Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 02:49, курсовая работа
Современное развитие малого бизнеса требует решения проблем, снижающих экономическую эффективность предпринимательства: необходимость расширения реализации продукции на широком, часто региональном рынке, сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса и многие другие.
Для решения этих проблем необходимы новые экономические механизмы, одним из которых является франчайзинг.
Введение……………………………………………………………………………..3
Характеристика франчайзинга в торговле, его особенности, значение………4
1.1.Развитие франчайзинга в России……………………………………………7
Наиболее известные франчайзинговые фирмы, их характеристика …..14
Анализ деятельности франчайзинга в России………………………………...18
2.1. Организационно – правовая характеристика франчайзинга, ее анализ..18
2.2. Порядок заключения договора по франчайзингу, анализ выполнения…26
3. Пути оптимизации……………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………37
Приложения…………………………………………………………………………38
Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер таким образом говорит: «Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым». Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:
Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзер продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзер может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.
Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.
Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений. Так как договор франчайзинга применяется в различных сферах и имеет много разновидностей, некоторые виды франчайзинговых договоров имеют много общих черт с иными видами обязательств:
1. Наиболее близкими
к договору франчайзинга
2. Договор сбытового или товарного франчайзинга иногда сравнивают с Договором об исключительной продаже товаров или применительно к международной купле продаже товаров с договором об исключительном импорте, т.е. с дилерскими договорами. Отличия, как и в предыдущем случае, заключаются в том, что дилер перед покупателями выступает как самостоятельное юридическое лицо, занимающееся исключительно продажей товаров правообладателя. При договоре франчайзинга франчайзи полностью идентичен своему франчайзеру для потребителей его товаров и услуг.
3. Договор франчайзинга
надо отличать также от
4. Договор франчайзинга
в случае выплаты франчайзеру
вознаграждения в виде
5. При выплате
франчайзи вознаграждения
На территории Уральского региона в настоящее время представлено порядка 300 брендов. Доля брендинговых предприятий, особенно в торговых центрах, в настоящее время достигает от 70% до 90 %. Перечислим примеры наиболее успешных общероссийских франчайзинговых сетей, представленных на территории Екатеринбурга. Это сети по продаже одежды («Села», «Партизан», «Зарина», «Глория Джинс», сети по продаже обуви («Экко», «Монарх», «РальфРингер» «Эконока», «Центробувь»; сеть магазинов подарков («Красный куб»), сети магазинов по продаже бытовой технике и мобильных средств связи («Норд», «Диксис», «Цифроград», сети магазинов по продаже парфюмерно - косметических товаров («Ив Роше», «Этуаль», «Лореаль», «Для душа и души», «Ол! Гуд», на рынке продовольственной торговли франчайзинг представлен сетью дискаунтеров «Пятерочка».
1.2. Наиболее известные франчайзинговые фирмы, их характеристика
Сегодня крупнейшая
франчайзинговая сеть страны - "МГП"
- объединяет около 200 агентств в России
и странах СНГ. Основа ее работы -
постоянно обновляемая
Деятельность
сетей "МГП" и "Велл" включает
целый ряд сопутствующих
Одна из основных причин успеха его начинаний
в области сетевого бизнеса - правильное
и четкое позиционирование обоих брендов.
Вместе с тем именно размытое позиционирование
другого бренда - "Машина Времени",
одновременно воспринимавшегося и как
"народная" марка, и как бренд для
«солидных клиентов - поклонников творчества
Андрея Макаревича» привело к неудаче
данного сетевого проекта, закрытого минувшей
весной. Вторая по величине российская
сеть турагентств "Куда.ру" была основана
в 2001 г. Первоначально ее расширение шло
значительно медленнее, чем планировалось.
Лишь после того, как два года назад сеть
вошла в "Туральянс-Холдинг", ставка
была сделана не на привлечение небольших
"раскрученных" агентств, как намечалось,
а на создание "с нуля" новых бизнесов
и активное продвижение бренда. Все это
потребовало крупных инвестиций (в частности,
на присоединение сети к "телефонному
пулу" "7 семерок"). В результате,
сегодня сеть объединяет 87 пунктов по
всей стране, включая 23 собственных офиса
в столице. При этом, по мнению экспертов,
активное финансирование нового проекта
кардинально изменило ситуацию на рынке
отечественного сетевого турбизнеса -
если ранее развертывание серьезной турсети
требовало вложений в сумме $4,5-6 млн в течение
трех лет, то теперь сумма необходимых
инвестиций на тот же срок оценивается
ими в $9 млн.
