Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика организации".
1.Акции акционерных обществ: классификация, назначение и роль. Акция - ценная бумага, предоставляющая владельцу право на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, на получение дивидендов, а также части имущества АО в случае его ликвидации. Дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год как правило деньгами, имуществом или в форме дополнительных выпусков акций. Акции различаются по доходности, по условиям выпуска и приобретения на рынке. В настоящее время акции, несмотря на большое число разновидностей, можно разделить на два основных вида: привилегированные и обыкновенные. Привилегированные дают право на первоочередное получение дивиденда, отчисляемого от прибыли в виде фиксированного процента от номинала или в виде фиксированной суммы денежных средств. Владельцы привилегированных акций пользуются преимущественным правом при возврате акционерного капитала в случае ликвидации АО. Часть прибыли, оставшаяся после распределения дивидендов по привилегированным акциям, распределяется между держателями обыкновенных акций. Размер дохода по обыкновенным акциям колеблется в зависимости от прибыли предприятия.
Реализация акций на рынке ценных бумаг идет в основном двумя способами: через внебиржевой оборот и путем продажи на фондовой бирже.
Номинальная стоимость акции - стоимость, назначенная акции при выпуске, имеет значение только по отношению к тому доходу или дивидендам, которые владелец получит по этой акции. Курс акции - цена, по которой акция продается на рынке, отношение рыночной цены акции к ее номинальной, нарицательной стоимости. Курс акций той или иной компании находится в прямой зависимости от получаемого по ним дивиденда или от перспектив получения дивидента и в обратной зависимости от величины процентных ставок.
2.Банковская система государства, ее структура и функции. Банк -это кредитная организация, к-рая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать денежные средства физ. и юр. лиц; размещать указанные ср-ва от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открывать и вести банковские счета физ. и юр. лиц. ЦБ - осуществляет свою работу в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте, развитию и укреплению банковской системы РФ, обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Российская банковская система - двухуровневая. На первом уровне находится ЦБ, который работает в основном с кредитными организациями; на втором - российские коммерческие банки, а также филиалы и представительства иностранных банков. Современная банковская система РФ пережила уже два кризиса. Первый в августе 1995 г. выразился в крахе межбанковского кредитного рынка и неспособности большого количества банков рассчитываться по своим обязательствам. Второй в августе 1998 г. характеризуется потерей ликвидности наиболее крупными банками, приостановкой безналичных расчетов и потерей доверия к банковской системе населения. Потери -100 млрд. руб. Активы банков сократились на 25%. До сих пор у большинства региональных банков не восстановилась ресурсная база. В рыночной экономике банковская система выполняет две основные функции – макроэкономическую функцию создания денег и микроэкономическую функцию финансового посредничества.
3.Безработица, ее причины, формы и методы преодоления Безработица – соц.-эк. явление, пори к-ром часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в РФ признаются граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы приступить к ней. Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период эк. кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую силу.
Различают три вида безработицы: Фрикционная - существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно. Структурная - связана с изменением структуры пр-ва и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее. Циклическая - возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада пр-ва, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную, региональную, молодежную и т.д.
Причины безработицы в России: структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития; закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий; внедрение в пр-во новой техники и технологии.
Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты.
Меры по сокращению безработицы: (1) Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); (2) Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции); (3) Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса; (4) Переподготовка и проф. подготовка по дефицитным специальностям и профессиям. (5) Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя); (6) Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
4. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства. Организационная структура включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тыс. местных бюджетов. Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней .Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «консолидированный бюджет» РФ.В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы – доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ). Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету. Дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците .Субвенции – средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности .Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей, на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства .Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию. Кредитные ресурсы – средства, предоставляемые на кредитной основе, т. е. на основе платности и возвратности. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов – это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций. Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней
5.Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт. Методы их расчета ВНП – макроэкономический, показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного продукта. В ВНП включается стоимость продукта, созданного в самой стране и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих стране. ВНП равен сумме чистого национального дохода и амортизационных отчислений на реновацию изношенных основных средств. Способы измерения ВНП: а) по совокупным расходам (суммируются компоненты совокупных, расходов – потребительские расходов, инвестиции, гос. расход, чистый экспорт); б) по совокупным доходам (Суть данного метода в том, чтобы объединить в одном показателе все виды доходов, получаемых в экономике, а также два компонента, не являющихся по сути доходами - амортизацию или объем потребленного капитала и чистые косвенные налоги на бизнес - налоги минус субсидии);
в) по добавленной стоимости (суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Сумма добавленных стоимостей дает ВНП. Добавленная стоимость любой фирмы равна стоимости произведенной продукции за вычетом стоимости промежуточной продукции, приобретаемой фирмой. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП).
