Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель данного исследования. Изучение безработицы как одной из форм проявления экономической нестабильности, рассмотрение понятия и сущности безработицы, ее причин, видов и последствий, а также в общих чертах проблем безработицы и путей ее решения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
определение основных видов и форм безработицы;
выявление причин и факторов появления безработицы;
характеристика экономических и социальных последствий безработицы;
исследование методов стабилизации рынка труда и борьбы с безработицей
Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, её последствия выпадают за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующую роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости. Созданы конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона страны «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.
В развитие положений Конституции в республике приняты Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трехуровневую тарифную систему и т.д.
Принятый в 1999 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь выполняет следующие задачи:
• регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
• развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
• установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
В нашей стране на государственном уровне разработано и принято множество различного рода Положений, Законов, Постановлений и других нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования занятости населения. Таких, как Постановления Минтруда Республики Беларусь № 36 от 30.05.1996 г. «Об утверждении концепции профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных» и № 46 от 27.06.1996 г. «Об утверждении Положения об организации профессионального обучения безработных», Постановление СМ Республики Беларусь № 487 от 27.03.1998 г. «Об утверждения Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных, высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащих срочной службы, уволенных из ВС Республики Беларусь» и д.р. Так в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (до этого действовал закон от 30 мая 1991г.) :
Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
- обеспечение равных
возможностей всем
Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд.
- предоставление социальных
гарантий и компенсаций
- поддержание трудовой
инициативы граждан,
- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
- принятие дополнительных
мер, содействующих
- обеспечение социальной
защиты в области занятости,
проведение специальных
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профессиональных
союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей,
трудовых коллективов, их
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая
Кроме того, в соответствии со ст. 5:
Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь:
1. бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку;
2. бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;
3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
4. получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
5. судебную защиту
трудовых и других прав
6. предоставление подходящей работы на период не менее трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений;
7. свободу выбора рода занятий и работы;
8. компенсацию в соответствии
с законодательством
Государство путем создания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных), специализированных предприятий, организацией обучения по специальным программам и другими мерами обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, молодежи до 18 лет, инвалидам, гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, уволенным в запас в связи с окончанием срочной службы или с сокращением военнослужащих, лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.
Государство обеспечивает
гарантии предоставления первого рабочего
места выпускникам
Местные исполнительные
и распорядительные органы в соответствии
с действующим
Местные исполнительные и распорядительные органы за счет собственных средств могут предоставлять дополнительные гарантии гражданам, занятым на предприятиях, подлежащих ликвидации в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданами время поиска места работы.
Основными функциями биржи труда являются:
- учет безработных
и оказание помощи в их
- контроль за установлением права на получения пособия по безработицы и его утратой;
- обучение, переобучение
и повышение квалификации безра
- изучение спроса и предложения рабочей силы и распространения информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий, и д.р.
Деятельность бирж труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ (Международной организации труда).19
Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее формирование прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:
а) кризисный и конъюнктурный спад производства (например, под нарастающим воздействием импорта в легкой, обувной и пищевой промышленности);
б) назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства;
в) необходимость тотальной рационализации производства и сокращения издержек производства в условиях нарастания конкуренции;
г) сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных производств, переход от мягкой к жесткой финансовой политике;
д) ярко выраженный дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест;
е) длительное время сохраняющиеся
отрицательные темпы
Следует отметить, что реальные масштабы безработицы в Беларуси значительно выше официальных (0,8-1%). По данным, получаемых в ходе выборочных обследований домашних хозяйств, реальная безработица в стране складывается на уровне 6,5-7,6%. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). Не исключено, что таким способом отражается известный нам «эффект отчаявшегося работника».
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующем Законе о занятости населения (от 15. 06. 2006 г. с изменениями и дополнениями : от 1 ноября 2007 г. № 280-З, от 23 июня 2008 г. № 348-З, от 6 января 2009 г. № 6-З, от 12 мая 2009 г. № 19-З, от 6 июля 2009 г. № 37-З):
взаимодействии с
7.)международное
По сравнению с предыдущим
«Законом о занятости населения»
от 30.05.1991 закон 2006 г. дополнен рядом новых статей:
о праве граждан на выбор профессии; профессиональную
подготовку и повышение квалификации;
на трудоустройство за пределами Республики
Беларусь; на обжалование решений, действий
(бездействия) органов государственной
службы занятости населения.
В перечень категорий граждан, особо нуждающихся
в социальной защите и не способных на
равных условиях конкурировать на рынке
труда, которым государство предоставляет
дополнительные гарантии занятости, включены
дети-сироты, оставшиеся без попечения
родителей, и лица из их числа (совершеннолетние).
В соответствии с Законом срок нахождения
в органах государственной службы занятости
населения в качестве безработного ограничен
тремя годами.
В Законе предусмотрено обеспечение трудоустройства
родителей, обязанных возмещать расходы
государства на содержание их детей, находящихся
на государственном обеспечении, и направленных
по решению суда в органы государственной
службы занятости.
Изменен порядок досрочного ухода на
пенсию (за один год) граждан, которым назначается
пособие по безработице сроком на один
год (при стаже работы у мужчин 38 и более
лет, у женщин 33 года и более) и за два года
- при ликвидации организации. Право решения
о направлении безработных на пенсию досрочно
принадлежит органам государственной
службы занятости и осуществляется только
в случаях отсутствия возможностей их
трудоустройства и с их согласия. При этом
выплата пенсий (до наступления пенсионного
возраста) будет производиться не из средств
Фонда социальной защиты населения, а
из средств государственного фонда содействия
занятости.
В перечень причин увольнения работников,
по которым им не назначается пособие
при регистрации их в качестве безработных,
дополнительно включено расторжение трудового
договора по соглашению сторон.
И еще одно важное дополнение. Статья
16 "Участие профсоюзов в содействии
занятости населения" дополнена пунктом,
предоставляющим право местным исполнительным
и распорядительным органам по предложению
службы занятости приостанавливать на
срок до шести месяцев решение о массовом
высвобождении работников или принимать
решение о проведении поэтапного их высвобождения
в течение одного года с финансированием
данных мероприятий за счет местных бюджетов
и средств государственного фонда содействия
занятости.
В действующей Программе занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
а) оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;
б) материальную поддержку незанятого населения;
в) профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;
г) бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;
д) содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;
е) развитие республиканской службы занятости.20
Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором установлен порядок контрактной формы найма.
В этих правовых координатах республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере определяются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения. Система мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.21
3.3 Основные макроэкономические показатели РБ на рынке труда:
В 2008 г. на рынке труда в целом наблюдалась достаточно благоприятная ситуация. Основные его индикаторы демонстрировали положительную динамику увеличения спроса на рабочую силу, роста численности занятых в экономике, улучшения показателей использования рабочего времени. Численность занятых в экономике по сравнению с 2007 г. увеличилась на 45,4 тыс. и составила 4522 тыс. чел. (по оценке) при целевом параметре 4460-4535 тыс. чел. В условиях начавшегося мирового финансово-экономического кризиса по-прежнему наблюдалась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике.
В январе-ноябре 2008 г. соотношение
принятых и уволенных работников
на предприятиях (кроме субъектов
малого предпринимательства
Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности