Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:53, научная работа

Краткое описание

Среди конкурентных преимуществ любой страны, а также ее регионов особое место занимает транзитный потенциал. Транзитный потенциал является важным и для одесского региона. Многоаспектность проблематики транзита, ее тесную связь с большим количеством направлений научного исследования обусловили рассмотрение транзита в качестве одного из направлений деятельности субъектов транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожный транспорт, сеть магистральных трубопроводов), или же в системе факторов геоэкономического и геополитического характера, которые определяют стратегию отношений региона с его окружением. Такая практика, одновременно препятствует системному осмыслению той роли, которую играет транзит как в мировой экономике, так и в экономике одесского региона в частности. Поэтому комплексное исследование проблематики транзита, как в широком теоретическом контексте, так и с точки зрения его практической оптимизации, актуален и выступает важным звеном исследования хозяйственных процессов региона.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы транзитного потенциала

1.1. Понятие и виды транзита ……………………………………………….6
1.2. Нормативно–правовое обеспечение транзитов………………………..10
Раздел 2. Исследование транзитного потенциала одесского региона
2.1 Обоснование современного состояния транзитов региона ……………16
2.2 Исследование транзитных путей одесского региона……………………20
Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона
3.1. Проблемы транзитного потенциала ………………………………………30
3.2. Пути решения проблем и дальнейшие перспективы развития транзита одесского региона……………………………………………………………….32
3.3 Прогнозирование развития транзитного потенциала одесского региона.35
Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 93.84 Кб (Скачать файл)

       На 39 специализированных причалах порта обрабатываются приктически все виды грузов, в том числе генеральные,навалочные, наливные,насыпные, крупногабаритные,негабаритные,контейнеры.

   1 грузовой район:

 Специализация района: металл, генеральне груза, навалочне и химгрузовые

Пропускная способность- 2 млн.т. в год

Максимальная осадка принятых суден - 7 м

Грузоподъемность принятых суден-7-10 тыс.т.

  1. Грузовой район:

Специализация района: металл, зерновые, лесные,нефтепродукты, генеральне,навалочне(уголь,кокс), фосфаты(фосфориты) химгрузовые( калий,хлор)

Пропускная способность- 4 млн.т. в год

Максимальна я осадка принятых суден - 7 м

Грузоподъемность принятых суден- до 20 тыс.т.

  1. грузовой район:

Специализация района: навалочне грузи( руда, уголь, кокс)

 Пропускная способность- 4 млн.т. в год

 Максимальная осадка принятых суден - 3-5 м

Грузоподъемность принятых суден- до 5 тыс.т.

Нефтерайон:

         Эдинственный на украинской местности Нефтерайон специализируется на  перевалке строй нефти и нефтепродуктов( сырой бензин, бензин, дизтопливо, газовый конденсат, каменноугольная смола).

   Паромный комплекс:

Функционирующая регулярная паромная линия Рени-Руссе(Болгария)- наиболее выгодный путь доставки грузив и пассажиров автотранспортом в Болгарию. Длинна этого пути по дунаю- 368 км.

          Подводя итог  всему вышесказанному,можно сделать вывод, что у Одесского региона выгодное географическое положение, разветвленная сеть транспортних путей,есть выход к морю и мощные порты, а также железнодорожные пути и нефтепроводы. Все это позволяет региону занимать высокие позиции в транзитах страны. Рассмотрены главные транзитне магистрали и дороги,проходящие через регион, нефтепроводы и транспортне корридоры. Дана характеристика основных портов региона и их мощностей. Также виявлена доля транзитов региона в общем транзитном потенциале страны, которая показывает, что регион занимает одно из лидирующих мест по транзитам в стране,что увеличивает ее уровень экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона

3.1. Проблемы транзитного  потенциала

 

