Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:53, научная работа

Краткое описание

Среди конкурентных преимуществ любой страны, а также ее регионов особое место занимает транзитный потенциал. Транзитный потенциал является важным и для одесского региона. Многоаспектность проблематики транзита, ее тесную связь с большим количеством направлений научного исследования обусловили рассмотрение транзита в качестве одного из направлений деятельности субъектов транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожный транспорт, сеть магистральных трубопроводов), или же в системе факторов геоэкономического и геополитического характера, которые определяют стратегию отношений региона с его окружением. Такая практика, одновременно препятствует системному осмыслению той роли, которую играет транзит как в мировой экономике, так и в экономике одесского региона в частности. Поэтому комплексное исследование проблематики транзита, как в широком теоретическом контексте, так и с точки зрения его практической оптимизации, актуален и выступает важным звеном исследования хозяйственных процессов региона.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы транзитного потенциала

1.1. Понятие и виды транзита ……………………………………………….6
1.2. Нормативно–правовое обеспечение транзитов………………………..10
Раздел 2. Исследование транзитного потенциала одесского региона
2.1 Обоснование современного состояния транзитов региона ……………16
2.2 Исследование транзитных путей одесского региона……………………20
Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона
3.1. Проблемы транзитного потенциала ………………………………………30
3.2. Пути решения проблем и дальнейшие перспективы развития транзита одесского региона……………………………………………………………….32
3.3 Прогнозирование развития транзитного потенциала одесского региона.35
Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 93.84 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 2 Закона законодательство о транзите грузов состоит из этого Закона, Таможенного кодекса Украины, международных договоров Украины и других нормативно–правовых актов о транзите грузов. Закон не распространяется на транзит почты, багажа, оружия, наркотических средств, психотропных веществ, опасных и вредных отходов, продукции двойного назначения, экспорт и импорт товаров, перемещение товаров с использованием трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Свобода транзита грузов согласно статье 3 Закона обеспечивается путем:

  • отсутствия любой дискриминации относительно участников транзита, транзитного груза по признакам места его происхождения, отправления, ввоза, вывоза или назначения или в связи с обстоятельствами, которые относятся к праву собственности на этот груз или на транспортное средство транзита, места регистрации или флага последнего, а также при налогообложении операций, связанных с транзитом грузов, за исключениями адекватного реагирования на дискриминационные мероприятия относительно Украины или экономических санкций международных организаций;
  • свободного выбора участниками транзита транзитных услуг, работ (кроме случаев, определенных законами и международными договорами Украины), их представителей (исполнителей), средств транзита, а также маршрутов транзита;
  • отсутствия необоснованных задержек и ограничений, в том числе относительно средств транзита, и освобождение от уплаты любых других платежей, кроме единого сбора, взыскиваемого в пунктах пропуска через государственную границу Украины [9,c.36].

Согласно статье 4 Закона транзит грузов осуществляется соответствующими автомобильными, железнодорожными, водными и воздушными путями сообщения, которые пролегают через пункты пропуска через государственную границу Украины, определенными Кабинетом Министров Украины, с учетом принципа свободы транзита и требований международных договоров Украины.

Транзит грузов может осуществляться в прямом или смешанном (комбинированном) сообщении. В прямом сообщении транзит грузов предусматривает их транспортирование одним видом транспорта без перегрузки на другой. В смешанном сообщении транзит грузов может быть связан с их перегрузкой с одного вида транспорта на другой, переработкой, сортировкой, упаковкой, обмериванием, накоплением, формированием или разукрупнением партий транзитного груза, временным сохранением и т.п. Такие операции осуществляются в зонах таможенного контроля исключительно по выбору грузовладельца (уполномоченного им лица). Транзит грузов в прямом сообщении предусматривает их перевозку по единому транспортному документу на протяжении всего пути следования.

Согласно статье 7 Закона транзитные услуги (работы) предназначаются для потребления и использования за пределами таможенной территории Украины и оказываются (выполняются) на основании соответствующих двух– или многосторонних договоров (контрактов) между участниками транзита. Договора (контракты) о предоставлении (выполнении) транзитных услуг (работ) заключаются между самими резидентами и нерезидентами, которые свободно избирают комплекс транзитных услуг (работ), их исполнителей, а также средства транзита в зависимости от условий перевозок [4,c.68].

