Антиинфляционная политика России. Влияние инфляции на деятельность предприятия ООО “Auto-Motors”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей функционирования российских организаций в условиях инфляции и отображение особенностей антиинфляционной политики России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- Раскрыть сущность инфляции и определить причины её возникновения.
- Рассмотреть совокупность государственных мер по борьбе с инфляцией и на этой основе выделить особенности антиинфляционной политики России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ИНФЛЯЦИЯ И ЕЁ СУЩНОСТЬ.…………………………………….……….5
1.1. Понятие инфляции и причины её возникновения………………………...5
1.2. Виды инфляции……………………………………………………………...8
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ………………………..12
2.1. Сущность антиинфляционной политики…………………..………………12
2.2. Особенности антиинфляционной политики России………………………17
3. ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООО “Auto-Motors”…….27
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………….27
3.2. Анализ деятельности ООО “ Auto-Motors ” в условиях инфляции……...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………….……………..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке.

Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

- повышение нормы процента.

- уменьшение уровня реального объема производства.

- понижение уровня цен.

Таким образом, антиинфляционная политика представляет собой чётко разработанную программу по предотвращению негативных воздействий инфляции и недопущению её негативных влияний на экономику. Наличие широкого спектра рассмотренных инструментов антиинфляционной политики очередной раз подтверждает это.

 

2.2.  Особенности антиинфляционной политики России

Чтобы определить особенности и характер антиинфляционной политики России  следует сначала рассмотреть динамику развития уровня инфляции. Для этого воспользуемся статистическими данными.

В 2000 году, с приходом к власти новой команды правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году – всего 12% Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции [13].

В 2005 году темпы инфляции несколько замедлились (10,9 процента) по сравнению с 2004 годом (11,7 процента), хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста потребительских цен в первом квартале года Минэкономразвития РФ скорректировал прогноз и назвал новую цифру – не более 10%. Динамика уровня инфляции за последние 6 лет представлена в таблице 1 [13].

Таблица 1

Динамика уровня инфляции в России за последние годы

Год

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Уровень инфляции

12

11,7

10,9

9

11,9

13,3

 

8,8

 

 

8,8

             

Обобщая результаты исследования инфляционных процессов в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить следующие особенности инфляции:

1) С позиции характеристики типов инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала на начальном этапе рыночных преобразований в России, в результате либерализации цен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в инфляцию издержек, которая происходила в условиях спада производства и роста безработицы. Уже с конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, которая сочеталась с инфляцией издержек. В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской экономике [1, c. 54].

Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной переходной экономике.

2) Монетарные факторы инфляции, играющие значительную роль в развитии инфляционных процессов в развитой рыночной экономике, в России не оказывали значительного влияния на инфляцию.

3) Инфляционные процессы в трансформируемой экономике России представляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как в опережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платные услуги.

4) На протяжении всего периода рыночных преобразований в российской экономике проявлялось действие внешнеэкономической инфляции, связанной с динамикой валютного курса, чистого экспорта, мировых цен на вывозимую продукцию, структурой экспорта и импорта.

5) Значительное влияние на инфляционные процессы в России оказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено прежде всего тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается совокупный спрос в экономике [6, c. 72]. Кроме того, сокращаются доходы государственного бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения его дефицита.

6) Инфляционные процессы в России усилили процесс существенной дифференциации доходов населения в результате реализации программы приватизации государственного имущества. Коэффициент дифференциации доходов в России (в 2004 г. – 15,0 раз) значительно превышает его значение в развитых странах (3–8 раз) и бывших странах с плановой экономикой Восточной и Центральной Европы (4,5–5,5 раз) [13].

7) В системе мер по борьбе с инфляцией в 1990–е годы преобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются определяющими в государственной экономической политике. Жесткая денежная политика в 1990-е годы нашла отражение в существенном снижении коэффициента монетизации, развитии бартерных сделок и взаимозачетов. Вместе с тем она привела к значительному спаду производства и резкому сокращению инвестиций в основной капитал. В 2000–е годы возросло значение финансовой политики в сокращении влияния факторов инфляции издержек, что выразилось в снижении ставок налогов и формировании профицитного государственного бюджета.

8) Антимонопольная политика как средство регулирования инфляционных процессов характеризуется недостаточной эффективностью действия, что проявляется в опережающих темпах роста цен на продукцию естественных монополий по сравнению с темпами инфляции.

Также следует отметить, что валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера [2, c. 82].

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей [13].

Инфляцию в стране в 2008 году планировали снизить до 8,5 %.

Помимо традиционно занимающихся этой проблемой Минфина, Минэкономразвития, Банка России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в группу войдут представители Минпромэнерго, Минрегиона, Минпромэнерго, Минсельхоза, Федеральной службы по тарифам (ФСТ), Федеральной службы по регулированию финансовых рынков (ФСФР).

Раньше ответственным за разработку антиинфляционных мер было Минэкономразвития. Именно МЭРТ вносил согласованные предложения в правительство в декабре 2007 года. В последний раз МЭРТ направлял свои уже доработанные материалы в аппарат кабинета министров 18 января. Премьер-министра Зубков принял решение создать специальную группу и поручил возглавить ее А. Кудрину. Таким образом, "пальма первенства" (а с ней и бремя ответственности) перешли к Минфину. Заместителями А. Кудрина по группе названы глава МЭРТ Эльвира Набиуллина и министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.

Вовлечение новых разработчиков, в частности, Минсельхоза, в борьбу с инфляцией вполне оправданно. Именно из-за пикового роста цен на основные продукты питания осенью прошлого года Правительству не удалось выполнить план по инфляции, которая по итогам 2007 года вместо положенных 8% достигла 12%. Началось все еще летом с роста цен на зерно, за ним потянулись молоко, сыр, растительное масло.

Правительство срочным порядком ввело экспортные пошлины на ячмень и пшеницу и, наоборот, снизило, а кое-где и обнулило ввозные пошлины на продовольствие (молоко, масло, сыр), чтобы увеличить предложение на рынке и тем самым стабилизировать цены. Одновременно государство начало продавать на бирже пшеницу из интервенционного фонда и заключило с рядом производителей и ритейлеров соглашения о замораживании цен на основные продукты питания.

Эти меры возымели действие - в ноябре и декабре темпы инфляции замедлились по сравнению с октябрем, на который пришелся ее пик.

В начале года, как обычно, повысились цены на проезд в общественном транспорте и тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги. Первоначально ожидалось, что январская инфляция будет на уровне прошлогоднего показателя - 1,8% (в январе 2007 года было 1,7%). Однако на прошлой неделе прогноз был повышен до 1,9-2,1%, что уменьшает и без того небольшие шансы уложиться по итогам 2008 года в 7,5-8% инфляции.

Какой вклад в январскую инфляцию внесло продовольствие, станет ясно после опубликования данных Росстата. После анализа структуры инфляции власти, видимо, и будут принимать новые меры по ее обузданию.

Информация о работе Антиинфляционная политика России. Влияние инфляции на деятельность предприятия ООО “Auto-Motors”