Создать условия для устойчивого роста объемов транзита никак не удается. Об этом свидетельствует статистика. Это говорит о том, что транзит очень чувствителен к тем или иным государственным решениям. Ну, к примеру, очень многое зависит от слаженности работы таможни, портов и железной дороги, минуя отношения с которыми экспедитор перевозит груз. Не редки случаи, когда таможенников заставляют выполнять планы бюджетных поступлений. Как результат – усиливается давление на экспедиторов, ужесточаются процедуры пресечения границы, а бумажная и бюрократическая волокита порой вовсе отбивают охоту что–либо перевозить через территорию Украины и ее регионов. Прошлый год также ознаменовался большим падением транзита. Причем за железной дорогой отмечается достаточно существенное сокращение. Негативным фактором на транзит явилась несогласованная тарифная политика на ж/д перевозки и высокие ставки портового сбора, что отняло охоту у грузовладельцев пускать грузы через порты [8,c. 142].

 Главными проблемами  транзита одесского региона остается несовершенные пограничные и таможенные процедуры, а также коррупция на всех уровнях организации транспортировки грузов. Непрозрачность таможенных и пограничных процедур при пересечении границы создают значительные барьеры для торговли, что не дает возможности региону полностью реализовать свой потенциал транзитной и приводят ее к значительным экономическим расходам [3,c. 94].

Среди основных проблем можно выделить следующие:

1. Неупорядоченность процедуры  контрольно– проверочных операций и механизмов оформления документов на транзитные грузы;

2. Нет гармонизации между  законодательством транспортников  и таможни, где будет четко прописана ответственность ;

3. Не усовершенствовано законодательство в части обеспечения сохранности грузов при транспортировке;

4. Нет внедрения современных информационных систем (электронный документооборот и унифицированная накладная ЦИМ/СМГС), упрощающих документооборот.

Пока не будет все это внедрено, улучить ситуацию с транзитними перевозками вряд ли удасться [17, c. 78].

Также на территории одесского региона работает большое число иностранных фирм, которые, используя отечественные трудовые и материальные ресурсы, заботятся, прежде всего, о собственных интересах. При этом используются такие схемы деятельности, когда значительные валютные средства находятся и обращаются в банках иностранных государств, прибыль не облагается налогами. Из–за этого они конкурентоспособнее украинских экспедиторов

Основные причины, которые сдерживают развитие транзита грузов , кроются в, оплате высокой стоимости услуг, которые предоставляются таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами, в многочисленных бюрократических преградах при оформлении транзитных перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной криминальной обстановке, недостатке комплексного, в том числе информационного обслуживания на пути транзита, в отсутствии комплекса правовых актов, которые регулируют транзитные перевозки и их экспедиционное обслуживание [14,c.154].

 

3.2 Пути решения  проблем и дальнейшие перспективы  транзита одесского региона

 

Созданию надлежащих условий для увеличения объемов транзитных перевозок будет способствовать проведение гибкой тарифно–ценовой и налоговой политики. С этой целью предусматривается:

  • Осуществление мер по тарифному стимулированию развития транзита (введение единого сбора, сквозных тарифов, тарифных скидок и т. );
  • Снижение стоимости сопутствующих транзитным перевозкам услуг;
  • Подготовка и представление в установленном порядке предложений о льготном налогообложении операций по оказанию услуг, связанных с перевозкой (перемещением) грузов и пассажиров транзитом через территорию Украины;
  • Подготовка нормативно–правовых актов о тарифах (включая сквозные) по направлениям прохождения транспортных коридоров. Разработка методики формирования сквозных тарифов на перевозку транзитных грузов;
  • Осуществление мер по тарифному стимулированию развития транзитных контейнерных перевозок;
  • Совершенствование организации охраны и сопровождения подакцизных товаров, перемещаемых транзитом через таможенную территорию Украины;
  • Внедрение современных технологий и обеспечение взаимодействия всех участников транзита грузов.

