Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:53, научная работа

Краткое описание

Среди конкурентных преимуществ любой страны, а также ее регионов особое место занимает транзитный потенциал. Транзитный потенциал является важным и для одесского региона. Многоаспектность проблематики транзита, ее тесную связь с большим количеством направлений научного исследования обусловили рассмотрение транзита в качестве одного из направлений деятельности субъектов транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожный транспорт, сеть магистральных трубопроводов), или же в системе факторов геоэкономического и геополитического характера, которые определяют стратегию отношений региона с его окружением. Такая практика, одновременно препятствует системному осмыслению той роли, которую играет транзит как в мировой экономике, так и в экономике одесского региона в частности. Поэтому комплексное исследование проблематики транзита, как в широком теоретическом контексте, так и с точки зрения его практической оптимизации, актуален и выступает важным звеном исследования хозяйственных процессов региона.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы транзитного потенциала

1.1. Понятие и виды транзита ……………………………………………….6
1.2. Нормативно–правовое обеспечение транзитов………………………..10
Раздел 2. Исследование транзитного потенциала одесского региона
2.1 Обоснование современного состояния транзитов региона ……………16
2.2 Исследование транзитных путей одесского региона……………………20
Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона
3.1. Проблемы транзитного потенциала ………………………………………30
3.2. Пути решения проблем и дальнейшие перспективы развития транзита одесского региона……………………………………………………………….32
3.3 Прогнозирование развития транзитного потенциала одесского региона.35
Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 93.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По теме:

« Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Вступление…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы транзитного потенциала

 

1.1. Понятие и виды транзита  ……………………………………………….6

1.2. Нормативно–правовое  обеспечение транзитов………………………..10

Раздел 2. Исследование транзитного потенциала одесского региона

2.1 Обоснование современного  состояния транзитов региона  ……………16

2.2 Исследование транзитных  путей одесского региона……………………20

Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона

3.1. Проблемы транзитного  потенциала ………………………………………30

3.2. Пути решения проблем  и дальнейшие перспективы развития  транзита одесского региона……………………………………………………………….32

3.3 Прогнозирование развития  транзитного потенциала одесского  региона.35

Заключение …………………………………………………………………….38

Список использованной литературы ………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Актуальность темы

Среди конкурентных преимуществ любой страны, а также ее регионов особое место занимает транзитный потенциал. Транзитный потенциал является важным и для одесского региона. Многоаспектность проблематики транзита, ее тесную связь с большим количеством направлений научного исследования обусловили рассмотрение транзита в качестве одного из направлений деятельности субъектов транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожный транспорт, сеть магистральных трубопроводов), или же в системе факторов геоэкономического и геополитического характера, которые определяют стратегию отношений региона с его окружением. Такая практика, одновременно препятствует системному осмыслению той роли, которую играет транзит как в мировой экономике, так и в экономике одесского региона в частности. Поэтому комплексное исследование проблематики транзита, как в широком теоретическом контексте, так и с точки зрения его практической оптимизации, актуален и выступает важным звеном исследования хозяйственных процессов региона.

 

Цель и задачи исследования

Целью исследования является раскрытие сущности транзита как особой формы международной торговли услугами при выявлении структурных и функциональных связей между глобальными и региональными тенденциями экономического развития, параметрами транзитных перевозок. Также целью исследования является подробное исследование транзитного потенциала одесского региона и разработка рекомендаций по его усовершенствованию.

 

Основными задачами исследования транзитного потенциала одесского региона являются:

-рассмотреть основные  транзитные пути региона;

- усовершенствовать классификацию видов транзитных перевозок и систематизировать факторы, формирующие транзитную специализацию страны;

-оценить состояние транзитных  дорог региона;

-выявить основные проблемы  транзитных путей ;

-разработать рекомендации  по поводу устранения транзитных  проблем.

Объект и предмет исследования

          Объектом исследования является транзитный потенциал одесского региона, а также транзитные перевозки как сегмент мирового рынка международных транспортных услуг

          Предметом исследования является проблема развития транзитного потенциала области и пути ее решения.

Методы исследования

В работе применен широкий спектр общенаучных и специальных экономических методов познания . Теоретические аспекты транзитных перевозок исследованы с помощью инструментов и приемов логической абстракции (анализ, синтез, индукция и дедукция, выявление единичного, особого и общего) с применением системного подхода. Место транзитных перевозок раскрыто на эмпирическом и теоретическом уровне исследования специальных экономических методов: экономической статистики (измерения и сравнения).

 

 

Информационная база исследования

          Основой информационной базы исследования являются научные публикации и монографические издания отечественных и зарубежных авторов и ученых. Отчеты и аналитические материалы государственных органов, а также статистические данные из официальных сборников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы транзитного потенциала

 

    1. Понятие и виды транзита

 

Транзит – важная отрасль в истории прошлой и современной мировой экономики, имеющая чётко выраженный посреднический характер. Транзит – это учёт грузов, проходящих по территории страны на протяжении определённого периода времени. Транзит является важной ценовой составляющей логистического процесса транспортировки груза от производителя к потребителю и имеет сложную многослойную структуру. Основные проблемы транзита – соблюдения правил безопасности, а также целого ряда экологических, юридических норм международного и внутригосударственного уровня. Транзит вносит существенный вклад в бюджет многих государств–транзитёров, которые сами не располагают существенными ресурсами и предпочитают фокусироваться на логистике и созданию инфраструктуры для облегчения процесса транзита

В условиях глобализации мировой экономики понятие транзита как для отдельных государств, так и для их регионов существенно расширяется за счет сопредельных отраслей, например: транзит финансовых ресурсов; транзита полного спектра энергетических ресурсов (электрическая энергия), транзит информационных ресурсов; сквозная миграция трудовых ресурсов; транзит знаний и технологий; транзит химически активных веществ и товаров запрещенной группы; криминальных составляющих транзита; и т д. [10,c. 128]

Основные виды транзитов и транзитных перевозок, можно рассмотреть в рис. 1.1, где представлена классификация всех видов.

 

 

 

Рис. 1.1

 


 


 




 

 





 



 


 



 

 

Товары, которые перемещаются транзитом, должны:

  • находиться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или потерь при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • не использоваться на территории Украины ни с какой иной целью, кроме транзита;
  • в случаях, определенных законодательством Украины, перемещаться при наличии разрешения на транзит через территорию Украины, которое выдается соответствующими уполномоченными органами;
  • в случаях, определенных Кабинетом Министров Украины, перемещаться по установленным маршрутам и путям;
  • доставляться в таможенный орган назначения в срок, который определяется в соответствии с действующими в Украине нормативами на перевозку грузов, исходя из вида транспорта, маршрута, расстояния до конечного пункта и иных условий перевозки [8,c.75].

В случаях, предусмотренных законодательством Украины, таможенный орган разрешает перемещение товаров в режиме транзита только при условии надлежащего оборудования транспортного средства и применения мер гарантирования доставки товаров в таможенный орган назначения.

Транзитные перевозки осуществляются как сквозной и внутренний таможенный транзит:

1. Сквозной таможенный транзит – это перемещение товаров под таможенным контролем от одного пункта пропуска, расположенного на таможенной границе  страны, – пункта ввоза на таможенную территорию государства – до другого пункта пропуска, расположенного на таможенной границе государства, – пункта вывоза за пределы таможенной территории этого государства;

2. Внутренний таможенный транзит – перемещение товаров под таможенным контролем:

  • от пункта пропуска, расположенного на таможенной границе страны,– пункта ввоза на таможенную территорию страны – до таможенного органа, расположенного на таможенной территории страны;
  • от таможенного органа, расположенного на таможенной территории страны, до пункта пропуска, расположенного на таможенной границе страны, – пункта вывоза за пределы таможенной территории страны;
  • от одного таможенного органа, расположенного на таможенной территории страны, до другого таможенного органа, расположенного на таможенной территории страны [7,c.182].

Таможенный транзит товаров через территорию Украины и ее регионов осуществляется по маршрутам, которые определяются перевозчиками по собственному усмотрению, исходя из соображений экономической целесообразности при условии соблюдения требований, которые определяются в соответствии с Таможенным кодексом Украины.

Украина, выступая важным звеном в организации транзитных схем на евразийском пространстве, принимает активное участие в создании и развитии международных транспортных коридоров. Это существенно влияет на уровень реализации и параметры развития транзитного ее потенциала, включение страны в международное экономическое и транспортное пространство. В контексте активизации международных интеграционных процессов на различных уровнях, в различных областях и формах отмечается углубление интеграции национальных транспортных систем. Это приводит к образованию международных транспортных пространств, которые понимаются как территориальная область, в рамках которой действуют унифицированные и гармонизированные институты, регулирующие деятельность и отношения, связанные с выполнением транспортных перевозок на международном уровне.

С точки зрения межстрановых взаимодействий выделяют также международные транспортные сообщества, связанные с образованием общности стран транспортных пространств и предполагающие сравнительно высокий уровень развития международного сотрудничества. Транспортное пространство базируется на формировании общей институциональной среды, что повышает устойчивость взаимодействия стран. В этом контексте развитие транзитного потенциала получает толчок за счет совместного между странами решения экономических, организационных, правовых, технологических, логистических, экологических и других задач. Важны также географические аспекты образования транспортных пространств, которые пересекаются с векторами внешнеэкономической политики и, особенно, с векторами интеграционных процессов на уровне национальных экономик. Развитие транспортной системы невозможно рассматривать в отрыве от процесса экономической интеграции в рамках ЕС, СНГ, ОЧЭС (Организации Черноморского экономического сообщества), ГУАМ и других группировок. Украина принимает участие в формировании транспортных пространств разных уровней, что влияет на развитие ее транзитного потенциала. Особое значение имеет взаимодействие с другими транзитными государствами, обеспечивающими одни и те же международные потоки грузов (Польша, Чехия, Словения, Молдова и т.д.). Между такими странами могут возникать международные транзитные пространства, под которыми необходимо понимать территорию нескольких государств, по которой проходят транзитне маршруты (магистральные) грузовых перевозок, функционирование которых основано на институциональной, экономической, информационной и технологической интеграции их транспортных систем, а также общих для этих стран принципах организации и правового обеспечения транзита, согласовании политики в области развития транспортной инфраструктуры и унификации различных стандартов работы транспорта. Транзитное пространство стран отличается согласованностью интересов в области использования транзитного потенциала, взаимной заинтересованностью и общностью, единой нацеленностью их политик.

 

    1. Нормативно – правовое обеспечение транзита

 

Документация транзита установлена Законом Украины от 20.10.99 № 1172–XІV «О транзите грузов», а должностным лицам органов исполнительной власти, осуществляющим контроль транзитных грузов, запрещено требовать от участников транзита другие документы на транзитные грузы, кроме определенных этим Законом и международными договорами Украины [4,c.67].

Транзит грузов сопровождается товаротранспортной накладной, и в зависимости от вида транспорта такой накладной является:

  • авиационная грузовая накладная (Aіr Waybіll);
  • международная автомобильная накладная (CMR);
  • накладная СМГС (сокращенное название Соглашения о международном грузовом сообщении);
  • накладная ЦИМ (применяется согласно Конвенции о международных железнодорожных перевозках);
  • коносамент (Bіll of Ladіng).

Кроме того, транзит грузов может сопровождаться (при наличии): счетом–фактурой (іnvoіce) или другим документом, в котором указана стоимость товара; упаковочным листом (спецификацией); грузовой ведомостью (Cargo Manіfest); книжкой МДП (Carnet TІR).

13 ноября (с момента опубликования  в газете "Урядовый курьер" № 231/99) вступил в силу Закон Украины "О транзите грузов" от 20 октября 1999 года № 1172–XIV (далее – Закон). Это первый Закон, принятый в Украине, который регулирует вопросы транзита грузов [1].

Закон определяет основы организации и осуществления транзита грузов авиационным, автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом через территорию Украины. При этом согласно статье 1 Закона транзит грузов – перевозка транспортными средствами транзита транзитных грузов под таможенным контролем через территорию Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины. Транзитные услуги (работы) – непосредственно связанная с транзитом грузов предпринимательская деятельность участников транзита, осуществляемая в рамках договоров (контрактов) перевозки, транспортного экспедирования, поручения, агентских соглашений и т.п. Участниками транзита являются грузовладельцы и субъекты предпринимательской деятельности (перевозчики, порты, станции, экспедиторы, морские агенты, декларанты и прочие), которые в установленном порядке оказывают (выполняют) транзитные услуги (работы) [11, c. 115].

Информация о работе Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона