Финансовые результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные условия хозяйствования обязывают предприятие в любой период времени иметь возможность срочно погасить внешние обязательства, т.е. быть платежеспособным, или краткосрочные обязательства, т.е. быть ликвидным.
Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие ликвидно, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Черновик 1 091206.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)

– долгосрочный кредит вложен в строительство административных зданий и производственных цехов. Прибыль  предприятия из-за изменения внешних  условий не в состоянии покрывать  расходы по обслуживанию и погашению  кредита. Это результат финансовых просчетов администрации организации;

– вложения долгосрочного  и краткосрочного кредитов в рисковые инвестиционные проекты — например, в ценные бумаги. Из-за инвестиционных просчетов в прогнозе курса ценных бумаг происходит потеря капитала и, как следствие, наступление несостоятельности организации;

– краткосрочный кредит вложен в расширение оборотных активов — в запасы. Из-за ошибок в маркетинговых расчетах объем продаж снижается, прибыль уменьшается, и, как следствие, организация не в состоянии возвратить своевременно кредит и проценты по нему, что влечет за собой ухудшение платежеспособности организации.

2. Неэффективная маркетинговая  политика:

– неоправданное увеличение запасов материальных ресурсов, без  увеличения объема выпуска и реализации продукции. Отсутствие контроля за нормированием и расходом материальных ресурсов в производстве. В конечном счете приводит к возрастанию размера кредиторской задолженности, ее просроченности, влекущей увеличение пеней и штрафов, обращение в арбитражный суд;

– недостаточное изучение и нахождение новых рынков сбыта  и рынков поставщиков, что приводит к приобретению материальных ресурсов по повышенной цене, увеличению стоимости продукции, к затовариванию продукцией и появлению убытков. Вовремя не реализуется продукция, «застрявшая» на складе по различным причинам.

3. Неэффективная политика  предоставления товарного (коммерческого) кредита:

– увеличение сроков и  задержка оплаты потребителями за поставляемую продукцию. Результат — образование большого объема дебиторской задолженности, увеличение длительности оборота дебиторской задолженности, что приводит к недостатку оборотных средств, невозможности исполнять обязательства перед налоговыми органами, поставщиками и, в конечном счете, к невыгодным краткосрочным заимствованиям, что приводит к возникновению финансового кризиса организации;

– нарушение равновесия между выпуском продукции, ее реализацией и предоставлением товарного кредита потребителям.

  1. Увеличение издержек производства из-за применения устаревшей технологии, отсутствие ресурсосберегающей технологии, что влияет на конкурентоспособность продукции по ценам и приводит к снижению реализации и выпуска продукции, росту издержек в себестоимости продукции и в конечном итоге невозможности расплачиваться по долгам.
  2. Неумелое руководство деятельностью организации:

– неэффективная, негибкая, громоздкая организационная структура управления, плохое управление финансами предприятия. Отсутствие текущих и перспективных планов работы (производственных, финансовых) организации, низкая управленческая дисциплина и низкий уровень ответственности за результаты своих функций. Все это приводит к вытеснению продукции организации с рынков сбыта, снижению объемов продаж и увеличению непроизводительных затрат и, как следствие, к кризисному состоянию организации;

– низкая квалификация руководящих  кадров, способствующая нерациональным, необоснованно рискованным, авантюрным решениям, приводящим к потерям капитала организации.

6. Хищение и воровство  в организациях в различных формах и явлениях на различных уровнях управления организацией. Это прямые убытки, приводящие в конечном итоге к банкротству организации и др.

Рыночная экономика, т. е. экономика, в которой товары производятся и распределяются не в плановом порядке, а благодаря частной инициативе независимых предпринимателей, ориентированных на спрос потребителей, доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, поскольку она:

– изначально направлена на платежеспособный спрос потребителей;

– основана на частной  инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства и т. д.;

– предполагает конкурентную борьбу предпринимателей и отсев или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уровню собственных издержек.

Социалистическая административно-плановая экономика оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т. д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика предлагала рынку, как правило, ограниченный ассортимент товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

Фактически плановая экономика не столько ориентировалась  на рынок, сколько навязывала ему  продукты медленно обновляемых производств и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.

Социалистическая экономика  обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых объективным экономическим законам рыночной экономики.

В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место на карте страны как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов.

Предприятия строились  очень крупными и в силу этого  негибкими. Каждое предприятие обычно специализировалось на своих производственных функциях. Дублирование (и потенциальная конкуренция) допускалось очень редко.

В результате создалась  сеть очень больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Многие из них оказались совершенно неконкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары лучшего качества.

Если в одни предприятия  вкладывалось избыточно много средств, другие из-за дефицита капитальных  вложений едва развивались. В результате накопилась достаточно высокая доля откровенно устаревших предприятий — малопроизводительных шахт, чугунолитейных заводов. К сожалению, многие такие предприятия являются градо - и поселкообразующими, однако в условиях рынка они оказались лишними.

Очень многие заводы строились  как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий. В такие заводы не встраивался конвейер или производственный поток. Подобные заводы, которые можно назвать заводами-конгломератами, представляли собой по сути большую, хорошо оснащенную мастерскую, не способную, однако, приносить прибыль. В условиях рынка такие предприятия также оказались неконкурентоспособными.

Социалистическая экономика  изобрела особые формы предприятий в виде колхозов и совхозов, которые заняли целые хозяйственные ниши. Колхозы и совхозы в большинстве своем показали свою неспособность к продуктивному производству и к конкуренции в условиях импорта сельскохозяйственных продуктов.

Эта экономика всегда отличалась высоким уровнем милитаризации, большим количеством военных заводов, где товары народного потребления производились по государственному плану и составляли мизерную долю. Поэтому снижение государственного оборонного заказа поставило такие предприятия в кризисное положение.

Социалистическая экономика  развивалась на пространстве всего социалистического лагеря, не считаясь с его условными государственными и экономическими границами. Более того, закладывались и реализовывались схемы межгосударственной кооперации, когда изделие или узел машины производилось в одной стране, а сборка - в другой.

В результате процесса обособления  стран СЭВ и бывших республик  СССР многие российские предприятия  потеряли десятилетиями складывавшиеся хозяйственные связи, что не могло быть немедленно восполнено из российских источников.

Административно-плановая экономика выработала такую экономическую среду и менталитет, последствия, которых еще долгие годы будут проявлять себя в экономических решениях управляющих. Для многих предприятий не существовало понятия прибыли. Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и так вплоть до суммы командировочных расходов, т. е. фактически были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибыльностью предприятия.

Соответственно развивался менталитет, не обученный навыкам управления финансами, а ориентированный на исполнение планов и смет. При недостатке средств естественным правом считалось просить у государства, особо не допускалась или сдерживалась возможность тратить заработанное и полученное на инвестиции, элементы внешней роскоши — иномарки, стильную мебель, загранкомандировки и т. п. Иными словами, многолетние сдерживание и вынужденный аскетизм подспудно породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.

Непосредственному началу рыночных реформ в России предшествовал краткосрочный период первоначального становления частных коммерческих структур. Доходы очень многих из них основывались на ценовых ножницах между установленными государственными ценами на продукцию и фактическими рыночными.

Рыночные цены стали  ориентиром для предприятий в  условиях отмены государственного регулирования цен в 1992 г.

По отдельным видам  продукции цены превысили мировой  уровень. Это породило затоваривание  либо отгрузку товаров без предоплаты с высоким риском того, что они не будут вовремя оплачены.

Широкое распространение  получили расчеты по так называемому  бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуется денежных средств даже на оплату труда.

Фактически при господстве монополий — предприятий-гигантов, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства. Это привело к резкому росту цен и одновременному снижению объемов производства.

Россия фактически подтвердила  положение экономической теории о том, что в условиях монополии  при отсутствии рыночного регулирования ценами колебаний спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен с одновременным сокращением объемов производства.

Особенностью наступления  кризисов в организациях России является преднамеренность, т.е. создание условий руководителем (собственниками) организации для наступления ее неплатежеспособности или нанесение им ущерба организации в личных целях или в интересах третьих лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. С этой целью администрация организации создает на своей базе несколько юридических самостоятельных малых предприятий (ЗАО, ООО), выделив их из состава организации и поставив во главе этих предприятий своих доверенных лиц. Каждое из этих предприятий по существу превращается в частное предприятие своего руководителя и по договору с ним обеспечивает организацию каким-либо сырьем, материалами или реализует готовую продукцию. Таким образом, организация приобретает необходимые ей сырье и материалы не напрямую у изготовителей, а через эти предприятия-посредники по более высоким ценам. Эти же посредники реализуют готовую продукцию, покупая ее у организации почти по себестоимости (или даже немного ниже). Посреднические деньги уходят с предприятия на сторону. Организация - «прародитель» влезает в долги к своим фирмам, а акционеры - трудовой коллектив и государство - остаются без заработной платы и дохода. Это происходит в случае, если в планы администрации и в сговоре с ними некоторых собственников или иных лиц входит довести организацию до критического финансового состояния, превратить в банкрота, купить через подставную фирму обесцененные акции у трудового коллектива и у государства его долю и завладеть полностью организацией почти за бесценок.

Рассмотренные выше особенности  экономического развития России следует учитывать при разработке мер антикризисного управления организацией.

Таким образом, проанализировав  теоретические аспекты  анализа  платежеспособности можно сделать  вывод, что для предприятия важнейшее  значение составляет его способность  расплачиваться по текущим долгам. Именно невозможность своевременно погасить первоочередную кредиторскую задолженность является очевидным признаком банкротства. Для анализа платежеспособности необходимо определить, что можно использовать в качестве средства платежа и какую задолженность необходимо погасить в текущем периоде.

Платежеспособность выступает в качестве внешнего проявления финансового состояния предприятия, сущностью которого является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Большая или меньшая текущая платежеспособность (или неплатежеспособность) обусловлена большей или меньшей степенью обеспеченности (или необеспеченности) оборотных активов долгосрочными источниками.

Информация о работе Финансовые результаты