С целью совершенствования организации транзитных перевозок предусматривается:

  • повышение качества организации транзитных перевозок до уровня, соответствующего европейскому стандарту качества ISO, широкое внедрение на базе новых информационных технологий принципов транспортной логистики в организацию транспортного и транспортно–экспедиторского обслуживания международного транзита;
  • развитие смешанных (комбинированных) перевозок. Разработка и внедрение на основных направлениях транзитных перевозок комплексных транспортно–технологических систем пропуска грузопотоков с обеспечением взаимодействия всех видов транспорта, терминалов, пунктов пропуска грузов через государственную границу Украины на основе согласованных графиков движения, режимов работы, технологий перевозок, переработки и контроля грузов;
  • разработка единой информационной сети, систем связи и передачи данных для участников процесса доставки транзитных грузов;
  • разработка и внедрение систем электронного обмена данными и электронной обработки данных с созданием условий защиты информации;
  • совершенствование системы транспортно–экспедиторского обслуживания транзитных перевозок;
  • создание на основных направлениях транзитных перевозок в смешанном сообщении комплексных транспортно–технологических систем пропуска грузопотоков с обеспечением взаимодействия всех видов транспорта, терминалов, пунктов пропуска грузов через государственную границу Украины на основе сквозных тарифов, согласованных графиков движения, режимов работы, технологий;
  • создание в основных приморских транспортных узлах наблюдательных советов с включением в них представителей администраций морских портов, железных дорог и других видов транспорта, экспедиторов и грузовладельцев для обеспечения их четкого взаимодействия, гармонизации интересов обеспечения оптимальных технологий накопления судовых партий;
  • разработка комплексных планов развития морских (речных) портов и припортовых железнодорожных станций;
  • обеспечение приоритетного пропуска поездов с транзитными грузами по направлениям основных массовых перевозок, сокращение их простоев на станциях, организация движения экспрессных поездов с транзитными грузами;
  • установление для всех видов транзитных перевозок гарантированных сроков доставки грузов;
  • создание в соответствии с мировым опытом конкурентной среды на рынке услуг по гарантированию доставки подакцизных грузов на таможни назначения;
  • создание в пунктах пропуска через границу информационно–справочной компьютерной системы;
  • внедрение типового проекта автомобильного пункта пропуска модульного типа в соответствии с европейскими стандартами[12,c. 346].

Важным направлением развития транзитов одесского региона является также государственная политика Украины, направленная на расширение международного сотрудничества в сфере транзитных перевозок. Так как за счет улучшения транзитного потенциала страны в целом, улучшается транзитный потенциал отдельных ее регионов. С этой целью предусматривается обеспечить:

1. Проведение активной государственной политики, направленной на привлечение к транзиту через Украину транснациональных грузопотоков на направлениях Запад – Восток и Север – Юг;

2. Участие в разработке в соответствии с Программой ТРАСЕКА региональных проектов:

    • гармонизация пограничных процедур;
    • единая политика взимания транзитных сборов и установления тарифов;
    • единая правовая база по транзитным перевозкам (в пределах выделенных ЕС средств);

3. Инициирование создания совместно с соседними государствами общих транзитных коридоров, операторских компаний транзитных перевозок на основе согласованных технологий и сквозных тарифов;

4. Привлечение иностранных инвестиций на реабилитацию автомобильных дорог;

5. Организацию и проведение обучения специалистов транспорта (в рамках Программы TACIS. по вопросам перевозок опасных грузов (в пределах выделенных ЕС средств)[13,c. 433].

 

3.3 Прогнозирование  развития транзитного потенциала  одесского региона

        Одесский регион имеет большой транзитный потенциал. Он является важным транзитным регионом Украины, так как в нем сосредоточено много дорог международного значения, портов и железнодорожных путей.

         На данный момент существует много программ и мероприятий, которые позволят вывести транзитное развитие региона на должный уровень.

