154.60 Кб (Скачать файл)


Депозитарий не имеет права распоряжаться  или управлять ценными бумагами депонента. Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность  депонированных у него ценных бумаг.

К обязанностям депозитария относятся:

- регистрация фактов обременения ценных бумаг депонентов обязательствами;

- ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по счету;

- передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием от эмитента и держателя реестра ценных бумаг.

Актуальным является развитие депозитарной системы, обеспечивающей качественный учет прав на ценные бумаги, гарантирующей  исполнение сделок и доступной во всех регионах России. В настоящее  время работа российских депозитариев строится по различным технологиям  осуществления депозитарных операций. Необходимость решения данной задачи подтверждается опытом зарубежных стран  в области создания инфраструктуры депозитарных услуг. Во всех странах  с развитым фондовым рынком была осуществлена централизация депозитарных функций, что соответствует рекомендациям  «Группы тридцати». «Группа тридцати» - неправительственная организация  экспертов, разработавшая в конце 80-х годов ХХ в. рекомендации, которые определили базовые принципы осуществления депозитарной деятельности на развитых фондовых рынках.

Работа национального депозитария  должна строиться на следующих базовых  принципах:

- высокая надежность и качество предоставляемых услуг;

- наличие современной технической базы с использованием высоких технологий;

- наличие развитой системы управления рисками;

- создание и развитие сети региональных представительств, содействие выходу региональных депозитариев на общероссийский фондовый рынок;

- наличие подготовленного высококвалифицированного персонала;

- открытость для новых участников;

- гибкость используемых технологий, позволяющая взаимодействовать с внешними структурами [14].

Клиринговая деятельность. Клиринговой  деятельностью является деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам  ценных бумаг и расчетам по ним.


Организации, осуществляющие клиринг  по ценным бумагам, в связи с расчетами  по ценным бумагам принимают к  исполнению подготовленные при определении  взаимных обязательств бухгалтерские  документы на основании их договоров  с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.

Обеспечение исполнения значительного  числа сделок требует минимизации  перемещения, как ценных бумаг, так  и денежных средств. С этой целью  клиринговые организации проводят взаимный зачет, что позволяет ускорить процесс поставки ценных бумаг и  денежных средств.

Клиринговые организации обязаны  формировать специальные фонды  для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. При этом расчеты  по ценным бумагам и денежным средствам  по итогам сделок должны осуществляться на основании базового принципа поставки против платежа (ППП). Именно в осуществлении  расчетов по данному принципу нуждаются  сейчас операторы российского фондового  рынка.

Так, например, в основу системы  расчетов на ММВБ в основном торговом режиме положен принцип 100 %-й предоплаты. Таким образом, уже в момент заключения сделки продавец и покупатель получают гарантии ее исполнения.

Выбор такой жесткой модели (на развитых рынках ценных бумаг такой  подход не используется) в значительной степени обусловлен нестабильностью  экономической ситуации в стране и, как следствие, нестабильностью  финансового положения многих участников. При завершении расчетов биржа следит за тем, чтобы продавец и покупатель получили денежные средства и ценные бумаги на свои счета одновременно и тем самым был соблюден принцип  ППП.

 

2.1.4 Участники рынка ценных бумаг.

 

Большинство сделок с ценными бумагами заключается при участии профессиональных участников рынка - брокеров и дилеров.

Брокеры совершают сделки в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения  или комиссии.

При совершении сделок брокер действует  от своего имени за счет и по поручению  клиента. В отличие от брокеров дилеры совершают сделки от своего имени  и за свой счет. Профессиональные участники  рынка ценных бумаг - банки и инвестиционные компании могут совмещать брокерскую и дилерскую деятельность.


Маркет-мейкером по ценной(ым) бумаге(ам) является участник, поддерживающий постоянные котировки на покупку (продажу) ценной бумаги в пределах минимального спрэда (разница между ценой покупки  и ценой продажи).

Важнейшим аспектом, во многом определяющим ликвидность и стабильность рынка  той или иной ценной бумаги, является наличие института маркет-мейкеров (специалистов, джобберов и т.д.).