Сеть "Куда.ру"
отличает продуманная система переподготовки
и аттестации кадров, единый яркий стиль
оформления офисов (включая форменную
одежду сотрудников). В технологическом
плане основа работы сети - подключение
всех агентств к современным системам
бронирования туруслуг INVITO и финансового
документооборота Navision. В планах компании
- открытие в этом году еще 10 новых собственных
офисов в Москве и 50 в регионах. Через два
года число пунктов продаж "Куда.ру"
должно достичь 180-200 в московском регионе
(60% - франчайзинг) и еще 130-140 франчайзинговых
офисов по всей стране.
Развертыванию сети
должны помочь и некоторые нововведения.
В ближайшем будущем в ООО "Туральянс
Холдинг планируется предоставлять возможность
выдачи кредитов на открытие новых офисов
и развивать систему так называемой мастер-франшизы
- предоставление прав на выдачу лицензий
на пользование маркой "Куда.ру" на
определенной территории. Одна из основ
деятельности крупных франчайзинговых
сетей - четкая схема работы со своими
агентствами, включая систему переподготовки
кадров, их постоянную аттестацию и составление
"черных списков" недобросовестных
туроператоров. Поэтому эксперты часто
с недоверием относятся к новым, активно
развивающимся сетям, которые заявляют
о льготных условиях предоставления франшизы
и широкой самостоятельности своих агентств.
"Чаще всего такие сети создаются лишь
для того, чтобы получить от операторов
повышенную комиссию, не неся никаких
обязательств", - считает один из экспертов
"ТБ". Среди недавно появившихся
и амбициозных - "Горячие туры" (явная
ассоциация с брендом "МГП"). Сегодня
число агентств под маркой "Горячие
туры" достигает 64, причем за последние
несколько месяцев оно утроилось.
Еще один активно
продвигаемый новый сетевой проект - "Путевочка"
- предполагает продажу готовых офисов
стоимостью $15 тыс., находящихся в крупных
торговых центрах (первоначально - в сети
"Пятерочка").
Международное
агентство недвижимости «Century 21» объявило
о создании в РФ собственной франчайзинговой
сети. Лицензиат агентства – компания “Century 21 Россия” – планирует продать в течение
пяти лет до 580 франшиз, причем ставка будет
сделана на небольшие агентства недвижимости.
Франчайзинг как модель ведения бизнеса
на отечественном рынке жилой недвижимости
пока приживается с трудом, однако эксперты
прогнозируют, что популярность франчайзинговых
схем будет расти.
Одной из интенсивно развивающихся компаний на территории области и за ее пределами является компания «Норд». Руководство компании активно заключает для развития своей сети договор франшизы. Партнерами - франчайзи стали бывшие дилеры «Норда». Отношения франчайзер – франчайзи выстраиваются по довольно мягкой схеме. Нет жесткого контроля за работой магазинов. В начале 2006 г. сеть включала 14 магазинов. К августу 2006 г. количество магазинов в сети выросло до 99, т.е. выросло в 7 раз. Дополнительно за пределами области магазины «Норд» открылись в Миассе, Южноуральске, ХМАО, Сургуте и Тюмени. К концу года количество магазинов возрасло до 120. Рыночная доля сети магазинов «Норд» к общему объему затрат жителей города на приобретение бытовой техники и электроники составила 25 %. В октябре 2005 года торговые сети «Норд» и «220 В» объединились. Причиной слияния стала общая тенденция укрупнения бизнеса, характерная для настоящего времени. В связи с приходом в регион федеральных сетей бытовой техники, норма рентабельности этого бизнеса у местных игроков сократилась за последние три года в полтора раза. Перед екатеринбургскими продавцами встал вопрос выживания. Уральские сети бытовой техники признают нестабильность своего положения на рынке и ищут собственные пути решения данной проблемы.
Так, например, техноторговая сеть «Кардинал» открыла в ТЦ «Гринвич» по франчайзингу два магазина одежды, где представлены две марки одежды (Лулу Кастагнет и Ло – Лоллипоп). В перспективе этот формат будет тиражирован во всех городах, где присутствует «Кардинал».
Первая попытка завоевать Екатеринбург продовольственный ритейлер «Пятерочка» предприняла в 2003 году. Но по допущенным ошибкам в выборе франчайзи, принятой идеологии, установлении отношений с бизнесом и властью, эта попытка не увенчалась успехом. После смены руководства, с начала 2006 года политика предприятия изменилась и до конца 2006 года сеть «Пятерочка» открыла 30 магазинов в Екатеринбурге и Свердловской области. С учетом ранее допущенных просчетов, руководство «Пятерочки» выстраивает свою стратегию на капитализацию компании и мирное слияние с местными сетями. Местные лидеры рынка продовольственного ритейла не горят желанием объединятся с кем бы то ни было. У сети супермаркетов «Кировский» свой проект по продвижению в область и руководство «Купца» имеет свою концепцию развития.
2.1. Организационно – правовая характеристика, ее анализ
Отечественное законодательство
практически не оперирует понятием
«франчайзинг». Определенные в гл. 54
ГК РФ термины “коммерческая