Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования. Изучение безработицы как одной из форм проявления экономической нестабильности, рассмотрение понятия и сущности безработицы, ее причин, видов и последствий, а также в общих чертах проблем безработицы и путей ее решения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
определение основных видов и форм безработицы;
выявление причин и факторов появления безработицы;
характеристика экономических и социальных последствий безработицы;
исследование методов стабилизации рынка труда и борьбы с безработицей

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

В рамках проведения данного  мероприятия организуется тестирование безработных граждан, желающих организовать собственное дело, оказывается помощь в подготовке бизнес-планов, проводится экспертиза данных планов, предоставляется  возможность использования  каналов связи и средств оргтехники, а также оказывается финансовая помощь на подготовку учредительных документов, оплату государственной пошлины за регистрацию малого предприятия, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

Малое предпринимательство  имеет значительные перспективы  в научно-техническом и художественном творчестве, кустарных промыслах, обслуживании населения, консультировании и других сферах.

Несмотря на различное  социально-экономическое положение  и состояние региональных рынок  труда сохраняется множество  проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:

  • недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
  • снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном коплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
  • продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области;
  • медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
  • недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;
  • система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;
  • недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
  • недостаточен конртоль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;
  • трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;
  • усиление дифференциации локальных рынков труда.

В общенациональном масштабе современное государство с целью  уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы

В настоящее время  предприятия выплачивают часть  своих доходов для фонда занятости. Эти отчисления расходуются преимущественно  на пособия по безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание  служб занятости.

Наиболее перспективной  и эффективной, представляется система  экономических льгот предприятиям, которые сами создадут у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают  высвобождающих работников, переобучают  их. В награду такие предприятия могут освобождаться  от части налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.).

Большое значение на рынке  труда имеют коллективные и тарифные соглашения. Зарплата для наемных  работников регулируется с помощью  тарифных соглашений. Более широкий  круг вопросов регулируется коллективными  договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания и т.д. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства. Оно выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается незаконным средством решения трудовых споров.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово  – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик  с целями и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация  оттока квалифицированных кадров  за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социальной защиты (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственное регулирование  рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно местные органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.14

В высокоразвитых странах  мира регулярно разрабатываются различные — общенациональные, региональные и т. п. — государственные программы регулирования занятости населения. Основные принципы их разработки определены в документах МОТ:

  1. добровольность занятости;
  2. равные возможности занятости для всех граждан страны;
  3. содействие трудовой мобильности;
  4. социальное партнерство, осуществление государственной политики по обеспечению взаимодействия с профсоюзами и союзами работодателей;
  5. обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

Программы по регулированию занятости обычно предполагают:

а) организацию рынка  труда в общенациональных масштабах;

б) непосредственное регулирование  трудовых отношений и условий  оплаты труда (минимальная зарплата и др.);

в) организацию диалога  государства и союза предпринимателей с национальным и отраслевыми профсоюзами;

г) регулирование инвестиционной активности, активизация спроса на товары отечественного производства;

д) подавление монополистических  тенденций;

е) социальную защиту от безработицы.

Мероприятия, связанные  с организацией рынка труда, обычно направлены на развитие рыночной инфраструктуры, повышение степени информированности  населения о спросе на рабочую  силу и о наличии вакантных  мест. Для этого создаются центры занятости, организуется переквалификация безработных, осуществляется социальная реабилитация.

В современных условиях актуализируются вопросы, связанные с социальной защитой от безработицы. Национальная система страхования на случай потери рабочего места традиционно предполагает:

а) выплату пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы за счет накопленных сумм (взносы предприятий и работников, а также дотации из бюджета),

б) разовые денежные льготы (продовольственные талоны, льготы по оплате жилья, пособия для детей и др.).

И последнее воздействие  оказывают доминирующие в стране теоретические представления экономической науки о проблемах безработицы.15

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности   безработицы в РБ в условиях реформирования экономики

3.1 Характеристика  рынка труда в Беларуси.

В административно-командной  экономике существовало лишь некоторое  подобие рынка труда. Такая экономика была ресурсозатратной, поэтому здесь доминировал завышенный спрос на рабочую силу. Дефицит последней был связан прежде всего с нерациональным использованием рабочей силы, с искусственным созданием все новых рабочих мест.

Рабочая сила распределялась между отраслями с использованием административных методов. Низкий уровень заработной платы создавал видимость дешевой рабочей силы, одновременно провоцировал сверхзанятость населения, которая непрерывно повышалась.

Административная экономика  была поражена еще одной серьезной  болезнью — скрытой безработицей, которая вызывала снижение производительности труда, дисциплины и качества продукции. Избыток рабочей силы на производстве был связан со стремлением государственных предприятий из-за тотальной неритмичности производства иметь резерв живого труда. В условиях заниженного уровня национальной зарплаты и низких стимулов к труду широко использовались внеэкономические методы закрепления рабочей силы на производстве. Особенно это касалось работников сельского хозяйства, а также жителей экологически неблагополучных районов.

Этот опыт (и позитивный, и негативный) в определенной мере учитывался в ходе рыночных преобразований социально-трудовой сферы Беларуси, но с учетом всего комплекса особенностей ее экономики, исторического пути и  культурного своеобразия.

В период формирования экономической системы рыночного типа в сфере занятости населения постепенно обнаруживаются новые тенденции. Так, кризисный спад объемов производства приводит к заметному снижению спроса на рабочую силу. В первую очередь значительно сокращаются масштабы ежегодных вакансий. Начинает формироваться ограниченный по объему спроса рынок рабочей силы. Для регулирования занятости стала применяться практика досрочного ухода на пенсию. Одновременно формируется устойчивый спрос на рабочую силу со стороны увеличивающегося частного сектора.

Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности