Формирование и развития свободных экономических зон в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ состояния и развития свободных экономических зон России. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт
-оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике
- подвести итог о современном состоянии СЭЗ в стране.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в российской федерации 4
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ 4
1.2. Характерные черты СЭЗ 5
1.3. Требования по размещению СЭЗ 6
1.4. История организации СЭЗ в России 7
Глава 2. Современное состояние СЭЗ 12
2.1.Организация и функционирование СЭЗ в России 12
2.2.Роль государства в регулировании СЭЗ .22
2.3.Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»…………...28
Глава 3. Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………………………………30
Заключение…………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 65.15 Кб (Скачать файл)

Таким образом, создавая международную СЭЗ и  обеспечивая ее эффективное функционирование, органам управления необходимо учитывать  как все позитивные, так и негативные стороны во избежание разрушительных структурных и других перекосов  в национальной экономике стран  – членов СЭЗ.

На общенациональном уровне управление СЭЗ происходит посредством  выработки государственными органами законодательной власти свода соответствующих  законов и создания необходимой  нормативно-правовой базы для формирования и эффективного функционирования СЭЗ, то есть создание макроэкономической среды, благоприятной для развития всех форм и методов хозяйствования, присущих рыночной экономике. Эти функции  можно с полной ответственностью включить в понятие государственного регулирования процессов создания СЭЗ. Исходя из содержания государственного регулирования практики создания СЭЗ определяются и формируются его цели и задачи.

Сфера государственного управления процессами создания СЭЗ  на региональном уровне должна охватывать те проблемы, предвидеть и решать которые  на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В такого рода регламентировании нуждается широкий  спектр отношений между хозяйствующими субъектами разных уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых, социальных и др.

Последний уровень, на котором должно осуществляться государственное регулирование  процесса создания СЭЗ, «внутризональный», т.е. в рамках каждой конкретной СЭЗ  конкретного типа. Для создания и  нормального их функционирования необходимо обеспечение определенных предварительных  условий, иными словами, принципов  государственного регулирования в  рамках конкретной «зоны», а именно: наличие крупных акционерных  обществ, располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы  создания «зон»; создание центрального банка «зоны»; создание специального залогово - страхового инвестиционного  фонда; разграничение функций между  руководством «зоны» и местными органами власти, установление договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения  вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставления различных  льгот; утверждение государственными органами программы развития конкретных экономических зон; делегирование  властным структурам регионального  и местного уровня органами управления СЭЗ, отдельными предприятиями, расположенными в «зонах», определенных прав, которыми обладают вышеупомянутые органы управления.

Таким образом, становится очевидной необходимость  государственного регулирования процессов  создания СЭЗ не только на уровне национальной экономики, но и на уровне регионов, а также каждой конкретной «зоны» конкретного типа.

В ходе изучения проблемы государственного регулирования  процессов создания СЭЗ на «внутризональном»  уровне необходимо рассмотреть объекты  и субъекты государственного управления.

Объектами государственного управления являются непосредственно СЭЗ различных  типов.

Субъектами  государственного регулирования выступают  субъекты хозяйствования в СЭЗ —  ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы  услуг и т.п.). В комплексе проблем  разработки государственного регулирования  процессов создания СЭЗ особое место  занимают вопросы выбора организационно-правовых форм субъектов СЭЗ.

Международный опыт показывает, что это связано  с выбором адекватных форм собственности  или их оптимального сочетания. Преобладание в конкретной стране той или иной формы собственности определяется историческими и национальными  факторами, а также принятой моделью  экономического и социального регулирования. Это во многом и определяет структуру  субъектов хозяйствования в СЭЗ: кооперативов, частных предприятий  в форме акционерных обществ (АО), товариществ, различных малых и  крупных предприятий и их объединений, которые могут быть представлены как чисто национальными, иностранными собственниками, так и совместными  предприятиями, включающими собственников капитала двух или более стран.

Помимо  этого государственное регулирование  процессов создания СЭЗ должно заниматься созданием органов управления СЭЗ, делегируя им соответствующие права  и полномочия, а также ответственность  за осуществляемую в СЭЗ хозяйственную  деятельность.

