Формирование и развития свободных экономических зон в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ состояния и развития свободных экономических зон России. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт
-оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике
- подвести итог о современном состоянии СЭЗ в стране.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в российской федерации 4
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ 4
1.2. Характерные черты СЭЗ 5
1.3. Требования по размещению СЭЗ 6
1.4. История организации СЭЗ в России 7
Глава 2. Современное состояние СЭЗ 12
2.1.Организация и функционирование СЭЗ в России 12
2.2.Роль государства в регулировании СЭЗ .22
2.3.Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»…………...28
Глава 3. Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………………………………30
Заключение…………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 65.15 Кб (Скачать файл)

       Хотя и признается, что для крупномасштабных инвестиций важнее стабильность политического и правового режима, чем величина льгот, беда в том, что Россия не может похвастаться ни первым, ни вторым, причем это при значительном превышении в мире спроса на зарубежные инвестиции над их предложением. По существу, местные органы не располагают соответствующими возможностями для финансовой помощи обустройству свободных экономических зон, а иностранный капитал готов вкладывать средства лишь в партнерстве с инвесторами для разделения риска и как в подтверждение их серьезного подхода к делу. Обобщающим показателем привлекательности для иностранных инвесторов служит  инвестиционный климат и связанный с ним инвестиционный риск. А здесь Россия занимает весьма скромное место в середине второй сотни стран, причем из года в год все дальше смещается к концу списка, уступая даже некоторым бывшим союзным республикам, хотя и неизмеримо превосходит их по масштабам внутреннего рынка, технологическому уровню, обилию и разнообразию ресурсов, особенно природных. Неблагоприятный инвестиционный климат в стране определяется "неустойчивой политической и социально-экономической обстановкой, непредсказуемостью его развития, дополняемых неполнотой, нечеткостью, а порой и противоречивостью законодательства, его нестабильностью, несоблюдением на практике, бюрократизмом, коррупцией". Большинство этих и многих других недостатков может быть ликвидировано в сравнительно далекой перспективе. И в этой связи свободные экономические зоны позволяют на суженной и относительно изолированной территории создать более благоприятный экономический микроклимат, что будет способствовать привлечению иностранных инвестиций как в них самих, так и через них в страну в целом, имея в виду  с самого начала ориентацию подобных зон на широкие связи как с мировым, так и с внутренним рынком, представляющим по своим перспективам главную притягательную силу для таких инвестиций.

       Видимо, основными преимуществами российских свободных экономических зон выступают для потенциальных иностранных инвесторов обилие сравнительно дешевых и разнообразных природных и энергетических ресурсов. Привлекательны для зарубежных предпринимателей также наличие в стране квалифицированной и пока еще совсем недорогой рабочей силы, которая может быть использована в сравнительно сложных производствах, большое количество квалифицированных кадрах ученых и инженеров, могущих предоставить солидный инновационный материал, современные производственные мощности огромного военно-промышленного комплекса. К этому можно добавить выгоды геополитического положения России на кратчайшем пути между атлантической и тихоокеанской цивилизациями - двумя центрами мирового экономического и технологического развития, что сулит большие потенциальные возможности трансконтинентальной кооперации, в которую могут быть эффективно включены огромные ресурсы Сибири и дальнего Востока. Разумеется, для этого потребуются немалые вложения, прежде всего в недостающую для такой масштабной кооперации инфраструктуру.

        Однако с момента принятия решения о создании на территории России первых шести свободных экономических зон прошло уже четыре года. Последовавший вскоре за этим событием распад СССР и начавшееся проведение рыночных реформ не улучшили обстановки, а лишь осложнили отношения между новым российским центром и периферией, заставив затормозить, но не прекратить совсем процесс образования новых свободных экономических зон, число которых, если определять его по принятым решениям, приближается к двадцати. Но до сего времени практически ни  одна из этих свободных экономических зон из эмбрионального состояния и не приобрела более или менее оформленной структуры, что ставит закономерный вопрос о перспективности данной формы внешнеэкономической и хозяйственной деятельности применительно к российским условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

 

Проведенное рассмотрение дает основания  полагать,  что  ответ  на вопрос: есть ли перспективы  у свободных экономических зон  в России - может быть положительным.  Однако несомненно и то, что эффективная  реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром  может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

  • формирования  на  федеральном  уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
  • разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
  • организации СЭЗ на ограниченной территории,  исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
  • взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
  • возможности (и готовности) федеральных органов направить  значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ,  с понимаем того,  что реальный эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;
  • создания  на  федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и  осуществляющего  контроль за  выполнением  свободными  зонами их обязательств по отношению к государству,  включая использование средств,  получаемых из  федерального бюджета;
  • предоставления иностранным и российским инвесторам,  действующим в СЭЗ,  лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те,  которые  они  имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно,  здесь нет принципиально  невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы свободных  экономических  зон  могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас СЭЗ может  стать,  как и во многих странах  мира, одним  из  эффективных  способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики страны в  целом.  Но для этого политика их формирования должна быть продуманной  и последовательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

  1. Федеральный закон №13-ФЗ от 22.01.96 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
  2. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны:Учеб.пособие (Т.П.Данько, З.М. Окрут.-М:ЮНИТИ,2000.-328 с.)
  3. Носков И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия)(Учеб.пособие/И.Носков.-М:Наука,2000.-208 с.)
  4. Морозова Т. Региональная экономика:Учеб.пособие для ВУЗов(Т. Морозова.-М:Банки и биржи: ЮНИТИ, 1999.-283 с.)
  5. Глуховский М. СЭЗ «Находка»: иллюзии и реальность(М.Глуховский, Деловые люди.-1998.- N 3.-С.53-54.)
  6. Капустин А. Рекомендации по созданию СЭЗ в России(А.Капустин, БИКИ.- 2000.- N 39 (7465).-С.2.)
  7. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса(М. Лемешко, Деловые люди.-1999.- N 3.-C.44-46.)
  8. Петровский Н. Новые московские «оффшоры» (Н. Петровский, Налоги и бизнес.-2000.- № 29 (68).- С.29-31.)
  9. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон(Г.Семенов, Российский экономический журнал.-1995.- N 11.-С.34-44.)
  10. А. Быков "Свободные экономические зоны в России: миф или реальность?" ("Внешняя торговля", 9, 1993г.)
  11. Л. Вардомский "Приморский край: через международное сотрудничество к рынку" ("Внешняя торговля", 6, 1994г.)
  12. В. Завадников "Сквозь тернии к успеху" ("Международная жизнь", 11, 1993г.)
  13. Постановление  ВС РСФСР от 14.07.90 г.  N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
  14. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г.  N 165-1 "О создании  зон свободного предпринимательства".
  15. Указ Президента РФ от 4.06.92 г.  N 548 "О некоторых  мерах  по развитию  свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".
  16. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах".
  17. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. (Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.)
  18. Информация с интернет-источника: http://alabuga.oao-oez.ru/

 


Информация о работе Формирование и развития свободных экономических зон в России