Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 09:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявление основных путей совершенствования производства и сбыта хлебобулочных изделий.
В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия, провести анализ современного состояния предприятия, наметить основные направления по увеличению производства и сбыту хлебобулочных изделий.
Введение …………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы экономической эффективности производства продукции…………………………………………………………………………5
1.1 Специфика и проблемы отрасли, факторы эффективности……………...5
1.2 Направления повышения эффективности производства продукции…...10
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия….13
2.1 Организационные основы, размер и специализация предприятия……...13
2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности………………………………………………………………......…20
3 Экономическая эффективность производства продукции на предприятии…………………………………………………………………...…25
3.1 Финансовые результаты от реализации продукции и факторы, их обусловливающие……………………………………………………………….25
3.2 Динамика объемов производства продукции и обеспеченность от-расли ресурсами……………………………………………………………………...…28
3.3 Продуктивность основного ресурса (например: коэффициент за¬грузки производственных мощностей; продуктивность животных, урожайность культур и т.п.) и факторы, на нее влияющие…………………………………..30
4 Себестоимость продукции и факторы, ее обусловливающие……….……35
Выводы и предложения ………………………………………………………...34
Библиографический список……………………………..………………………40
Из таблицы видно, что выручка от реализации в 2011 году по сравнению с 2007 годом возросла в 1,6 раза; прибыль увеличилась в 6,6 раза и составила в 2011 году 315,8 тыс. руб. При этом уровень рентабельности в динамике за 5 лет вырос на 6,7%.
3.3 Продуктивность основного ресурса (например: коэффициент загрузки производственных мощностей; продуктивность животных, урожайность культур и т.п.) и факторы, на нее влияющие
Основным мероприятием по увеличению производства хлебобулочных изделий является более рациональное использование производственной мощности.
Под производственной мощностью предприятия понимается «расчетный максимально возможный в определенных условиях объем выпуска продукции в единицу времени». Производственная мощность рассчитывается как максимально возможный в определенных условиях годовой (суточный, сменный) выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусматриваемых планом, при полном использовании производственного оборудования и производственных площадей, с учетом применения передовой технологии и организации труда и в соответствии со сложившейся специализацией, кооперированием производства и режимом работы предприятия.
Производственная мощность предприятия определяется в тех же натуральных единицах измерения, в которых планируется и учитывается производство продукции на данном предприятии: тоннах.
Производственная мощность рассчитывается в соответствии с «Основными положениями по расчету производственных мощностей действующих предприятий, производственных объединений (комбинатов)».
Фонд времени работы оборудования принимается максимально возможным и рассчитывается исходя из:
числа календарных дней в году;
времени выходных и праздничных дней (вычитается);
количества рабочих часов в сутки (24 часа в сутки для предприятий с непрерывным процессом производства);
установленной продолжительности смен в часах;
нерабочего времени в сокращенные смены в предпраздничные и предвыходные дни (вычитается);
нормативного времени, необходимого для проведения планово предупредительных ремонтов, проверок и осмотров оборудования (вычитается).
Использование производственной мощности на предприятии представлено в таблице 12
Таблица 12 – Использование производственной мощности
Показатели |
Годы |
План 2011 г. |
План в % к 2011 г. | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |||
Производственная мощность предприятия, т |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
100 |
Фактический выпуск продукции, т |
266,5 |
231,6 |
281,3 |
334,8 |
357,7 |
480 |
134,2 |
Использование производственной мощности, % |
44,4 |
38,6 |
46,9 |
55,8 |
59,6 |
80 |
+20,4 |
Изучение
возможностей предприятия
Для того, чтобы реализовывать дополнительную продукцию, полученную за счет увеличения использования производственной мощности, необходимо искать и дополнительные рынки сбыта.
В настоящее время предприятие реализует продукцию преимущественно через магазины города и через собственную торговую сеть.
Выбор каналов реализации сказывается на расходах и прибылях. Предприятие берущее на себя все функции, должно их и оплачивать, соответственно оно и получает все доходы.
Расчетные данные по каналам реализации представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Каналы реализации хлебобулочных изделий
Исходные и расчетные данные |
Магазины города |
Собственная торговая сеть |
Посредник |
1. Производственная себестоимость 1 т, руб. |
9776 |
9776 |
9776 |
2. Затраты на перевозку 1 т, руб. |
98 |
162 |
- |
3. Арендная плата 1 т, руб. |
64 |
64 |
64 |
4. Заработная плата продавцам 1 т, руб. |
- |
500 |
- |
5. Цена реализации 1 т, руб. |
10972 |
10972 |
10972 |
6. Коммерческая себестоимость 1 т, руб. |
9938 |
10502 |
9840 |
7. Прибыль 1 т, руб. |
+1034 |
+470 |
+1132 |
8. Рентабельность 1 т, % |
10,4 |
4,5 |
11,5 |
Как видно из приведенных данных наиболее прибыльным и рентабельным вариантом является тот, по которому хлебобулочные изделия реализуются через посредника.