Для достижения целей и задач, стоящих перед  государственным регулированием процессов  создания СЭЗ, применяется целый  комплекс методов.

Одновременно  возможно и необходимо осуществление  таких методов косвенного воздействия, как налогообложение, налоговые  льготы на инвестиции и поддержку регионов «зоны», введение импортных депозитов, госкредиты, регулирование учетной ставки процента и объемов банковского кредита и т.д.

Естественно, создание СЭЗ в каждом конкретном случае сопряжено с определенными  особенностями и определенной спецификой: географическое положение территории, уровень развития внешнеэкономических  связей, промышленный, социальный, научный  и трудовой потенциал, развитие инфраструктуры и т.д.

В этой связи  государственное регулирование  немаловажно для координации  отечественной практики создания СЭЗ  с международной практикой.

Одной из важнейших задач, подтверждающих необходимость, роль и значение государственного регулирования  процессов создания СЭЗ, является задача привлечения капитала на их создание и развитие. Как свидетельствует  отечественный и мировой опыт, механизм привлечения капитала в  «зоны» типичен. Опыт показывает, что  большую активность проявляют инвесторы  из стран, непосредственно граничащих с «зоной», что вполне объяснимо: с одной стороны, складываются тесные хозяйственные связи, а с другой – оказывает влияние высокая  степень риска инвестирования в  отечественные зоны. Из-за недоверия  зарубежных инвесторов российским банкам остро встает необходимость открытия в зонах представительств национальных банков государств, чьи инвесторы  активно участвуют здесь. При  разработке механизма создания и  функционирования зоны ориентируются  в основном на привлечение иностранных  инвестиций, забывая о возможности  получения финансовых средств от отечественных инвесторов.

Другой  не менее важной задачей государственного регулирования является создание эффективного организационно-экономического механизма  создания СЭЗ. Его суть сводится к  созданию необходимой нормативно-правовой базы для осуществления процессов  «зонирования» в стране, а также  осуществлению финансово-кредитной, налоговой и иной экономической  политики государства, направленной на повышение эффективности функционирования СЭЗ любого типа. Вопрос поиска источников финансирования создания СЭЗ остается весьма болезненным, при этом ни один регион не может обойтись без помощи со стороны государственного бюджета, что подчеркивает роль и значение государственного регулирования процессов создания СЭЗ в России.

Мировой опыт «зонирования» убедительно  доказывает необходимость государственного управления и регулирования процессов  создания СЭЗ в стране. Инструментом государственного регулирования является структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая  политика. Государственное регулирование  процессов создания СЭЗ – это  система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач «зональной»  политики.

Роль  государственного регулирования процессов  создания СЭЗ сводится к необходимости  организации работ по подготовке и обеспечению организационно-правовой базы для создания и эффективного функционирования СЭЗ.

Сфера государственного управления процессами «зонирования»  должна охватывать все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые и иные проблемы.

К методам  государственного регулирования процессов  «зонирования» можно отнести  прямые (тарифные: цены, размеры налоговых  платежей и т.д.; нетарифные: квоты, лицензии и т.д.) и косвенные (налоговые  льготы, таможенное и валютное регулирование  и т.д.) методы воздействия.

Сложившаяся в России ситуация требует выработки  как общих для всех типов «зон», так и индивидуальных, учитывающих  уникальность каждой российской СЭЗ, подходов в области государственного регулирования  процессами «зонирования» исходя из конкретных задач возрождения, развития и реформирования российской экономики, творчески использующих накопленный  мировой опыт государственного регулирования.

Несмотря  на разработанную концепцию создания и регулирования деятельности СЭЗ  существует ряд проблем, препятствующий этой деятельности. По нашему мнению, без  изучения этих проблем сложно планировать  процесс развития деятельности на территории СЭЗ.

2.3. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга».

 

Особая  экономическая зона промышленно-производственного  типа «Алабуга» была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 784 от 21.12.2005. 

Основной  целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.

Промышленно-производственная направленность ОЭЗ включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и многое другое.

