Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика организации".

Вложенные файлы: 1 файл

ИГА ответы к Госам новые.docx

— 248.23 Кб (Скачать файл)

38.Сущность  и функции финансов как экономической  категории.

Функции финансов

1. Контрольная: эта функция является  инструментом формирования и  использования денежных средств.

Финансы объективно отражают распределительный процесс. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием этих фондов по целевому назначения.

В настоящее время финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, экономическое стимулирование и на рациональное и бережное использование финансовых ресурсов.

Еще одна задача финансового контроля – проверка соблюдения законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств.

Контрольная функция осуществляется через деятельность органов финансового контроля и налоговых служб.

2. Распределительная: распределение  национального дохода заключается  в создании основных или первичных  доходов. Их сумма равна национальному  доходу. Основные доходы формируются  путем распределения национального  дохода среди участников материального  производства, они подразделяются  на две группы:

заработная плата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

доходы предприятий в сфере материального производства.

Первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности, удовлетворения культурных потребностей населения, следовательно, происходит дальнейшее перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода осуществляется между сферами производства, отраслями, территориями, слоями населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные доходы, которые служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

3. Регулирующая: эта функция проявляется  посредством вмешательства государства  через финансы в процесс производства.

В целях регулирования экономики и социальных отношений используется финансовое и бюджетное финансирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве; порядок формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов; методы финансового планирования; форма управления финансами и финансовой системой страны и финансовое законодательство.

39.Товар и  его свойства. Определение величины  стоимости товара: теория трудовой  стоимости и теория предельной  полезности. Товар – экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей. 
Потребительная стоимость – совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. 
Меновая стоимость – свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров. 
Факторы, воздействующие на величину стоимости: 
1. Производительность труда, под которой понимают его эффективность, плодотворность. Производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Повышение её приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. 
2. Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. 
Первый подход – трудовая теория стоимости и ее разновидности: идеалистическая, относительная, абсолютная. В соответствии с этой научной концепцией субстанция, т. е. сущностная основа товара, определяется трудом, затраченным на его производство. В завершенном виде трудовая теория стоимости была разработана К. Марксом. Однако отдельные элементы этой теории исследовались задолго до возникновения классической школы. Впервые положение о приравнивании различных товаров выдвинул древнегреческий философ Аристотель, который писал о товарном обмене: «Обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости. 
Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. 
Потребительная стоимость – полезность вещи, ее способность удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Все товары как потребительные стоимости делятся на средства производства и предметы потребления. Первые выступают в виде станков, машин, вторые – в виде предметов, удовлетворяющих личные потребности людей. Некоторые предметы потребления выступают и как средства производства, и как предметы потребления. 
В качестве потребительной стоимости выступают также услуги. Своеобразие услуг состоит в том, что они, во-первых, не имеют вещественной формы (транспортные перевозки, ремонт обуви, одежды); во-вторых, выступают в виде полезного эффекта (для транспорта – перемещение грузов или пассажиров, в домашнем хозяйстве – стирка белья и т. д.); в-третьих, услуга как потребительная стоимость может быть потреблена в момент производства (потребление электроэнергии). Вторым свойством товара является стоимость или его способность обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции (меновая стоимость). 
Меновая стоимость – количественное отношение, в котором различные потребительные стоимости обмениваются между собой в определенных пропорциях. Потребительные стоимости различных товаров являются качественно разнородными и количественно несоизмеримыми.. 
Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей. Затраты труда служат общей основой определения меновой стоимости. 
Абстрактный труд – основа, которая делает товары однородными и соизмеримыми. Следовательно, конкретный и абстрактный труд – две стороны воплощенного в товаре труда. Конкретным трудом создается потребительная стоимость, а абстрактным трудом – стоимость товара. 
Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами труда. 
Общественно необходимые затраты труда – рабочее время, которое требуется для изготовления какого-либо товара при общественно нормальных для данного общества условиях производства, при среднем уровне умелости и интенсивности труда. 
Второй подход – теория предельной полезности, согласно которой в основе определения стоимости товара лежит полезность. Одним из методологических принципов обоснования этой теории является маржинализм, предполагающий использование для исследования экономических законов и категорий предельных величин. 
Субъективная ценность – ценность материальных благ для данного субъекта; объективная ценность – рыночная цена материального блага. При этом определяющая роль отводится субъективной ценности. В процессе обмена субъективный подход осуществляется по следующей схеме: каждый покупатель решает, какое количество товара он готов отдать за нужное ему благо; оценка ценности блага проводится индивидуально каждым отдельным участником хозяйственного процесса.. 
Третий подход – теория сочетания издержек и полезности, предложенная А. Маршаллом. Используя теории трудовой стоимости и предельной полезности, он сделал вывод, что «принцип издержек производства» и «принцип конечной полезности» являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения. Он затраты при изготовлении продукции выводил из теории трудовой стоимости товара как совокупности затрат труда. «Конечную полезность» или рыночную стоимость реализации определял на основе теории предельной полезности в виде спроса и предложения и исходил из того, что «вещи обмениваются друг на друга пропорционально труду, затраченному на их производство». 
А. Маршалл отмечал, что «издержки» (теория трудовой стоимости) и «полезности» (теория предельной полезности) не противостоят друг другу, а являются составными частями всеобщего закона спроса и предложения рыночной экономики. 
По его мнению, на цены влияют два фактора – «предельная полезность» и «издержки производства». Каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц. Они увязываются друг с другом при помощи третьего – спроса и предложения. 
Цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара. 
Цена, которая назначается производителем (продавцом), определяется издержками его производства.

