Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:53, научная работа
Среди конкурентных преимуществ любой страны, а также ее регионов особое место занимает транзитный потенциал. Транзитный потенциал является важным и для одесского региона. Многоаспектность проблематики транзита, ее тесную связь с большим количеством направлений научного исследования обусловили рассмотрение транзита в качестве одного из направлений деятельности субъектов транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожный транспорт, сеть магистральных трубопроводов), или же в системе факторов геоэкономического и геополитического характера, которые определяют стратегию отношений региона с его окружением. Такая практика, одновременно препятствует системному осмыслению той роли, которую играет транзит как в мировой экономике, так и в экономике одесского региона в частности. Поэтому комплексное исследование проблематики транзита, как в широком теоретическом контексте, так и с точки зрения его практической оптимизации, актуален и выступает важным звеном исследования хозяйственных процессов региона.
Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы транзитного потенциала
1.1. Понятие и виды транзита ……………………………………………….6
1.2. Нормативно–правовое обеспечение транзитов………………………..10
Раздел 2. Исследование транзитного потенциала одесского региона
2.1 Обоснование современного состояния транзитов региона ……………16
2.2 Исследование транзитных путей одесского региона……………………20
Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона
3.1. Проблемы транзитного потенциала ………………………………………30
3.2. Пути решения проблем и дальнейшие перспективы развития транзита одесского региона……………………………………………………………….32
3.3 Прогнозирование развития транзитного потенциала одесского региона.35
Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ………………………………………40
На сегодняшний день основу транзитного потенциала одесского региона составляет железная дорога и портовые перевозки.. При этом более половины всей экспедиторской работы осуществляется во взаимодействии именно с железной дорогой. То есть в своей основе транспортная логистика строиться именно на железнодорожном транспорте. Транзит для железной дороги крайне важен, ведь на сегодня эти перевозки дают порядка 12% всех доходов отрасли, доля которых при необходимых условиях может быть изрядно увеличена .
Основой транзита грузов территорией одесского региона являются сырьевые материалы и товары первичной переработки. Удельный вес высоко–тарифных, в частности, контейнерных грузов остается низким. Транзитные потоки главным образом формируются в странах СНГ.
2.2 Исследование
транзитных путей и
«Транспортный коридор» (ТК) в данном контексте означает взаимодействие всех видов транспорта, участвующих в процессе перевозок. Транспортные коридоры позволяют кратчайшим путем, максимально быстро и выгодно доставлять товары от места производства до рынков сбыта. Эти пути сообщения выполняют роль не только главных соединяющих звеньев между многими государствами, а также является альтернативой для перевозчиков, работающих на внутренних маршрутах стран и регионов [16,c. 321].
Основными транспортными коридорами и транзитными путями одесского региона являются железнодорожные ТК, перевозка нефти и нефтепродуктов, энергетические ТК, морские перевозки, международные трассы и автодороги.
Среди международных дорог, проходящих через одесскую область можно выделить:
М-05 Киев — Одесса, общая протяжённость - 453,3 км.
М-13 Кировоград — п.п. Платоново (на Кишинёв через Любашёвку), 254,4 км
М-14 Одесса — Мелитополь — Новоазовск (на Таганрог), 624,3 км
М-15 Одесса — Рени (на Бухарест), 244,4 км
М-16 Одесса — п.п. Кучурган (на Кишинёв), 58,7 км
Национальные дороги в области:
Н-04 Одесса — Ильичёвск, 14 км
Региональные:
Р-33 Рени — Орловка — Измаил 59,5
М-05 начинается в Киеве, проходит через Белую Церковь, Жашков, Умань, Ульяновку, Любашёвку, Жовтень и заканчивается в Одессе. Проходит по территории Киевской, Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областей. Является частью европейского автомобильного маршрута E 95 (Санкт-Петербург — Киев — Одесса — Самсун — Мерзифон) и панъевропейского транспортного коридора IX. С целью развития Европейского международного транспортного коридора №9 Верховной Радой Украины в 2003 году был принят Закон України „Про реконструкцію та експлуатацію на платній основі автомобільної дороги Київ-Одеса на ділянці від Жашківа до Червонознам’янки”. Это строительство известно многим украинцам как «Строительство автобана Киев-Одесса». Общее расстояние участка автодороги, которая подлежала реконструкции, составляло 219 км, общая стоимость работ – 3,9 млрд. грн (почти $800млн). Реконструкция началась на 118 участках автодороги в Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областях. На реконструкцию автомобильной дороги Киев-Одесса осуществлялись внешние кредитования на финансовом рынке. В 2004 году был получен кредит “Deutsche Bank AG” в размере $480 млн.
Автодорога М-13 — автомобильная дорога международного значения на Украине, также известная в народе как "Полтавка". Начинается в Кировограде, проходит через Помошную, Первомайск, Врадиевку, Агафиевку, Ананьев, Красные Окны и заканчивается на пропускном пункте Платоново на границе с Молдавией — от этого пропускного пункта на территории Молдавии есть прямая дорога на столицу Молдавии Кишинёв. Общая протяжённость автодороги М-13 — 254,4 км. Проходит по территории Кировоградской, Николаевской и Одесской областей.
Автодорога М-14 — автомобильная дорога на территории Украины международного значения Одесса — Мелитополь — Новоазовск — государственная граница с Россией. Проходит по территории Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей. Совпадает с частью европейского автомобильного маршрута E 58 (Вена — Ужгород — Кишинёв — Одесса — Ростов-на-Дону). Часть европейского коридора «Черноморское экономическое сообщество».
Начинается в Одессе, проходит через Николаев, Херсон, Новую Каховку, Мелитополь, Приазовское, Приморск, Бердянск, Мангуш, Мариуполь, Новоазовск и заканчивается на пропускном пункте Новоазовск, ведущем на Ростов-на-Дону в России.
Автодорога М-15 — автомобильная дорога на территории Украины международного значения Одесса — Рени — государственная граница с Румынией. Находится на территории Одесской области. Совпадает с частью европейского автомобильного маршрута E 87 (Одесса — Констанца — Измир — Анталья). Часть европейского коридора «Черноморское экономическое сообщество».Начинается в Одессе, проходит через Сарату, Татарбунары, Болград, Рени и заканчивается на пропускном пункте Рени, ведущем на Констанцу в Румынии.
Автодорога М-16 — автомобильная дорога международного значения на территории Украины Одесса — Кучурган — государственная граница с Молдавией. Проходит по территории Одесской области. Совпадает с частью европейского автомобильного маршрута E 58 (Вена — Ужгород — Кишинёв — Одесса — Ростов-на-Дону).Начинается в Одессе и заканчивается на пропускном пункте Кучурган, ведущем на Тирасполь в Приднестровье.
Среди наиболее важных транспортных корридоров,проходящих через Одессу можно выделить следующие:
Данный коридор — часть транспортного сообщения не только с Польшей, но и со странами Скандинавии, Юго-Восточной Европы и Азии. Причем наземный путь между Одессой и Гданьском в 7 раз короче морского, и таким образом грузы можно доставлять гораздо быстрее при уменьшении стоимости перевозок. Нефтепровод Одесса–Броды построен в 2001 г. между городом Одесса на Черном море и городом Броды во Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба». Эксплуатационная длина – 667 км, проектная мощность – 14,5 млн т нефти в год. По нему предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт.