ОЭЗ «Алабуга»  находится в центральной части  Российской Федерации, поэтому транспортировка  импортных сырьевых ресурсов с целью  переработки и дальнейшего их реэкспорта выглядит просто бессмысленной. Россия обладает крупной ресурсной  базой для переработки и производства конечных товаров, а российский внутренний рынок товаров растет, требуя развития импортозамещающих производств. Соответственно, практической целью ОЭЗ «Алабуга»  является организация импортозамещающих  производств из российского сырья. Именно на такие задачи нацелено создание инфраструктуры ОЭЗ «Алабуга». Достижение данной цели невозможно без создания промышленной и деловой инфраструктуры международного уровня, запуска отлаженного механизма совместной работы всех задействованных государственных органов и служб, передовой системы информационных технологий, применения эффективных практик по привлечению инвесторов и сопровождения деятельности резидентов, продуманной политики в области кадрового обеспечения и развития социальной сферы.

Изучение опыта других стран  показало, что проект, который будет  осуществляться в Республике Татарстан, является уникальным по своим задачам  и условиям. Татарстан – один из наиболее развитых в экономическом  отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального  района, где развита нефтедобыча (ОАО «Татнефть»), нефтепереработка, нефтехимический комплекс (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина» и др.), машиностроение (ОАО «КАМАЗ», ОАО «Соллерс») и авиастроение.

Особая экономическая зона «Алабуга»  расположена в Камском промышленном узле с населением около 1 млн. человек. Для обеспечения производств  трудовыми ресурсами будет задействован потенциал близлежащих городов  – Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска, Менделеевска. В этих городах имеется комплекс высших и средне-специальных учебных заведений, подготавливающих квалифицированные кадры, в том числе для химической промышленности и машиностроения.

Общая территория ОЭЗ составляет 20 квадратных километров, разделенных  на модули по 5, 10 и 20 га. К каждому  модулю подводятся все необходимые  коммуникации – дороги, электричество, теплоснабжение, газ, вода, высокоскоростные линии связи и так далее. По территории ОЭЗ проходит железнодорожная  ветка, которая будет обслуживать  крупнейшие земельные участки с  помощью ответвлений, ведущих непосредственно  к будущим корпусам. На данный момент на территории ОЭЗ «Алабуга» проложено  и эксплуатируется около 257 км инженерных сетей, более 4 км внутриплощадочных автомобильных дорог, почти 5 км железных дорог, построено 20 км ограждений.

 

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИЗ ЗОН В РОССИИ

        Приступив к учреждению свободных экономических зон на своей территории, Россия, похоже, следовала наполеоновскому принципу "сначала ввязаться, а затем уж осмотреться". Однако это "затем" затянулось так надолго, что лишило сам процесс и законодательной основы, и четкой стратегии. По существу, дело свелось к типичной "кампанейщине", когда "не строгий отбор, а пресловутый "вал" знаменовал успех мероприятия" (А. Быков). В результате целые области и края, превосходящие по площади целые государства, получили статус свободных экономических зон без учета предпосылок и возможностей эффективного выхода на внешний рынок. Что же касается тех территорий, которые действительно заслуживают этого статуса (Находка, Выборг, Калининград и некоторые другие), то и центр, и местные власти оказались на месте неподготовленными к созданию там свободных экономических зон. Отсутствие же общероссийского закона о свободных экономических зонах вносит неопределенность в правовой статус зон, в распределение правомочий и ответственности в отношении организаций и управления ими между центром и местной администрацией, серьезно ограничивает инициативу последней. явно вредит становлению свободных экономических зон, как и вообще привлечению иностранных инвестиций в страну, нестабильность законодательства  в отношении налогов и пошлин, валютного  режима и других условий, которые меняются в разные стороны неоднократно в течение года. Особенно негативным было аннулирование с начала 1992 года ряда объявленных льгот для свободных экономических зон, последствия чего едва ли нейтрализуются их частичным восстановлением. да и сам уровень этих льгот уступает существующему в ряде зарубежных стран, включая некоторых членов СНГ.

Информация о работе Формирование и развития свободных экономических зон в России