Ценообразование на предприятии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так просто сделать, потому что на цены существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть
Глава 1. Сущность, функции и классификация цен
Сущность цены, определение понятия «цена»………………………5
Функции цен……………………………………………………………...6
Классификация цен……………………………………………………..7

Глава 2. Ценовые стратегии и методы ценообразования
Ценовая политика предприятия, её сущность и принципы формирования…………………………………………………………………12
Ценовые стратегии……………………………………………………..14
Методы ценообразования……………………………………………..16

Глава 3. Состав и структура свободной рыночной цены
Себестоимость………………………………………………………..…19
Прибыль………………………………………………………………....22
Торговые надбавки, скидки…………………………………………..27
Налоги…………………………………………………………………....29

Практическая часть:
Состояние и особенности ценообразования на предприятии…...33
Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность………………38

Заключение………………………………………………………………….…41

Список использованной литературы……………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.docx

— 91.37 Кб (Скачать файл)

Структура себестоимости  по элементам затрат:

1). Материальные затраты:

  • Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;
  • Топливо, энергия;
  • Общепроизводственные затраты.

2). Оплата труда - заработная плата:

  • основного производственного персонала;
  • вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);
  • интеллектуального персонала;
  • служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);
  • младшего обслуживающего персонала.

3). Отчисления на социальные мероприятия.

4). Амортизация основных средств.

5). Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)

Зависимость себестоимости  от количества приобретенных (произведенных) единиц:

Себестоимость изменяется с  каждой произведенной или приобретенной  единицей товара или услуги, что  можно проиллюстрировать с помощью  следующего простого примера:

Некто отправился на автомобиле в магазин, чтобы купить пачку  масла ценою в 30 рублей. При расчёте  затрат принимаются следующие составляющие:

  • Затрачен час времени на поездку, что при оценке часа времени в 100 рублей добавляет к затратам 100 рублей.
  • Износ автомобиля (амортизация), что добавляет к затратам 10 рублей.

Таким образом себестоимость пачки масла составит:

Себестоимость = (цена всей партии (в данном случае одной пачки масла) + затраты) / количество = 140 руб.

Но если приобрести 2 пачки  масла, то себестоимость будет другой:

(цена х 2 + затраты) / 2 = 85 руб.

2.Прибыль

Прибыль - разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении).

Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов  хозяйственной деятельности субъектов  предпринимательства (организаций  и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская  деятельность.

Различают:

  • Бухгалтерская прибыль – разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);
  • Экономическая прибыль - это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных экономиках, дополнительные премиальные работникам.

Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

Объективные теории об источнике прибыли объясняют происхождение прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного равновесия.

Конъюнктурные теории.

В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту. При этом не возникает ни прибыль, ни убыток. Если в результате каких-то внешних причин изменилась рыночная конъюнктура (например, произошло повышение спроса на товар из-за случайного упоминания известными людьми), это приведёт к изменению как цены, так и выручки. Однако цены факторов производства не изменились, их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего. Следовательно, у фирмы остаётся некая часть, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль или убыток фирмы.

Монополия.

Одно из объяснений появления  прибыли связано со ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие нарушения конкурентного  равновесия из-за доминирования на рынке с элементами диктата цен  вплоть до полной монополии.

Капитал.

Совокупность активов, используемых для получения прибыли в будущем. Перенаправление активов из сферы потребления в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения будущих прибылей, называют также капиталовложениями или инвестициями.

Виды капитала:

  • Основной капитал — переносит свою стоимость на продукт производства по частям за относительно большое время (например, станок);
  • Оборотный капитал — переносит свою стоимость на продукт производства всю сразу (например, мука для выпечки хлеба);
  • Постоянный капитал — не изменяет размер стоимости, а лишь переносит её на результат производства сразу или по частям (все затраты, кроме заработной платы);
  • Переменный капитал  — используется для найма рабочей силы, имеет форму заработной платы, изменяет размер стоимости;
  • Рабочий капитал — финансовый показатель, характеризующий способ ведения бизнеса компании. Равен разнице между текущими активами и текущими обязательствами.

Прибавочная стоимость.

Прибыль является превращённой формой прибавочной стоимости, а не собственно прибавочной стоимостью, так как часть прибавочной стоимости трансформируется в форму «затрат» — проценты по кредиту, рента, налоги, надбавки к зарплате.

Субъективные  теории об источнике прибыли предполагают наличие дополнительного фактора производства — «предпринимательского таланта» и соответственно наличия дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) — предпринимательской прибыли.

Оплата услуг предпринимателя.

