Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика организации".

Вложенные файлы: 1 файл

ИГА ответы к Госам новые.docx

— 248.23 Кб (Скачать файл)

 

34.Основные  типы производства признаки и  показатели.

Тип производства - классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема выпуска изделий, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, трудоемкости операций и длительности производственного цикла. Обычно различают единичное, серийное и массовое производства.

Единичное производство

Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий. Образцы или не повторяются, или повторяются нерегулярно. Рабочие места не имеют глубокой специализации. Единичное производство характеризуется наличием значительного незавершенного производства, отсутствием закрепления операций за рабочими местами, применением уникального оборудования, частой переналадкой оборудования, высокой квалификацией рабочих, значительным удельным весом ручных операций, общей высокой трудоемкостью изделий и длительным циклом их изготовления, высокой себестоимостью выпускаемой продукции. Разнообразная номенклатура делает единичное производство более мобильным и приспособленным к условиям колебания спроса на готовую продукцию.

Единичное производство характерно для станкостроения, судостроения, производства крупных гидротурбин, прокатных станов и другого уникального оборудования.

Серийное производство

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции. Партии (серии) изделий повторяются через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства.

В серийном производстве удается специализировать отдельные рабочие места для выполнения подобных технологических операций. Уровень себестоимости продукции снижается за счет специализации рабочих мест, широкого применения труда рабочих средней квалификации, эффективного использования оборудования и производственных площадей, уменьшения, по сравнению с единичным производством, расходов на заработную плату.

Продукцией серийного производства является стандартная продукция, например машины установившегося типа, выпускаемые обычно в более значительных количествах (металлорежущие станки, насосы, компрессоры, оборудование химической и пищевой промышленности).

Массовое производство

Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах на узкоспециализированных рабочих местах в течение продолжительного периода. Механизация и автоматизация массового производства позволяют значительно снизить долю ручного труда. Для массового производства характерны неизменная номенклатура изготовляемых изделий, специализация рабочих мест на выполнении одной постоянно закрепленной операции, применение специального оборудования, небольшая трудоемкость и длительность производственного процесса, высокая автоматизация и механизация.

Себестоимость продукции массового производства по сравнению с продукцией единичного и серийного производства минимальна. Этот тип производства экономически целесообразен при достаточно большом объеме выпуска продукции. Необходимым условием массового производства является наличие устойчивого и значительного спроса на продукцию. В условиях экономического кризиса массовое производство становится наиболее уязвимым.

335.Основные  фонды предприятия: понятие, структура, стоимостная оценка.  Понятие, состав и структура основных фондов предприятия. Виды стоимости основных фондов.

Основные фонды – активы организации, которые сохраняя свою натуральную форму многократно используются при производстве продуктов (работ, услуг), постепенно переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции, произведенной с их участием.

ОФ в зависимости от назначения делятся по группам: 

  1. Здания и сооружения; 
  2. Передаточные устройства; 
  3. Машины и оборудование; 
  4. Транспортные средства; 
  5. Инструменты; 
  6. Производственный инвентарь и принадлежности;  
  7. Хозяйственный инвентарь и другие.

К ОФ не относятся; 

  1. Малоценные предметы стоимостью меньше устанавливаемого лимита, независимо от срока службы; 
  2. Быстропроизводимые средства со сроком службы меньше 1-го года; 
  3. Готовые изделия на складе предприятия.

По характеру участия разделяют на: активную и пассивную.

Виды стоимости ОФ: 

  1. Первоначальная стоимость(фактическая стоимость созданных ОФ); 
  2. Восстановительная(определяется путем переоценки ОФ в ценах действующих в году,когда проводиться переоценка) ; 
  3. Балансная(стоимость, по которой ОФ числятся на балансе предприятия); 
  4. Ликвидационная(сумма которая может быть получена от реализации ОФ по окончанию срока его службы); 
  5. Остаточная(первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом износа)  
  6. Среднегодовая(учитывает происходящие за год изменения ОФ) .

36 Основные функции и методы  управления. . Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации .Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Выделяют 2 большие группы методов управления:1. методы управления техническими системами;2. методы управления социально-экономическими системами. Методы управления техническими системами строятся на базе естественных наук и могут реализоваться в виде автоматических систем. В социально-экономических системах методы управления подразделяются на следующие виды:1. экономические;2. организационно-распорядительные (административные)3. социально-психологические. Экономические методы управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы. Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через их непосредственные интересы, стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Административные методы управления - это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу административных методов относят:- организационное проектирование,- регламентирование,- нормирование. Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы .Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм. Распорядительные методы реализуются в форме:приказа,постановления,распоряжения,инструктажа,команды,рекомендаций.Административные методы управления - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Недостатки метода следующие:1) подавляется инициатива, творческая работа;2) отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;3) в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците).Социально-психологические методы управления - осуществляются путем руководящего воздействия на социальные принципы деятельности коллектива. Они основаны на изучении социального состава и условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов работника. Результаты производственных успехов во многом определяются социально-психологическим климатом в коллективе, удовлетворением культурных, бытовых и других потребностей работающих.Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:- воздействие руководителя на отношения в коллективе;- изучение условия включения в коллектив новых членов;- изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда;

- учет влияния  дисциплинарной практики и других  факторов на настроение коллектива;

- влияние стиля  руководства на взаимоотношения  членов коллектива;

- влияние отдельной  личности в коллективе;

- психологические  основы авторитета личности.

В практике управления применяются различные социологические методы и приемы исследований:

- анкетирование;

- интервьюирование  и личное наблюдение;

- социальный эксперимент;

Достоинства метода: включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей (нематериальное стимулирование).

37.Планирование в системе  управления организацией. Виды и  назначение планов. Планирование – это разработка программы действий предприятия в сферах снабжения, производства, сбыта, финансов, кадров и в других сферах на перспективу. Планы могут быть оперативными, тактическими, стратегическими. Основные инструменты планирования – это расчетные методы и методы моделирования и прогнозирования. На основе прогнозов могут быть составлены планы. Например, финансовое планирование включает в себя: прогноз объемов реализации, календарный план движения денежных средств, расчет точки безубыточности (объем продаж, при котором покрываются все расходы, но прибыли еще нет). С позиций управления производством планирование предусматривает установление целей и задач хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также способов их достижения на основе формирования плановых заданий (мероприятий, действий), которые должны быть выполнены в заранее установленные сроки. При этом имеется в виду, что предприятие – это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей. Например, при цеховой структуре управления предприятием начальник участка (мастер) подчиняется непосредственно не директору завода, а начальнику цеха. Последний из объекта управления директора предприятия превращается в субъект управления для начальника участка (мастера). Начальник участка (мастер) из объекта управления начальника цеха сам становится субъектом управления для рабочих своего участка.

В каждой из подсистем управления независимо от ее уровня реализуется функция планирования. А поскольку подсистемы управления предприятием – часть единой системы, то цели их функционирования должны быть согласованы, но содержание планирования будет различным исходя из места и роли подсистемы в общей системе управления. План предприятия, цеха, участка, задание рабочему взаимосвязаны, но это – разные по содержанию планы.

Планирование в условиях свободной рыночной экономики намного сложнее, чем при централизованной системе управления предприятиями, так как для них становится необходимостью самостоятельная разработка перспектив своего будущего развития. Таким образом, планирование деятельности предприятий в новых условиях требует изменения ранее применяемых принципов, форм и содержания процесса составления плановых заданий. Виды планирования можно классифицировать по следующим признакам. 1. В зависимости от срока и степени детализации плановых расчетов планирование должно быть перспективным, текущим и оперативным. Перспективное планирование должно охватывать период прогнозируемого действия производственного цикла. Текущее планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам. Оперативное планирование служит равномерному выполнению текущего плана производства в соответствии с установленной номенклатурой продукции в оптимальном количестве, в требуемом качестве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла. 2. По содержанию перспектив развития и поставленных целей и задач планирование можно подразделить на стратегическое, тактическое и бизнес-план. Стратегическое планирование должно быть нацелено на поиск новых возможностей для предприятия исходя из глобальных целей и поставленных задач развития. Тактическое планирование должно обеспечить осуществление целей стратегического планирования, создать предпосылки для реализации возможностей предприятия по увеличению объемов производства, росту производительности труда, снижению затрат, повышению качества продукции, уменьшению потребности в инвестициях и т.д. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного проектного или инвестиционного мероприятия. По ряду причин этот вид планирования существенно отличается от приведенных выше видов производственного планирования. 3. В зависимости от обязательности плановых заданий планирование подразделяется на директивное и индикативное. Директивное планирование предусматривает беспрекословное осуществление решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер: в его составе могут быть и обязательные задания, но их число должно быть весьма ограничено. 4. В производственно-структурном аспекте планирование можно рассматривать: на корпоративном уровне (для ассоциации, концерна, объединения и т.д.); на уровне самостоятельных и экономически обособленных единиц типа предприятия, фирмы, обособленного подразделения, филиала; на уровне подразделения – цеха, участка, бригады, рабочего места.

 

 

38.Понятие и типы организационных  структур. Организация как система может быть представлена в виде совокупности определенным образом взаимосвязанных подсистем (элементов), образующих единое целое. Состав, расположение и характер отношений между ними определяют структуру организации. Элементами структуры являются отдельные работники, функциональные подразделения, а также службы и другие звенья аппарата управления организацией. Отношения между ними осуществляются благодаря установлению устойчивых связей, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и выражают отношения между равными по положению в иерархии компонентами организации, поэтому их относят к числу одноуровневых. Их главное назначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Вертикальные связи – это связи подчинения, они соединяют иерархические уровни и служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Устанавливаемые связи могут носить линейный или функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи, их часто называют штабными, имеют место по линии движения информации между отдельными частями организации и выполняют роль информационного обеспечения координации.

В рамках структуры организации протекают различные процессы (управления, производства и др.), между участниками которых распределяются соответствующие задачи и функции, а следовательно, и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру организации можно рассматривать как форму распределения различных видов деятельности между ее компонентами и координации деятельности этих компонентов, направленной на достижение целей организации. Одна и та же структура не может в равной мере подходить для всех типов организаций, но каждое предприятие (учреждение) обладает той или иной структурой, которая приспособлена к достижению ее конкретных целей.

 
В зависимости от соотношения уровней и структурных подразделений различают типы структур:

1. Линейную,

2. Функциональную,

3.Линейно-функциональную

,4.Дивизионную

,5.Адаптивные(органические)структуры.  
Линейная структура. При линейной оргструктуре управления руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него. Руководитель, таким образом, несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений. Доминирующим принципом построения линейной структуры служит вертикальная иерархия, обеспечивающая простоту и четкость подчинения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"