2) Панъевропейский транспортный коридор №9(Хельсинки - Санкт-Петербург - Витебск - Киев (Москва) - Одесса - Кишинев - Пловдив - Бухарест - Александрополис)
3) Евроазиатский транспортный коридор (Одесса - Николаев - Херсон - Джанкой - Керч)
4) Транспортный коридор Черноморское Экономическое Сотрудничество
(Рени - Измаил - Одесса - Николаев - Херсон - Мелитополь - Бердянск - Новоазовск)
Если говорить о транспортировке нефти и нефтегазовой продукции через одесский регион, то следует отметить, что в порту Рени расположен единственный на украинском участке Дуная нефтетерминал, способный перегружать до 3 млн. тонн нефти за год. Однако конкурентную роль в вопросе энергоснабжения Европы через Украину, использовании транзитного энергетического потенциала Одесской области в перспективе, кроме России, может играть и самая бедная на данный момент страна Европы – Молдова,где построен нефтетерминал в Джурджулештах. Фактически, благодаря нефтетерминалу, Молдова получит возможность не только создать достаточный запас нефтепродуктов, но и обеспечить их экспорт в прилегающие страны. Введение в эксплуатацию Джурджулештского нефтетерминала и порта способно ухудшить экономическое положение не только одесского региона, но и Украины в целом. Кроме того, Джурджулештский терминал может представлять опасность для украинских придунайских городов, расположенных ниже по течению, в случае аварийного разлива нефти [2, c.186].
Также важной для региона являлась идея строительства в Измаильском энергорайоне парогазовой электростанции средней мощности из которой, в окончательном итоге, вырос международный проект «Придунайский энергетический мост», который предусматривал, кроме создания новых энергетических мощностей, развитие добычи энергоносителей в придунайских районах Украины и на континентальном шельфе. Инициатором проекта, который предусматривалось реализовать под эгидой объединения ГУАМ, выступил Одесский областной совет [18,c. 162].
Предусматривается, что энергетический мост может стать элементом энергетической системы Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЕС). Проект прошел апробацию в Совете национальной безопасности и обороны Украины. Он предполагает использование ресурсов и обеспечение их транзита, строительство новых энергогенерирующих мощностей, линий электропередач, возможность ответвления нефтепровода Одесса - Броды для обеспечения потенциала транспортного коридора и надежного энергоснабжения региона. Министр экономики Польши заявил о заинтересованности Европы в привлечении ГУАМ к реализации проекта нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк – Гданьск.
Украина уже ведет переговоры с Казахстаном и Азербайджаном об участии в этом проекте и работает над созданием бизнес-плана, привлечением потенциальных участников: владельцев ресурсов и их потенциальных потребителей [19, c. 43]
Рассматриваются также перспективные вопросы создания каспийско-черноморского маршрута транспортировки газа как для собственных потребностей, так и для европейских потребителей, совместные проекты в сфере энергоэффективности и энергосбережения, добычи углеводородов Каспийско-Черноморского региона и транспортировки, сотрудничества в транспортной и таможенной сферах.
Одними из важных показателей транзитного развития региона являются порты.
Самый крупный и самый важный это Одесский морской порт — крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов. Признан базовым круизным портом Украины.
Принимаются следующие виды грузов: нефть и нефтепродукты, газ, тропические и растительные масла, технические масла, контейнеры всех типов и размеров, черные и цветные металлы, руда, свинец, зерновые культуры.
На территории порта размещены: 8 производственно-перегрузочных комплексов по переработке сухих грузов, пассажирский комплекс, нефтяной и два контейнерные терминалы, комплексы по перевалке растительных и технических масел, существуют специализированные причалы для приема суден, перевалки зерновых грузов.
Также в порту существует транзитно-грузовой терминал, который предоставляет такие услуги, как:
-информация о наличии автотранспорта;
-предоставление различных услуг, связанных с импортов, экспортом и транзитом грузов;
-перезагрузка, перетарка, формирование партий груз-хранение грузов.