40.Товарная  форма хозяйства, ее происхождение  и основные черты. В докапиталистических формациях натуральное хоз-во занимало преобладающее место в обществ. пр-ве, хотя в античных рабовладельческих государствах уже имело место довольно развитое товарное производство. Вместе с тем господство натурального хоз-ва не исключало развития товарно-денежных отношений. Развитие факторов пр-ва привело к углублению общественного разделения труда, повышению его производительности. Это явилось объективной причиной перехода от натурального хозяйства к товарному. Товарное хоз-во – это такая форма организации общественного пр-ва, при которой эк. отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке, продукты производятся отдельными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке .Характерные черты товарного хоз-ва: 1. Основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов. По мере развития производительных сил углубляется общественное разделение труда. Это приводит к тому, что хоз-ва, специализирующиеся на пр-ве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и удовлетворить ею все свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним – товарного производства. 2. Продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, эк. обособленные производители. Эк. обособление товаропроизводителей как различных собственников является причиной возникновения товарного производства. Только обмен между собственниками становится товарным. 3. Продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям. По этой причине товарное хозяйство является открытой системой: продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, т.е. выходят за пределы хозяйственной единицы. 4. Установление косвенных, опосредованных связей между пр-вом и потребл., когда изготовленная продукция прежде поступает на рынок для обмена на другие товары и лишь затем попадает в сферу потребления.  Товарное производство предопределяет серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Одно из бесспорных преимуществ товарного производства – его неразрывная связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и другими элементами производительных сил.

41. Торговый и платежный  балансы страны. Платежный баланс – это соотношение платежей, произведенных страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени (месяц, квартал, год). Общий платежный баланс страны образуют платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов, а также движение золотых и валютных резервов. Общий платежный баланс страны всегда сбалансирован, т. е. его активные и пассивные операции составляют одинаковую величину. Различают платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов и балансирующие статьи. Важнейшая составная часть платежного баланса по текущим операциям – торговый баланс, отражающий соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за соответствующий период. В платежный баланс по текущим операциям включаются также платежи и поступления по страхованию, комиссионным операциям, туризму, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи по лицензиям за использование изобретений. В платежном балансе отражаются также военные расходы страны за рубежом. Баланс движения капиталов и кредитов отражает платежи и поступления по экспорту-импорту государственного и частного долгосрочного и краткосрочного капиталов. Сюда входят прямые и портфельные инвестиции, вклады в банках, коммерческие кредиты, специальные финансовые операции и др. Состояние платежного баланса по текущим операциям оказывает непосредственное воздействие на валютный курс страны. При хронически пассивном платежном балансе курс валюты падает, при активном – повышается. Следует иметь в виду, что для динамики валютного курса основное значение имеет сальдо платежного баланса по текущим операциям не между двумя странами, а общее сальдо этого баланса по отношению ко всем странам, участвующим в международных расчетах страны .Важными элементами платежного баланса являются балансирующие статьи, к которым относятся государственные золотовалютные резервы, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-финансовых организаций. От платежного баланса следует отличать расчетный баланс, который представляет требования и обязательства страны по отношению к зарубежным странам. В эти требования и обязательства включаются государственные (золотовалютные и пр.) и частные активы, прямые инвестиции, полученные и предоставленные кредиты, обязательства финансовых и нефинансовых корпораций. В отличие от платежного баланса в расчетный баланс входят все требования и обязательства по отношению к другим странам, по которым не произведены платежи. Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основных его статей. К межгосударственным средствам регулирования платежного баланса относятся:– согласование условий экспортных кредитов;– двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;– кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

42. Управление финансами в РФ: цели, задачи, методы и направления совершенствования    Управление финансами имеет ряд существенных особенностей: Распад Союза и приобретение суверенитета и международного права республиками. Ранее самый высокий потенциал имели 4 республики: Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Сейчас произошел разрыв, разрушены долгосрочные партнерские и экономические отношения, сложились кардинально новые взаимоотношения между республиками.

С переходом к рынку в России создается новая система управления финансами и кредитно-денежной сферой, так как прежняя планово-централизованная система к рынку не приспособлена. Был создан Центральный банк, развиваются коммерческие банки, бюджетная система перестроена на принципах федерализма и имеет налоговую основу, установлены таможенные границы.

Вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности в процессе приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность определять собственную финансовую стратегию и тактику.

Сложились некоторые характерные финансово-экономические структуры, которые имеют свою специфику и управление финансами. В связи с этим перед государством стоит чрезвычайно важная проблема в управлении финансами – это учет финансовой и экономической деятельности различных субъектов хозяйствования:

а) регламентирование и регулирование деятельности нефинансовых коммерческих корпораций (реальный сектор экономики – и предприятия, которые производят продукцию);

б) контроль за деятельностью финансово-кредитных учреждений;

в) управление финансами государственной и муниципальной власти;

г) контроль за финансовой деятельностью некоммерческих организаций;

д) регулирование финансов домашних хозяйств.

Государственное регулирование финансов в условиях рыночной экономики играет существенную роль, но в то же время она существенно отличается от функций государства в планово-директивной экономике. Для регулирования финансов необходима достаточная степень автономий Центрального банка в осуществлении им монетарной политики, а также самостоятельности таких вновь созданных структур как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании. На финансовую политику достаточно сильное влияние оказывают средства массовой информации. Выработка принципов и концепций программы экономической политики, мер и методов регулирования финансовой системы. Эта часть включает ежегодное послание президента РФ, подготовку правительством, правительствами субъектов федерации, а также местными администрациями программ проектов бюджетов разных уровней. Кроме того, правительство и ЦБ РФ совместно разрабатывают принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер ее регулирования. Гражданский кодекс РФ регулирует наряду с экономическими отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: налоговый кодекс определяет основы налоговой политики, бюджетный процесс регулируется бюджетным кодексом (01.01.1999 г.). Для устойчивого функционирования системы финансов и ее отдельных звеньев большое значение имеет проведение жесткой и гибкой монетарной политики. Проведение в условиях открытой экономики регулирующего валютного курса имеет большое стабилизирующее значение.

Микроэкономические косвенные методы регулирования финансовой сферы:

Формирование и поддержание конкурентной среды, ограничение монополизации рынка.

Регулирование финансовой деятельности (регулирование цен, естественных монополий).

Формирование контрактно-договорных отношений.

Использование государством мер воздействие на товарный и финансовый рынки, поддержание уровня и соотношения цен.

Регулирование внешнеэкономической деятельности государства, коммерческих фирм, банков и проведение эффективной таможенной политики.

Микроэкономические методы прямого административного воздействие на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности.

Управление унитарными предприятиями государственной собственности.

Финансовое датирование отдельных предприятий.

Применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товара.

Целенаправленная социально-финансовая защита малообеспеченных слоев и проведение мер социальной защиты. Установление льгот по налогам и другим платежам (предприятиям, которые входят в план структурной перестройки, малым предприятиям, предприятиям, которые занимаются особыми видами деятельности). Применение финансовых и других санкций к нарушителям финансовой дисциплины.

43. Уровень жизни населения и его показатели. Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны  .Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум». Уровень жизни оценивают также по показателям:

а) состояния трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях, в протеиновом содержании, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность учащихся и студентов на 10 тыс. человек населения, доля расходов на образование в ВВП);

 б) развития  сферы услуг (число врачей на 10 тыс. человек населения, число больничных  коек на 1 тыс. человек населения, обеспеченность населения жильем, бытовыми приборами и т.п.).Показатели  экономической эффективности характеризуют  уровень экономического развития, так как показывают качество, состояние и уровень использования  основного и оборотного капитала  страны, трудовых ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"