ВВП - совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделения ресурсов, использованных на их производство, на импортные и внутренние. Для большинства стран мира показатели ВВП и ВНП различаются незначительно и зачастую считаются взаимозаменяемыми. Чаще всего используют два метода расчета ВВП: -1- путем суммирования всех доходов в экономике: заработной платы, процентов на капитал, прибыли и ренты; -2- путем суммирования всех произведенных расходов: потребления, инвестиций, государственных закупок товаров и услуг, а также чистого экспорта. Теоретически результаты вычислений в обоих случаях должны совпадать, поскольку расходы одного участника эк. отношений всегда являются доходами для другого.
Система нац. счетов - система нац. учета, основанная на обобщении и систематизации данных сплошных и выборочных обследований, а также статистической отчетности. Результатом обработки первичной информации является комплекс балансовых таблиц, показатели которых позволяют определить обобщающие макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики и динамику эк. роста. Существует рекомендованная ООН стандартная система измерения показателей, входящих в национальные счета, однако многие страны ей не следует.
6.Валютные системы и валютный курс. По мере развития внешнеэкономических связей создавалась валютная система – государственно-правовая форма организации валютных отношений, регулируемая национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Вначале сложилась национальная валютная система. Ее характеризуют следующие элементы:
– национальная валюта;
– условия конвертируемости национальной валюты, т. е. ее обмена на иностранные валюты;
– режим валютного паритета – соотношение между двумя валютами;
– режим валютного курса (фиксированного или плавающего);
– наличие или отсутствие валютных ограничений;
– регулирование международной валютной ликвидности страны, включающей четыре компонента (официальные золотые и валютные резервы стран, счета СДР, резервную позицию в МВФ) и отражающей способность страны погашать ее внешний долг;
– регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов;
– режимы валютного рынка и рынка золота;
– статус национальных органов, регулирующих валютные отношения.
По мере развития мировых хозяйственных связей у создавалась мировая валютная система, которая преследует глобальные цели мирового сообщества, призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый механизм регулирования и функционирования. Исторически существовало четыре МВС. Первая была создана в 1867 г. Парижским соглашением, вторая МВС явилась результатом соглашения 30 стран на Генуэзской международной экономической конференции 1922 г., третья МВС была оформлена в результате Брет-тон-Вудских соглашений 1944 г. Ныне действует четвертая МВС, основы которой были заложены в 1976 г.. Валютный курс – цена денежной единицы одной страны. Выраженная либо в денежных единицах другой страны, либо в наборе денежных единиц группы стран (валютной корзине), либо в международных счетных денежных единицах: СДР, ЭКЮ и др. Валютный курс отражает комплекс взаимоотношений между двумя валютами: соотношение их покупательной способности, темпов инфляции, спроса и предложения валют на международных валютных рынках и др. В историческом плане известны три режима установления валютных курсов: 1. Режим золотых паритетов – пропорции обмена валют определялись их золотым содержанием, т.е. существовал твердый валютный курс. Отклонение валютного курса от паритета было очень незначительным, в пределах так называемых "золотых точек", определяемых расходами по транспортировке золота за границу. 2. Режим фиксированных валютных курсов – имел место в послевоенный период – с 1944 г. ("Бреттон -Вудская система") вплоть до официального прекращения обмена долларов США на золото (1971 г.); 3. Режим плавающих курсов валют – означает, что курсы валют определяются на основе спроса и предложения. Факторы, влияющие на формирование валютного курса рубля, можно разделить на три группы:
1. долгосрочные (непосредственно
определяют паритет
2. среднесрочные (оказывают
влияние на соотношение спроса
и предложения валюты на
; 3.краткосрочные (все
остальные факторы, возникающие
неожиданно и носящие
7.Государственные внебюджетные фонды: состав, цели, задачи. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Состав: Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Другими словами, Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Цели Главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Задачи: - разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета; - дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Специальные внебюджетные фонды направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального
страхования Российской
3) Федеральный
фонд обязательного
Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов - Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного.
Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.