Экономическая сущность оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 06:55, дипломная работа

Краткое описание

Учёт труда и заработной платы на предприятии должен обеспечивать оперативный контроль над количеством и качеством труда.
Данная дипломная работа раскрывает один из самых трудоёмких разделов бухгалтерского учёта - расчёты с персоналом по оплате труда. В работе отражена информация по учёту личного состава предприятия, организация оплаты труда, исчисление среднего заработка, оплата «больничных листов» и других социальных выплат.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

В 2004 году сохраняется ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, которое не может превышать 11700 рублей за полный календарный месяц (ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002г № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год», действие которой продлено на 2004г. ст.7 Закона о бюджете ФСС на 2004г.).

В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов.

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 положения и частью первой статьи 8 Закона расчёт среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени в 12 календарных месяцах, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

При этом средний заработок работника исчисляется в порядке, установленном Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003г. №213, принятым в соответствии со ст.139 ТК РФ, за некоторыми исключениями.

В среднем заработке при исчислении пособия по временной нетрудоспособности учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги и страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС РФ.

При этом заработная плата за работу по совместительству не учитывается.               

Для расчёта пособия необходимо выполнить следующие действия:

1) определить среднедневной (среднечасовой) заработок в соответствии с  п.8 Постановления Правительства  РФ №213;

2) рассчитать размер дневного (часового) пособия путём умножения среднедневного (среднечасового) заработка на коэффициент, зависящий от продолжительности стажа;

3) определить максимальный размер  дневного (часового) пособия путём  деления предельной суммы 11700 руб. на количество дней нетрудоспособности;

4) исчислить размер пособия по временной нетрудоспособности путём умножения дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (часов), пропущенных в связи с болезнью.         

Работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трёх месяцев, в соответствии с частью второй статьи 8 Закона в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учётом этих коэффициентов.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период  отпуска:

  • 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности — 84 календарных дня) до родов;
  • 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86 календарных дней; при рождении двух и более детей — 110 календарных дней) после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Основанием для выдачи пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке. Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия.

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка по месту работы (ст. 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»).

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам. Средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется в порядке, установленном для исчисления пособий по временной нетрудоспособности (в соответствии с Положением, с учётом положений статьи 8 Закона и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании).

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона пособие по беременности и родам исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11700 плюс районный коэффициент.

Пример: Работница организации  с 29 июля по 19 декабря 2003 г. уходит в отпуск по беременности и родам (140 календарных дней без учета праздников). Оклад работницы – 1518 руб. В организации установлена 5-дневная рабочая неделя. Количество рабочих дней в месяцах,за которые выплачивается пособие, составит: в июле – 23 раб. дня; в августе - 21 раб. день; в сентябре – 22 раб. дня; в октябре – 23 раб. дня; в ноябре – 19 раб. дней; в декабре – 22 раб. дня.

Количество рабочих дней, пропушщенных работницей, составит: в июле – 3 раб. дня; в августе – 21 раб. день, в сентябре – 22 раб. дня; в октябре – 23 раб. дней; в ноябре – 19 раб. дней; в декабре – 14 раб. дней.

Всего рабочих дней в июле – декабре – 130, из них Нонка находилась в отпуске по беременности и родам 102 рабочих дня. Размер пособия составит:

- в июле       -    198 руб.  (1518 руб. : 23 р. д. * 3 р. д.); в августе    -  1518 руб.;

в сентябре  -  1518 руб.; в октябре    -  1518 руб.; в ноябре     -  1518 руб.; в декабре   -    966 руб.  (1518 руб. : 22 р. д. * 14 р. д.).

Общая сумма пособия составит: 198 + 1518 +1518 + 1518 +1518 + 966 = 7236 руб.

Максимальный размер среднедневного пособия составит:

(15 210 руб. * 6 мес.) : 130 р. д. = 702 руб. / дн.

Максимальный размер пособия за весь период отпуска составит:

702 руб. / дн. * 102 р. д. = 71 604 руб.

В бухгалитерском учете будут сделаны следующие проводки:

Дт 69  Кт 70  -  начислено пособие по беременности и родам;

Дт 70  Кт 50  -  выдано из кассы пособие по беременности и родам.

 

2.9. Расчёты  по  единому  социальному  налогу

 

С  1  января  2001г.  Налоговым  кодексом  РФ   введен  единый  социальный  налог,  зачисляемый  в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд  Социального  страхования  РФ  и  фонды  обязательного  медицинского  страхования  РФ. Ставка  ЕСН  -  35,6  %.

Плательщиками  данного  налога  признаются  работодатели,  производящие  выплаты  наёмным  работникам.

Объектом  налогообложения    признаются:

выплаты  и  иные  вознаграждения,  начисляемые  работодателями  в  пользу  работников  по  всем  основаниям, в  том  числе:

  1. вознаграждения  по  договорам  гражданско-правового  характера,  предметом  которых  является  выполнение  работ;
  2. выплаты  в  виде  материальной  помощи  и  иные  безвозмездные  выплаты  в  пользу  физических  лиц,  не  связанных  с  налогоплательщиком  трудовым  договором,  либо  договором  гражданско-правового  характера,  предметом  которого  является  выполнение  работ.

В  соответствии  со  ст. 238  Налогового  кодекса  РФ  не  подлежат  налогообложению:

государственные  пособия,  выплачиваемые  в  соответствии  с  законодательством РФ,  в  том  числе  пособия  по  временной  нетрудоспособности,  пособия  по  уходу  за  больным  ребёнком,  пособия  по  безработице,       беременности  и  родам;

все  виды  установленных  законодательством  РФ,  законодательными

актами  субъектов  РФ,  решениями  представительных   органов    местного

самоуправления  компенсационных  выплат;

Статьёй  241  части  второй  Налогового  кодекса  РФ  установлены  четыре   шкалы ставок  единого  социального  налога.

Ставки  единого  социального  налога  представляют  собой  сумму  взносов  во  внебюджетные  фонды  (ПФР,  ФСС,  ФОМС).  Единый  социальный  налог  исчисляется  по  регрессивной  шкале  ставок  (чем  выше  доход,  тем  ниже  ставка  налога).

Необходимо  отметить,  что  в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  241  части  второй  Налогового  кодекса  РФ  регрессивная  шкала  ставок  единого  социального  налога  может  применяться  организацией  только  при  соблюдении  конкретных  условий.  Определение  этих  условий  связано  с  расчётом  налоговой  базы  в  среднем  на  одного  работника  с  учётом  средней  численности  работников,  которая  определяется  в  порядке,  установленном  Государственным  комитетом  РФ  по статистике.

Начисление  заработной  платы  производится  в  расчётно-платёжной,  расчётной  и  платёжной  ведомостях  (формы № Т-49,  Т-51,  Т-53  утв.  Постановлением  Госкомстата  России  от  6.04.2001  №  26  «  ОБ  утверждении  унифицированных  форм  первичной  учётной  документации  по  учёту  труда  и  его  оплаты»)  на  основании  данных  первичных  документов  по  учёту  выработки,  фактически  отработанного  времени,  листков  на  доплату  и  других  документов.

Организации  самостоятельно  рассчитывают  сумму  налога,  подлежащую  перечислению  в  государственные  внебюджетные  социальные  фонды. 

Сумма  налога,  уплачиваемая  в  составе  налога  в  Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации,  подлежит  уменьшению  налогоплательщиками на  сумму  произведенных  ими  самостоятельно  расходов  на  цели  государственного   социального  страхования,  предусмотренные  законодательством  Российской  Федерации.

Для  учёта  начисленных  и  подлежащих  перечислению  (возмещению,  зачёту)    сумм  единого  социального  налога  в   ООО «БСК-Мехпнизация»  применяется  счёт  69  «Расчёты  по  социальному  страхованию  и  обеспечению»,  к  которому  открываются  соответствующие  субсчета:

69-1 «  Расчёты  по  социальному  страхованию»,

69-2 «  Расчёты  по  пенсионному  обеспечению»,

69-3 «  Расчёты  по  обязательному  медицинскому  страхованию».

Начисление  сумм  единого  социального  налога  производится  по  кредиту  счёта  69  в  корреспонденции  с  дебетом  различных  счетов  в  зависимости  от  направления  затрат  в  части  начисленной  заработной  платы  и  иных  произведенных  выплат.

 

2.10. Анализ  движения   рабочих   кадров

 

Состав  производственных  кадров  всегда  находится  в  движении.  Оно  определяется  приёмом,  увольнением  и  внутренним  перемещением  работников.  Процесс  движения  кадров  и  соответствующее  ему  изменение  численности  называется  оборотом  рабочей  силы.  Оно  включает  приём  и  выбытие  рабочих.  Приём  новых  рабочих  на  предприятие  осуществляется  за  счёт:  организационного  набора;  найма  рабочих  самим  предприятием  со  стороны  в  индивидуальном  порядке.

Проведём  анализ  движения  рабочих  кадров  на  предприятии  ООО «БСК-Механизация ».

Общая  численность  работающих  по  состоянию  на  1  января  2002 года  составляет  132  человека.  В  том  числе: рабочие – 103 человека,  руководители – 6 человек,  специалисты – 20 человек,  служащие – 3 человека.

За отчетный период принято всего - 29 человек,  в том числе:  рабочие – 28 человек, за 12 месяцев уволено всего –26 человек,  в том числе: рабочие – 23 человека.

Из общего числа уволенных: по собственному желанию – 24 человека в связи  с уходом на пенсию по старости – 1 человек,  переводом в другую организацию – 1 человек.

Для характеристики движения рабочей силы в отчетном периоде произведем расчет следующих показателей по формуле 2 и 3.

-  коэффициент оборота по приему  рабочих (Кпр):

Кпр =     Количество принятого на работу персонала                

Среднесписочная численность персонала                                           ( 2 )

Кпр =  29 / 132  =  0,219

- коэффициент  оборота по выбытию (Кв):

Кв =    Количество уволившихся работников

Среднесписочная численность персонала                                           

Кв =  26  / 132  = 0,197                                                                                  ( 3)

Сопоставлением  соответствующих  коэффициентов  отчётного  и  базисного  периодов  изучают   оборот  рабочей  силы.  Однако  анализ  этих  показателей  не  даёт  полного  представления  о  работе  коллектива  предприятия  по  созданию  постоянства  кадров.  Необходимо  детальное  изучение  причин  ухода  рабочих  с  предприятия  с  целью  разработки  мероприятий  по  предотвращению  их  убыли.

Под  убылью  понимается  количество  рабочих,  оставивших  работу  на  предприятии  в  течение  определенного  отрезка  времени.  Причины  убыли  многообразны  и  для  анализа  их  можно  объединить  в  три  группы.  К  первой  относятся   такие  причины,  устранить  которые  предприятие  не  может.  Это  естественная  убыль  (уход  на  пенсию  по  старости,  инвалидности,  смерть);  призыв  в  ряды  СА  и  др.  случаи.

Информация о работе Экономическая сущность оплаты труда