На разных фондовых биржах обязанности  и права маркет-мейкера в значительной степени различаются (главным образом  это связано с тем, может ли маркет-мейкер действовать как брокер или нет), но в любом случае к  важнейшим сферам его деятельности относится:

- поддержание преемственности цен в определенные интервалы времени;

- сведение к минимуму разрывов между спросом и предложением;

- принятие определенной части риска;

- содействие в осуществлении торговых операций другими участниками.

Обеспечение ликвидности рынка  зависит как от минимизации спрэда, так и от определения оптимальных  размеров капитала, авансируемого на осуществление стабилизационных функций. В свою очередь, эти проблемы связаны  с определением необходимого количества маркет-мейкеров, специализирующихся на данных ценных бумагах.

Поскольку основная задача маркет-мейкеров заключается в создании «плавного  рынка», предотвращающего резкие колебания  курса ценных бумаг, вызванные временным  дисбалансом спроса и предложения, они обязаны подчас продавать  акции компаний, по которым специализируются, по курсу, неприемлемому для других участников торгов.

Для осуществления такого рода операций по стабилизации цен маркет-мейкер должен покупать акции, падающие в цене, за свой счет и продавать их из собственного запаса в случае резкого взвинчивания цен. Акции, которые он продает в  последнем случае, могут быть взяты  либо из собственного запаса, либо взаймы.

В силу этого биржевыми правилами  предъявляются различные требования к созданию маркет-мейкером резервного фонда.

Деятельность этих специалистов жестко регламентируется. На Нью-Йоркской фондовой бирже специалисты не имеют права  заключать сделки за свой счет, если имеют идентичный заказ от другого  брокера, не могут сами приобретать  акции, если в предыдущей сделке наблюдался рост цены, и, наоборот, продавать акции  из своего запаса, если и так имело  место падение цены в предыдущей сделке.


2.2 Рынок ценных бумаг в современной  российской экономике и его  макроэкономическая значимость.

 

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг  охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.

Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и  внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг  охватывает все виды деятельности и  все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п. [18].

Регулирование рынка ценных бумаг  осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций  регулирования. С этих позиций различают:

- государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой - эти последние сами договариваются о том, что созданная организация получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;

- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.


Регулирование рынка ценных бумаг  обычно имеет следующие цели:

- поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

- в определенных случаях - создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

- воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.);

- защита общественных интересов на рынке.

Процесс регулирования на рынке  ценных бумаг включает:

- создание нормативной базы функционирования рынка, то есть разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников рынка;

Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или организация  может занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять  определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются  уполномоченными на это регулирующими организациями или органами.

- контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Принципы регулирования российского  рынка ценных бумаг во многом зависят  от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную  временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг [4]. Основными принципами являются:


1. Разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и  инвестором, с одной стороны, и  отношений с участием профессиональных  участников рынка - с другой. В  первом случае регулируются отношения  между владельцем прав по ценной  бумаге и лицом, по ней обязанным.  Во втором - отношения, связанные  с заключением и исполнением  сделки, между эмитентом и профессиональным  участником, инвестором и профессиональным  участником или между профессиональными  участниками.

2. Выделение из всех видов  ценных бумаг так называемых  эмиссионных, то есть тех, которые  выпускаются в массовом порядке,  сериями и могут быстро распространяться  и рынок которых может быть  быстро организован. Операции  именно с такими бумагами нуждаются  в тщательном регулировании, поскольку  именно этими инструментами злоумышленники  могут нанести большой ущерб  участникам рынка.

3. Максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  - эмитентах, крупных инвесторах  и профессиональных участниках. Этим достигается возможность  получения участниками рынка  информации друг о друге для  принятия деловых решений при  операциях на рынке.

4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип  реализуется через непринятие  регулятивных документов, делающих  преференции отдельным участникам  рынка. Все субъекты регулирования  имеют равные права перед регулирующими  органами: в нормах не упоминаются  конкретные имена или фирменные  названия.

Информация о работе Финансовое предпринимательство в России