Размер предпринимательской прибыли зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда предпринимателей, а высокая ценность данного товара объяснима его недостаточным предложением, чему способствуют три причины:

  1. Предприниматель должен обладать соответствующей репутацией и состоянием, чтобы занять средства у владельца капитала.
  2. Предприниматель должен обладать «талантом управления», понимаемым как редкое сочетание в одном лице самых разнообразных интеллектуальных и психологических качеств, позволяющих принимать верные решения и побуждать окружающих к их выполнению.
  3. Высокий риск, которому подвержена деятельность предприятия и который может быть никоим образом не связан с достоинствами предпринимателя, но последствия которого могут затронуть как материальное благополучие последнего, так и его деловую репутацию.

Инновации.

Это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • Используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  • Достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Риск.

Риск — сочетание вероятности и последствий наступления событий.

Разграничивают два вида риска:

  1. Риск, вероятность которого может быть статистически просчитана и от которого, следовательно, можно застраховаться, например риск пожара на складе готовой продукции или риск стихийного бедствия;
  2. риск (неопределённость), принципиально не страхуемый, например риск, связанный с отсутствием спроса на новый товар, в разработку и производство которого были вложены значительные средства.

Риски первого рода не так  страшны предпринимателю — страхуясь  от них, он включает страховые взносы в свои производственные затраты. Однако все риски второго рода предприниматель  берет на себя, принимая решения  о выпуске той или иной продукции, установлении той или иной цены на неё, выбирая ту или иную конкурентную стратегию при продвижении продукции  на рынок. Прибыль (убыток) выступает, таким образом, как выигрыш (проигрыш) в игре с непредсказуемым результатом.

Вся прибыль есть следствие различия между ожидаемыми и фактическими затратами и доходами предпринимателя. А несовпадение «плана» и «факта» объяснимо лишь существованием принципиальной, не поддающейся измерению неопределённости будущих состояний рынка. Если же тем или иным образом можно было достоверно узнать, например, величину платежеспособного спроса на товар в определённый момент будущего, экономика не выходила бы из состояния равновесия, предприниматели не несли бы убытков и не получали бы прибыли.

Понимаемую таким образом  прибыль следовало бы отнести  не к доходу предпринимателя, а, скорее, к доходам владельцев других факторов. Когда предприниматель слишком  оптимистично оценивает будущее  и предсказывает высокую цену своего товара, он, в случае несбывшегося прогноза, понесет убытки, а владельцы  факторов получат доход, больший  ценности их реального предельного  продукта. И наоборот, если предприниматель  ожидает падения цен, а оно  не происходит, владельцы факторов получат доход, меньший, чем если бы они его получили при более точном прогнозе, и прибыль предпринимателя образуется из-за «недоплаты» владельцам факторов.

3.Торговые надбавки, скидки

Расходы, связанные с реализацией  товаров розничными торговыми предприятиями  населению, возмещаются через торговую надбавку. Формула для расчета  цены на основе торговой скидки имеет  вид:

где Pп — цена продажи товара; Ррп— цена приобретения товара; г — скидка, доли единицы.

Уровень торговой скидки определяется величиной необходимых затрат для  реализации данным звеном своей функции  в процессе товародвижения, а также  желаемым уровнем рентабельности, объемом  продаж.

Торговая надбавки — денежная сумма, на которую продавец увеличивает  продажную цену по сравнению с  ценой приобретения для себя. Расчет продажной цены производится по формуле:

где а — торговая надбавка на цену приобретения, в долях единицы.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транспортные расходы  по доставке товара от поставщика. Они  зависят от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре. Включаются и другие расходы по закупке и реализации товаров розничной торговой организацией, а также прибыль и налог на добавленную стоимость.

Если по продукции и  товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных  размеров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  устанавливают и регулируют размеры  торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые  концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения; наценки на продукцию, реализуемую  на предприятиях общественного питания  при образовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными  сроками завоза грузов.

На предприятиях общественного  питания цены на реализуемую продукцию  формируются, исходя или из свободных  отпускных цен, или цен закупки  на эту продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки), или торговой надбавки и наценки.

Размеры наценок устанавливаются  на сырье (продукцию), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного  питания. Определяются наценки с  учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, отчислений в бюджет (кроме предприятий, освобожденных  от уплаты с доходов этого налога) и обеспечения рентабельной работы этих предприятий. Органы исполнительной власти России могут вводить государственное  регулирование наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного  питания.

Величина издержек обращения  связана с условиями купли-продажи. Чем больше посредников участвуют  в реализации товара, тем выше издержки обращения, тем выше и уровень продажной цены. Поэтому создание или возникновение в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать удешевлению товародвижения. Крупный оптовик дает крупные, выгодные, стабильные заказы производителям. Он выгодно отличается от мелкого и розничного тем, что не завышает прибыль на единицу товара, а увеличивает массу прибыли в зависимости от массы товара. Более того, крупные оптовики чаще всего сами регулируют свою отпускную и розничную цены, определяя долю другого посредника или розничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая или торговая скидка.

4.Налоги

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: "Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Информация о работе Ценообразование на предприятии.