Тарифы на транзитные услуги (работы) определяются договорами (контрактами), указанными в статьи 7 этого Закона, если иное не предусмотрено нормативно–правовыми актами, для обеспечения их конкурентоспособности сравнительно с соответствующими услугами (работами) в смежных государствах. Расчеты между грузовладельцами и другими участниками транзита осуществляются в порядке, определенном этими договорами (контрактами), согласно которым грузовладельцы могут предварительно перечислять на счета других участников транзита средства, которые не является собственностью последних, и используются ими исключительно для расчетов от лица грузовладельцев за транзитные услуги (работы) с их исполнителями, после чего такие операции облагаются налогами в соответствии с законодательством Украины как оплата этих услуг (работ).

В соответствии со статьей 9 контроль транзитных грузов устанавливается исключительно законами и международными договорами Украины и осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины. Контроль транзитных грузов и обработка сопроводительной документации транзита грузов осуществляются по технологическим схемам пропуска через государственную границу Украины соответствующих транспортных средств, которые определяют сроки его проведения и регламентируют действия служебных лиц специально уполномоченных органов исполнительной власти. При этом одними из обязательных условий осуществления контроля транзитных грузов являются упрощенный и ускоренный порядок контроля; комплексное, одновременное и непрерывное проведение всех видов контроля, а при наличии соглашений с соответствующими органами смежных государств – совместно с ними [6,c.55].

Также среди обязательных условий осуществления контроля транзитных грузов указаны:

  • четкая регламентация проведения контроля и действий служебных лиц специально уполномоченных органов исполнительной власти исключительно нормативно–правовыми актами;
  • квалифицированные служебные лица специально уполномоченных органов исполнительной власти, которые содержатся исключительно за счет средств государственного бюджета. При этом согласно статье 11 Закона лица, виновные в нарушении законодательства о транзите грузов, несут дисциплинарную, административную, гражданско–правовую или уголовную ответственность в соответствии с законами Украины.

          Можно  сделать вывод, что Одесский регион  является важным звеном в транзитном  потенциале Украины. Транзиты региона  регулируются многими законодательными  актами и указами, среди которых: Закон Украины от 20.10.99 № 1172–XІV «О транзите грузов»,в особенности статьи 2,4,7,9. Также, рассмотрена основная классификация транзитов и транзитных грузов и выделены товары, которые относятся к транзитными для Одесского региона и для Украины в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Исследование транзитного потенциала Одесского региона

 

2.1 Обоснование  современного состояния транзитов  региона

          Тот факт, что Украина по своему транзитному потенциалу занимает одно из первых мест в Европе, определяет особую значимость разработки и проведения эффективной транспортной политики. Немаловажную роль в этом играет развитие потенциала ее регионов. Одесский регион является одним из главных по уровню развития транзитного потенциала, что способствует развитию страны в целом.

         Географическое положение одесского региона, развитая транспортная сеть, наличие незамерзающих портов должны способствовать тому, чтобы объемы транзитных грузопотоков через его территорию увеличивались. Для региона развитие транзитных перевозок означает существенное увеличение поступлений в бюджет как региона, так и в бюджет Украины [5,c.109].

Одесская область имеет разветвленную сеть автомобильных дорог, которые связывают областной центр (Одессу) с районными и рядом населенных пунктов области и другими регионами Украины, а также важные дороги международного значения.

Морской и речной транспорт организационно представляют Государственная судоходная компания "Черноморское морское пароходство" (ГСК ЧМП), Украинское Дунайское пароходство, государственные судоходные компании "Укрферри" и "Укртанкер", восемь морских портов: Одесса, Южный, Ильичевск, Белгород-Днестровский, Измаил, Рени, Усть-Дунайск, Ильичевский рыбный порт.

До 1991 года Черноморское морское пароходство включало судоходную компанию, морские порты и судоремонтные заводы. Вследствие реструктуризации системы морского транспорта, порты и судоремонтные заводы отделены в полностью самостоятельные субъекты хозяйствования. Морские судоходные компании стали выполнять практически только функции перевозчиков грузов и пассажиров.

