Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:38, курсовая работа
Целью моей работы является анализ состояния и развития свободных экономических зон России. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт
-оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике
- подвести итог о современном состоянии СЭЗ в стране.
Введение 3
Глава 1. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в российской федерации 4
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ 4
1.2. Характерные черты СЭЗ 5
1.3. Требования по размещению СЭЗ 6
1.4. История организации СЭЗ в России 7
Глава 2. Современное состояние СЭЗ 12
2.1.Организация и функционирование СЭЗ в России 12
2.2.Роль государства в регулировании СЭЗ .22
2.3.Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»…………...28
Глава 3. Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………………………………30
Заключение…………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………..35
Такая неопределенность в законодательно-правовом
положении СЭЗ вызвало беспокойство
иностранных инвесторов, расценивших
сложившуюся ситуацию как принципиальный
отход правительства от линии
на создание зон. Это, а также
просьба руководителей
Тем не менее, к началу 2003 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.
На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 2003 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций. И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.
Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.
В результате, к осени 2004 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:
Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих
законодательных решений, начал
интенсивную работу по реализации
проектов точечных и локальных с
таможенных зон (обустройство территории,
создание Компании развития и т.п.).
Они сумели мобилизовать необходимые
стартовые средства (кто - частные,
а кто - государственные), и
это предопределило их ближайший
успех. Первая по такому пути пошла
СЭЗ "Находка": опираясь на правительственное
постановление о
Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций. Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ - поддалось этому давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области, а в июле 2004 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии - "своеобразная модель оффшорной зоны, весьма далекая от общепринятых стандартов". Причем, когда в марте 2005 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены, борьба территорий за особые привилегии не прекратилась. В частности, Калининградская область добилась принятия в ноябре 2005 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. 22 января 2006 г. этот Закон был подписан Президентом.
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЭЗ В РОССИИ
На наш
взгляд, в зависимости от цели и
задач СЭЗ целесообразно
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево") (Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 «О создании зоны свободной торговли «Шереметьево), свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта (Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 «О свободных таможенных зонах «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Терминал»).
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
К отраслевым
зонам научно-технического характера
относится СЭЗ в Зеленограде,
которая должна специализироваться
в области микроэлектроники, информатики
и связи; к зонам финансового ("оффшорного")
характера может быть отнесена зона
экономического благоприятствования
в Ингушетии; к зонам туристическо-
На выбор
типа зон для конкретных территорий
влияют не только общие, но и локальные
факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных
зон необходимо наличие крупного
транспортного узла. Они, как правило,
размещаются в приморских городах,
располагающих морскими портами, железнодорожным
сообщением, аэропортом. Эти же условия
желательны для размещения торговых,
банковских и других зон. Для создания
зон типа технопарков и технополисов
нужна развитая научно-производственная
база и квалифицированная рабочая
сила. Организация туристическо-
Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80-х годов, может быть разделен на несколько этапов.
На первом
этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило
зарождение самой идеи. По инициативе
правительства СССР была разработана
так называемая единая государственная
концепция свободных зон. Свободные
зоны рассматривались как элемент
государственной
К началу
90-х годов государственная
Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.
Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.
Во-вторых,
массовая раздача зональных преференций
отдельным территориальным
В конце
1991-начале 1992 гг., когда российское руководство
приняло курс на широкое открытие
экономики в целях ее стабилизации
(Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 «Об
иностранных инвестициях в
Такая неопределенность
в законодательно-правовом положении
СЭЗ вызвало беспокойство иностранных
инвесторов, расценивших сложившуюся
ситуацию как принципиальный отход
правительства от линии на создание
зон. Это, а также просьба руководителей
зональных администраций (официальное
обращение в федеральные органы
власти весной 1992 г.) гарантировать
действие ранее введенной в зонах
системы льгот способствовали выходу
Указа Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 «О
некоторых мерах по развитию свободных
экономических зон (СЭЗ) на территории
Российской Федерации», в котором
было подтверждено действие прежних
зональных преференций для
Информация о работе Формирование и развития свободных экономических зон в России