В настоящее время большинство производителей работают через посредников, которые доставляют товар на рынок и формируют канал распределения товаров.
Канал распределения — это совокупность взаимозависимых организаций, которые делают товар или услугу доступной для использования или потребления.
Производители, прибегающие к услугам посредников, получают определенные выгоды. Обращение к посредникам объясняется их непревзойденной эффективностью в доведении товара до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники обычно предлагают производителям большую прибыль, чем они способны получить самостоятельно.
Роль канала распределения заключается в перемещении товаров от производителей к потребителям. Благодаря каналу устраняются разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.
Участники канала распределения выполняют несколько очень важных функций.
Информационную: сбор и распространение информации, полученной в ходе маркетинговых исследований, об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других субъектах и факторах среды.
Продвижения: разработка и распространение обращений к покупателям.
Ведения переговоров: достижение согласия по ценовым и другим вопросам для обеспечения передачи прав владения и распоряжения товаром.
Заказа: заключение соглашений с другими участниками канала на предмет приобретения товаров у производителя.
Финансирования: изыскание и распределение средств, необходимых для покрытия издержек, возникающих на различных уровнях канала.
Принятия риска: принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Владения товаром: последовательное хранение и перемещение продуктов, от склада производителя до конечных потребителей.
Оплаты: перевод денег покупателя по счетам продавца через банки и другие финансовые учреждения.
Передача титула собственности: передача прав владения и распоряжения товаром от одного физического или юридического лица к другому.
Производителю, выпускающему всего лишь один продукт, обычно необходимы три канала: торговый, транспортный (канал доставки) и сервисный. Эти функции могут выполняться несколькими компаниями. Каждый из трех каналов улучшается с развитием технологии.
Главный вопрос состоит не в том, должны ли каналы распределения выполнять различные функции (безусловно должны), а в том, кто будет их осуществлять. Всем этим функциям присущи три общих свойства: используемые ресурсы ограничены; эффективность исполнения повышается благодаря специализации; они выполняются различными членами канала.
Если часть функций берет на себя производитель, его издержки увеличиваются, а следовательно, возрастают и цены на товары. При передаче некоторых функций посредникам затраты и цены производителя уменьшаются, даже с учетом того, что посредник взимает за свои услуги определенную плату. Следовательно, если посредники способны действовать более эффективно, чем производитель, конечная цена товара для потребителя снижается.
Так что ответ на вопрос о том, на кого возлагаются функции продвижения по каналам распределения, зависит от того, кто более эффективно и результативно выполняет их.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Основным видом деятельности предприятия ООО «Хлебная слобода» является производство хлеба и хлебобулочных изделий.
Анализ современного состояния производства хлебобулочных изделий показывает: объем производства по отношению к 2007 годом увеличился в 1,3 раза. Использование производственной мощности в связи с этим возросло на 15,2% и составило в 2011 году 59,6%. На 13% произошел рост производственной себестоимости одной тонны, что связано в основном с удорожанием сырья и материалов.
Прибыль за анализируемый период возросла в 6,6 раза и составила в 2011 году 315,8 тыс. рублей против 47,8 тыс. руб. в 2000 году. На 6,7% увеличился уровень рентабельности с 2,1% в 2007 году до 8,8% в 2011 году.
Удорожание сырьевых ресурсов, а также рост цен на электроэнергию и высокий уровень налогообложения ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами, стоящими перед предприятием.[6]
Также в условиях рыночной экономики предприятию для повышения конкурентоспособности необходимо выявлять постоянно меняющиеся потребности покупателей, и на основе этого формировать необходимый ассортимент продукции.
Не следует забывать и о качестве продукции. Не следует пытаться снизить себестоимость, за счёт использования более дешёвого и менее качественного сырья. Так как в настоящее время потребитель, особенно когда дело касается продуктов питания, предпочитает платить большую цену, но взамен получать продукт надлежащего качества.
Также важно наладить каналы сбыта, таким образом, чтобы продукция была доведена до потребителя в короткие сроки, так как хлеб является товаром, не предназначенным для длительного хранения.
Выполнение всех этих мероприятий позволит предприятию развиваться и быть конкурентоспособным на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.
1.Экономика сельского хозяйства. учебник. Под редакцией академика В.А.Добрынина. Москва 1990г
2.Экономика сельскохозяйственного предприятия. Учебник. Под редакцией И.А.Минакова. Москва 2004г
3.Барбашин А.И. Экономика сельского хозяйства: Курс лекций: 2-е изд. – Курск: Изд-во КГСХА, 2002 г.
4. Войтов А.Г. Экономика.- 2001.- 3 э, 2000.- 2 э
5. Минаева Е.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. – Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития. Учебное пособие. – М.: Пищепромиздат, 2002 г.
6. Минаева Е.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. – Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития. Учебное пособие. – М.: Пищепромиздат, 2002 г.
7. Чайникова Н.Л., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Учебное пособие. – Тамбов. 2007 г.
8. Бараненко С.П., Шеметов В.В.: Стратегическая устойчивость предприятия. – М.: Центрополиграф, 2004 г.
9. Бараненко С.П., Шеметов В.В.: Стратегическая устойчивость предприятия. – М.: Центрополиграф, 2004 г.
10. Котлер Ф. – Маркетинг менеджмент. – СПб: Питер, 2000 г.
11. Бараненко С.П., Шеметов В.В.: Стратегическая устойчивость предприятия. – М.: Центрополиграф, 2004 г.
Таблица А.1- Динамика объёмов производства хлеба и хлебобулочных изделий
Продукция |
Объём выпуска, кг | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Батон «Веторон» с Бета-каротином в/с 0,35 кг (шт) |
- |
1795,15 |
- |
Батон нарезной 1сорт 0,35 кг (шт) |
738,85 |
6843,2 |
9933,35 |
Батон нарезной 1сорт 0,35 кг (нарезка) (шт) |
7,35 |
1118,25 |
1498,35 |
Батон нарезной в/с 0,350 кг (шт) |
23308,25 |
58909,55 |
86604,7 |
Батон нарезной в/с 0,2 кг (шт) |
326 |
2159,4 |
4529,6 |
Батон нарезной в/сорт (нарезка) 0,350 кг (шт) |
814,1 |
6108,9 |
5451,95 |
Батон с изюмом в/с 0,3 кг (шт) |
5254,7 |
4213,5 |
7049,1 |
Батон столичный в/с 0,2 кг (шт) |
62,2 |
753 |
1870,6 |
Батон столичный в/с 0,3 кг (шт) |
1014,3 |
5578,2 |
12428,1 |
Бублик Приокский с кунжутом 0,1, первый сорт (шт) |
- |
26,4 |
383,8 |
Бублик приокский с маком 0,1. первый сорт (шт) |
- |
17,6 |
362,4 |
Булка городская в/с 0,2 (шт) |
149,6 |
1168,6 |
1829,6 |
Булочка веснушка в/с 0,05 (шт) |
4,1 |
245,05 |
662,95 |
Булочка сдобная в/с 0,1 (шт) |
- |
- |
35 |
Булочка сдобная с помадой в/с 0,05 (шт) |
39,8 |
245,3 |
172,25 |
Булочная мелочь 1 сорт 0,25 кг., (5шт х 50 гр.) (шт) |
79,5 |
1875,5 |
6311,5 |
Булочная мелочь 1 сорт, 0,05 (шт) |
744,5 |
606 |
1346 |
Булочная мелочь 1сорт 0,1кг (шт) |
16,11 |
912 |
1366,6 |
Геркулес хлебцы в/с 0,3 кг (щт) |
- |
12 |
- |
Каравай свадебный в/с 0,6кг (шт) |
- |
0,6 |
- |
Витушка сдобная в/с 0,2 (шт) |
122,4 |
1426,4 |
2628,4 |
Крендель выборгский 0,1 (шт) |
112,3 |
843 |
1417,1 |
Кулич "Пасхальный" 0,2 (шт) |
- |
138 |
274 |
Кулич "Пасхальный" 0,3 (шт) |
- |
135,6 |
384,9 |
Кулич "Пасхальный" 0,4 (шт) |
- |
173,2 |
410 |
Кулич "Пасхальный" 0,5 (шт) |
- |
- |
161,5 |
Плетенка в/с 0,2 кг (шт) |
49,4 |
774 |
2109,6 |
Плетенка в/с 0,4 кг (шт) |
616 |
4570,4 |
6661,2 |
Плюшка "Московская" 0,2 кг (шт) |
775,2 |
4788,2 |
7935,6 |
Рогалик с маком 1сорт, 0,1 кг (шт) |
41,8 |
364,2 |
469,8 |
Рожок сдобный 1 сорт, 0,1кг (шт) |
44,9 |
299,1 |
537,8 |
Сайка горчичная 1 сорт, 0,250 (шт) |
70,5 |
592,5 |
1641,75 |
Сайка с изюмом в/с 0,2кг (шт) |
195,4 |
1457,6 |
2044,2 |
Сайка с изюмом в/с (порцион) 0,3кг (шт) |
103,2 |
1092,6 |
2028 |
Сдоба витая 0.2 кг (шт) |
96,6 |
1008 |
2488,6 |
Сдоба выборгская фигурная 0,1 кг (шт) |
8,5 |
177,1 |
489,8 |
Сдоба выборгская фигурная 0,15 кг (шт) |
244,65 |
2121,3 |
2804,7 |
Сдоба выборгская 0,1 кг (шт) |
138,6 |
1247,4 |
2786,4 |
Сухарь панировочный (бум.мешок 25 кг) |
150225 |
606125 |
426100 |
Сухарь панировочный 0,2 кг (шт) |
43,6 |
160 |
188,2 |
Хлеб зерновой 0,2 кг (шт) |
135,8 |
1213,2 |
4791 |
Хлеб пеклёванный "Виру" 0,3кг (шт) |
- |
242,7 |
2331 |
Хлеб "Бородинский" 0,3кг (шт) |
293,4 |
2539,8 |
8553,9 |
Хлеб "Дарницкий" (нарезка) 0,6 кг (шт) |
1065 |
11859,6 |
9854,4 |
Хлеб "Дарницкий" 0,25 кг (шт) |
763,25 |
6250,5 |
10138,5 |
Хлеб "Дарницкий" 0,5 кг (шт) |
- |
- |
5265,5 |
Хлеб "Дарницкий" 0,6 кг (шт) |
90385,8 |
470621,4 |
421809 |
Хлеб "Приокский" гречневый, 0,3 кг (шт) |
- |
- |
3751,5 |
Хлеб "Ржаной" 0,6 кг (шт) |
6963 |
53645,4 |
62574 |
Хлеб "Ромашка" в/с 0,4 кг (шт) |
514,4 |
3345,2 |
4421,2 |
Хлеб "Сила", зерновой Совитал, 0,3 кг (6шт*50гр.) (шт) |
- |
- |
1672,8 |
Хлеб "Целебный" зерновой, 0,3 кг (шт) |
- |
- |
3050,7 |
Хлеб горчичный 0,35 в/с (шт) |
219,45 |
1286,25 |
2279,2 |
Хлеб из пш. муки в/с 0,25 кг (шт) |
360,75 |
2956,25 |
3351 |
Хлеб из пш. муки 1 сорт 0,5 кг (шт) |
37563,5 |
314533 |
276173 |
Хлеб из пш. муки в/с (нарезка) 0,45 (шт) |
404,1 |
5668,65 |
5453,1 |
Хлеб из пш. муки в/с 0,45 кг (шт) |
9257,85 |
55579,95 |
59563,8 |
Хлеб из пшен. муки в/с 0,5 кг (шт) |
18620 |
112151 |
153346 |
Хлеб Кишиневский вес 0,5 кг (шт) |
3781,5 |
18500,5 |
20654,5 |
Хлеб молочно - отрубной, 0,2 кг (шт) |
87,8 |
735,8 |
2578,6 |
Хлеб молочный в/с 0,4 кг (шт) |
381,6 |
2712,4 |
4057,6 |
Хлеб Подовый в/с 0,4 кг (шт) |
610,8 |
4002,8 |
5568,4 |
Хлеб Раменский 0,2 кг в/с (шт) |
21,4 |
280,4 |
1370 |
Хлеб ржано-пшеничный "Сила" 0,6 кг (подовый.) (шт) |
- |
- |
14494,2 |
Хлеб рижский 0,3 кг (шт) |
320,7 |
2440,8 |
4856,7 |
Хлеб рижский 0,5 кг (нарезка) (шт) |
- |
1183 |
3362 |
Хлеб Славянский 0,25 кг (шт) |
- |
1491,75 |
4856 |
Хлеб Тостовый «Интеграл» 0,5 кг (шт) |
- |
34 |
- |
Хлеб Тостовый "Особый" 0,25 кг (шт) |
- |
39,5 |
- |
Хлеб Тостовый "Особый" 0,5 кг (шт) |
- |
604 |
5510 |
Хлеб Тостовый с отрубями 0,5 кг (шт) |
- |
243 |
- |
Хлеб Украинский новый 0,6 кг (шт) |
336,6 |
2346 |
1179 |
Хлебцы докторск0,2 кг (шт) |
840 |
5446 |
9660 |
Итого |
358374,11 |
1802034,65 |
1721924 |