Более подробно, о транзитных перевозках через одесский порт можно увидеть в таблице 2.4
Таблица 2.4
Транзитные перевозки через одесский порт
Грузоперевозки,тыс.т. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Виноград |
2524,5 |
2188,1 |
4097,5 |
5210,2 |
2404,7 |
3307,0 |
6156,5 |
Сахар |
466,7 |
967,7 |
742,0 |
363,9 |
555,3 |
631,4 |
0 |
Руда,уголь |
1273,6 |
1 756,9 |
874,8 |
2 267,6 |
1746,0 |
2636,2 |
2628,7 |
Металлы |
6 555,5 |
5 805,2 |
5 994,6 |
5 572,4 |
4005,4 |
3 428 |
3449,8 |
Древесина |
47,7 |
39 |
14,1 |
9,5 |
7,3 |
8,2 |
4,1 |
Скоропртящиеся товары |
311,9 |
344,1 |
289,7 |
334,3 |
378,9 |
384,2 |
241,8 |
Контейнеры |
3688,1 |
4473,5 |
5045,6 |
2835,9 |
3910,9 |
5257,7 |
5331,3 |
Всего сухих грузов |
15095,1 |
15900,1 |
17365,4 |
16728,4 |
13165,5 |
15791,9 |
18037,5 |
Всего навалочных и насыпных грузов |
12914,5 |
15468,5 |
17196,8 |
11279,6 |
11535,3 |
9814,3 |
6463,1 |
Нефть |
8483,1 |
10674,4 |
10603,4 |
5220,1 |
6556,7 |
5878,0 |
3269,1 |
Нефтепродукты |
3757,8 |
4090,9 |
5794,7 |
4737,5 |
3645,5 |
2863,1 |
2228,1 |
Жидкий газ |
432,4 |
447,9 |
457,4 |
997,1 |
1029,3 |
839,6 |
731,7 |
Растительные масла |
172,9 |
162,1 |
246,0 |
258,5 |
242,5 |
120,5 |
185,9 |
Технические масла |
68,3 |
93,2 |
95,3 |
66,4 |
61,3 |
113,1 |
48.3 |
Всего, тыс.т. |
28009,6 |
31368,6 |
34562,2 |
28008,0 |
24700,8 |
25606,2 |
24500,6 |
А также следует рассмотреть данные о контейнерообороте порта,которые представленны в таблице 2.5
Таблица 2.5
Доля транзитных грузов в контейнерообороте порта, тыс. тонн
Год |
Всего, тыс. тонн |
Транзит, тыс. тонн |
% транзита |
2008 |
5045,5 |
280,0 |
5,55% |
2009 |
2835,9 |
154,8 |
5,46% |
2010 |
3 910,9 |
219,9 |
5,63% |
2011 |
5 257,7 |
419,9 |
7,98% |
2012 |
5331,3 |
425,7 |
7,98% |
Ильичесвский морской торговый порт-современный международный высокомеханизированный универсальный транспортный узел, который специализируется на перегрузке генеральных, наливных, насыпных и навалочных грузов.
Порт занимает ключевое положение на стыке главных транспортных путей между Эвропой и азией,Югом и Севером, Центральной и западной Эвропой, промышленно развитыми районами Украины, России, Казахстана и морскими коммуникациями,которые проходят через Средиземное море в Атлантику и Индийский океан.Через порт осуществляются международные связи Украины почти со 100 странами мира.
Расположение порта в глубоководном лимане, который соединен с морем входным каналом, создает природную защищенность акватории от волн и приливов, а также содействует навигации на протяжении всего года.
Достаточные глубины на водных подходах и в акватории, отсутствие сложных подходных каналов, проток содействуют навигации многотоннажного флота.
Развитая инфраструктура связей со смежными видами транспорта, в первую очередь, железнодорожным и автомобильным, и близость к основной транспортной артерии страны-автомагистрали Киев-Одесса- позволяет эффективно поставлять грузы.
Порт Рени -большой транспортный узел на Дунае, в котором тесно переплетаются работа морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Уникальное географическое положение определило статус порта Рени одновременно как речного и морского. Порт находится в южно-восточной часте украины на стыке украинского, молдавского и румыской границ, и на пересечении 4-х транспортных коридоров: Критских №7 и №9, Эвроазиатского и Черноморского.