          Одним из важных решений властей одесской области, с целью наращивания транзитного потенциала «Большой Одессы» (Одесский, Ильичевский, Южный порты) является открытие дополнительного пункта пропуска через госграницу в акватории порта Южный. Целью инициативы является создание условий для привлечения в порты Одесского региона дополнительных грузопотоков.

          Решение об открытии пункта пропуска принято в рамках стратегии развития Одесской области, предусматривающей, в качестве приоритета, создание новых морских терминалов для перевалки грузов.

         Повысить транзитные возможности можно также строительством нового автобана в сторону Румынии. Помимо ныне действующего автобана Одесса - Киев власти Одесской области вплотную подошли к осуществлению масштабного проекта строительства аналогичной трассы в южном направлении от областного центра. Кабинетом Министров Украины уже издано распоряжение о согласовании технико-экономического обоснования строительства участка автомобильной дороги государственного значения Одесса - Рени (на Бухарест) по новому направлению "Одесса - Овидиополь - Белгород-Днестровский - Монаши" с мостовым переходом через Днестровский лиман. Возведение этого грандиозного объекта обеспечит надежной транспортной связью 9 районов юго-западной части Одесской области и порты Рени, Измаил, Белгород-Днестровский с другими областями Украины. Новая трасса будет способствовать экономическому развитию украинских территорий между реками Днестр и Дунай. Больше того, она заметно улучшит экологическое состояние в курортной зоне Затока - Вилково и значительно сократит для автомобильного транспорта расстояние между городами Одесса и Белгород-Днестровский, между областным центром и другими городами юга Одесской области.

          Кроме того новая автомобильная дорога будет способствовать повышению международного статуса Украины как транзитного государства. Ее постройка перераспределит транспортные потоки автоперевозок, станет - вместе с автомобильной дорогой государственного значения "Одесса - Мелитополь - Новоазовск (на Таганрог)" - составной частью "Черноморской кольцевой автомагистрали", то есть частью международного транспортного коридора.

          Ещё одним способом  развития транзитного потенциала одесского региона может стать строительство дороги Одесса-Рени на Бухарест. Строительство качественной, отвечающей европейским стандартам автодороги Одесса-Рени будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, социально-экономическому развитию юго-западной части области и Одесского региона в целом.

         По проектным срокам –обновленная международная трасса М-15, которая входит в транспортный коридор от пункта пропуска Джурджулешты (Молдова, Румыния, Украина) и до Одессы с учётом новой объездной дороги Одесса-Рени начнет функционировать уже в 2015 году.

          Можно сделать вывод, что на ряду с перспективным положением региона в транзитах, существует ряд проблем, которые замедляют развитие потенциала региона. Среди них можно выделить и неупорядоченность процедуры контрольно– проверочных операций, и отсутствие гармонизации между законодательством транспортников и таможни, и многое другое. Проводится ряд мероприятий, направленных на устранение этих проблем и усовершенствование развития транзитов: активная государственная политика на улучшение транзитного потенциала, привлечение инвестиций на реабилитацию транзитных путей. Также разработанные программы по финансированию и реконструкции транзитных тупей, с целью повышения эффективности транзитных перевозок грузов и пассажиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Транзитным потенциалом обладает большое количество стран и их регионов, однако по объективным причинам в этом могут наблюдаться значительные страновые различия. В широком смысле под транзитным регионом понимается регион, по территории которой выполняются легитимные транзитные перевозки с прямым или косвенным ее участием. Функционирование и развитие транспортной системы транзитного региона имеет свою специфику: во-первых, он вовлекается в процесс интернационализации и, во-вторых, транзит выступает фактором его эффективности и трансформации. Развитие транзита органически связано с углублением общественного разделения труда, в том числе на международном уровне. Уровень развития транзитной системы влияет на результаты процессов воспроизводства, уровень конкурентоспособности экономики, определяя темпы и пропорции развития национальной экономики, выступая фактором экономического обмена и распределения.

Информация о работе Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона