Формирование себестоимости продукции и ее влияние на прибыль предприятия (на примере ПРУТП «Гатча-Осовское»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Формирование себестоимости продукции имеет особое значение для предприятий. Так, данные учета издержек производства являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что изучение издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ): ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 10
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 21
1.3 МЕТОДИКА АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 35
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 36
2.2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 43
2.3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 47
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И УВЕЛИЧЕНИЯ СУММЫ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 53
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 54
3.2 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ. УСЛУГ) НА СУММУ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 59
3.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И УВЕЛИЧЕНИЮ СУММЫ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

 

Рис.3.6 Динамика изменения структуры условно- переменных затрат за 2002- 2006 годы

 

К уровню 2005 года перерасход топлива увеличился, что объясняется старением оборудования. За отчетный период не допущен перерасход по маслам, смазкам, тосолу, используемых в филиале по отношению к нормам расхода. В то же время увеличился расход масла М10Г2К на 11,4% по отношению к уровню 2005г. В связи с повышенным износом силовых агрегатов, требующих большей доливки масла. Увеличение расхода масел на 11,8 % обусловлено увеличением количества технологического оборудования на 14 единиц с двигателями, в системе смазки которых используется масло. Увеличение расхода спецмасел на 21,4 % в связи с увеличением количества, износом агрегатов. Увеличился расход по: консистентным смазкам на 13,4 %, по тосолу на 13,9 %, в связи с увеличение количества ПС с 272 до 297 единиц, износом увеличением списочного количества оборудования с 16 до 26 единиц.

С экономической точки зрения идеальным для деятельности предприятия является, очевидно, максимально эффективное использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы в результате могли быть оказаны услуги, реализация которых принесла бы максимально возможную стоимость при возможно наименьших затратах  самих ресурсов. В случае если эта выручка окажется недостаточной, то предприятие окажется не в состоянии возместить использованные средства и выплатить заработную плату работникам.

Успешная деятельность при работе в условиях сильной конкуренции, зависит от того, насколько она будет направлена в целом на экономическое удовлетворение потребностей потребителей услуг.

 

 

    1. Рекомендации по снижению себестоимости продукции (работ, услуг) и увеличению суммы прибыли в ПРУТП «Гатча-Осовское»

Экономию, обусловливающую фактическое снижение себестоимости, рассчитывать  по следующему составу (типовому перечню) факторов:

1. Повышение технического уровня  транспортных перевозок. Это внедрение новых видов транспортных средств, прогрессивной технологии их обслуживания, механизация и автоматизация процессов ремонта и эксплуатации; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик; прочие факторы, повышающие технический уровень транспортных перевозок.

По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно- технических достижений и передового опыта. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу услуг до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем перевозок  в планируемом году:

Э = (Сс – Сн) х Ан,                                                ( 3.2 )

где   Э - экономия прямых текущих затрат;

Сс - прямые текущие затраты на единицу до внедрения мероприятия;

Сн - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия;

Ан - объем в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Э=( 6220,2-6199,2 )*7087560,5=14858770,5 руб.

Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года.

Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве.

2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основной деятельности (например, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала  [27].

При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных фондов) на среднедействующее количество оборудования (или других основных фондов).

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления; уменьшения  расходов на транспортировку готовой продукции.

Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.

3. Изменение объема и структуры  продукции, которые могут привести  к относительному уменьшению  условно-постоянных расходов (кроме  амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле

Эп = (Т х Пс)/100,                                                ( 3. 3 )

где Эп - экономия условно-постоянных расходов;

Пс - сумма условно-постоянных расходов в базисном году;

Т - темп прироста услуг по сравнению с базисным годом

Эп=(100,3*3586149)/100=3596907,4 руб.

Относительное изменение амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а возмещается за счет других источников (спецфондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав продукции, и др.), поэтому общая сумма амортизации может уменьшится. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле

ЭА = (АоК / До - А1К / Д1) х Д1,                                     (3.4)

где ЭА - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений;

Ао, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году;

К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году;

До, Д1 - объем услуг базисного и отчетного года.

ЭА=(10,6*1/5324101-12,9*1/7087560,5)*7087560,5=0,71 руб.

Для исключения повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.

Рентабельность является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат. При различной рентабельности отдельных видов перевозок (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе перевозок, связанные с совершенствованием их структуры и повышением их эффективности, могут приводить и к уменьшению, и к увеличению затрат. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда [27].

4. Улучшение использования природных  ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности.

5. Значительные резервы заложены  в снижении расходов на подготовку  и освоение новых видов перевозок и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле:

 

Эп = (С1 / Д1 – Со / До ) х Д1,                                    (3.5)

 

где Эп - изменение затрат на подготовку и освоение производства;

Со, С1 -суммы затрат базисного и отчетного года;

До, Д1  - объем услуг базисного и отчетного года.

Эп =  (19312,6/7087560,5-12870,4/5324101,0)*7087560,5=2126,27 тыс. руб.

Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. К ним можно отнести, например, изменение размеров или прекращение разного рода обязательных платежей, изменение величины затрат, включаемых в себестоимость продукции и др.

Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции [23].

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Режим экономии предусматривает более эффективное использование сырья, материалов, топлива и энергии, изыскание источников и резервов дальнейшего снижения затрат на производство продукции.

Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто в результате широкого внедрения новой техники и передовой технологии, эффективного использования ресурсов сырья, совершенствования структуры и ассортимента продукции, повышения качества изделий.

В сумме затрат торфопредприятий на осуществление добычи торфа 30 - 40% приходится на приобретение ГСМ. Поэтому, одним из путей снижения издержек на торфопредприятии является использование газового топлива вместо бензина.

В последние годы возросло использование сжиженного газа в качестве автомобильного топлива, однако в общем объеме потребления сжиженного газа это направление пока не достаточно развито. Объем этого сектора розничного рынка оценивается в настоящее время в 30 - 40 тыс. тонн в год. В данном секторе сжиженный газ конкурирует с автомобильными бензинами, которые и задают ценовой ориентир для сжиженного газа: конкурентоспособная оптовая цена поставки сжиженного газа (в рублях за килограмм) составляет 70 процентов цены бензина (в рублях за литр) распространенных марок (например, АИ-76). Таким образом, при цене бензина 1975 рублей за литр конкурентная цена сжиженного газа в регионе реализации составляет 800 рублей за литр, определенных Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 12 октября 2004 г. N 222 «Об установлении предельных розничных цен на сжиженный газ при реализации на автомобильных газозаправочных станциях».

Кроме того, введение в действие нового агрегата для штабелевания МТФ-71 позволит сократить удельную трудоемкость на 18 чел.-часа/т, что приведет к экономии затрат по оплате труда на:

 

Р↓ЗП  = (118-100)´151899´ ´114=311697 тыс.руб.

В связи с недостатком сырья производственные мощности предприятия использовались не полностью. Так использование производственных мощностей по добыче торфа составило 67%. При увеличении нагрузки при остальных неизменных факторах увеличение объема составит , где К=(100-мощность фактическая)=100-67=33%. Резерв увеличения объема составит 108´0,33=36т.

Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции рассчитываются по формуле:

 

Для брикетов этот показатель составит 3´1,5 млн.руб.=4,5 млн. руб.

Резерв снижения себестоимости единицы продукции (1т) составит:

Информация о работе Формирование себестоимости продукции и ее влияние на прибыль предприятия (на примере ПРУТП «Гатча-Осовское»)