Морские порты являются предприятиями государственной собственности, входят в состав Минтранса Украины и административно подчинены Государственному департаменту морского и речного транспорта Украины.

Самыми большими являются Одесский, Илличевский порты, а также порт Южный, которые перерабатывают около 51 млн. т грузов.

Железнодорожный транспортный комплекс включает Одесское государственное предприятие по перевозке грузов и пассажиров Одесской железной дороги и Одесское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Эксплуатационная длина магистрального железнодорожного пути в границах области составляет 1,1 тыс. км, из которых 300 км электрифицированные [15,c.109].

      Трансграничное и приморское положение региона дает возможность перемещать через его территорию значительные объемы нефти, природного газа и электроэнергии, в том числе к странам ЕС.

        Регион играет важную роль в транзите электроэнергии, в то же время ощущая ее определенный  дефицит. До 2010 года предусматривается сооружение объектов, которые обеспечат формирование системоорганизующей сети ОЭС Украины для передачи электроэнергии из энергоизбыточных западных регионов страны в дефицитные центральный и восточный регионы.

Для того, чтобы определить долю транзитных перевозок одесского региона в общем объеме перевозок по Украине следует определить объемы грузоперевозок. Для начала рассмотрим в таблице 2.1 количество перевезенных транзитных грузов по территории  Украины, а также грузовые перевозки по Одессе и области.

 

Таблица 2.1

Сравнительная таблица объемов транзитных перевозок по территории Украины

 

Перевезено транзитных грузов, тыс.т.

В процентах по отношению к предыдущему году

2010 г.

2011 г.

2012г. (январь-сентябрь)

К 2009

К 2010

К январю-сентябрю 2011г.

Всеми видами транспорта

325423,03

178134,07

107226,06

84,1

54,7

       78,6

железнодорожным

93347,60

44834,64

32041,57

93,5

48,0

98,2

автомобильным

4908,71

3354,20

3390,55

109,2

68,3

145,0

морским

3486,97

1899,38

2557,06

129,4

54,5

177,3

речным

74,73

199,7

авиационным

1,54

1,17

1,09

121,0

76,1

127,9

трубопроводным

223497,94

127981,74

69180,23

79,9

57,3

69,2

другим

105,54

62,94

55,56

237,0

59,6

122,3


 

Таблица 2.2

Грузовые перевозки по Одессе и одесской области

 

Перевезено(оправлено) грузов

Грузооборот

тыс.т.

В % к январю-октябрю 2012 г.

млн.т.км.

В % к январю-октябрю 2012 г

Всеми видами транспорта

30630,0

98,6

52274,1

94,1

Железнодорожным

24390,0

99,0

48930,3

94,1

Автомобильным

43453,6

98,4

1361,1

105,4

Водным

1886,4

94,5

1982,7

87,4


 

         Исходя по данням из таблиц, можно увидеть, что по региону в общем перевезено 30630,0 тыс.т. грузов всеми видами транспорта, а по Украине-107226,06 тыс.т. Можно сделать вывод, что доля грузоперевозок составляет 28,6% от общих, что является достаточно високим показателем. Это показывает, что транзиты региона являються важними для транзитного развития  Украины, так  как на них приходится достаточно большой процент. Это является ещё одним показателем значимости потенциала для региона.

          Не менее важними являюся пассажироперевозки. Они как и грузоперевозки важный компонент развития транзитов  и показывают их уровень в данном регионе. В таблице 2.3 приведенны данные по пассажироперевозкам в одесском регионе  за январь-октябрь 2012 года.

Таблица 2.3

Пассажироперевозки по Одессе и одесской области

 

Перевезено(оправлено) пассажиров

Пассажирооборот

Тыс.

В % к январю-октябрю 2012 г.

млн.пас.км.

В % к январю-октябрю 2012 г

Всеми видами транспорта

250670,1

88,4

9891,9

96,8

Железнодорожным

28253,0

99,7

6477,9

101,3

Автомобильным

142936,1

91,2

2786,5

91,7

Водным

34,1

98,0

27,5

81,8

Информация о работе Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона