Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования. Изучение безработицы как одной из форм проявления экономической нестабильности, рассмотрение понятия и сущности безработицы, ее причин, видов и последствий, а также в общих чертах проблем безработицы и путей ее решения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
определение основных видов и форм безработицы;
выявление причин и факторов появления безработицы;
характеристика экономических и социальных последствий безработицы;
исследование методов стабилизации рынка труда и борьбы с безработицей

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это  всегда трагедия для тех, кто не имеет  работы и не может получить законный источник существования. Более того, её последствия выпадают за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующую роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости. Созданы конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона страны «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.

В развитие положений  Конституции в республике приняты  Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трехуровневую тарифную систему и т.д.

Принятый в 1999 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь выполняет  следующие задачи:

• регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

• развитие социального  партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

• установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

В нашей стране на государственном уровне разработано и принято множество различного рода Положений, Законов, Постановлений и других нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования занятости населения. Таких, как Постановления Минтруда Республики Беларусь № 36 от 30.05.1996 г. «Об утверждении концепции профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных» и № 46 от 27.06.1996 г. «Об утверждении Положения об организации профессионального обучения безработных», Постановление СМ Республики Беларусь № 487 от 27.03.1998 г. «Об утверждения Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных, высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащих срочной службы, уволенных из ВС Республики Беларусь» и д.р. Так в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (до этого действовал закон от 30 мая 1991г.) :

Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

- обеспечение равных  возможностей всем трудоспособным  гражданам

Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения  к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд.

- предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

- поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие  и поощрение в развитии их  способностей к производительному  и творческому труду;

- обеспечение мер,  направленных на предотвращение безработицы;

- принятие дополнительных  мер, содействующих трудоустройству  граждан с ограниченной трудоспособностью;

- обеспечение социальной  защиты в области занятости,  проведение специальных мероприятий  для трудоустройства граждан, желающих работать;

- координация деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

- участие профессиональных  союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая профессиональную  деятельность граждан Республики  Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь (ст. 4).

Кроме того, в соответствии со ст. 5:

Государство гарантирует  гражданам Республики Беларусь:

1. бесплатную профессиональную  подготовку и переподготовку;

2. бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;

3. возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

4. получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий);

5. судебную защиту  трудовых и других прав граждан  в сфере занятости;

6. предоставление подходящей  работы на период не менее  трех лет ранее заявленным  предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений;

7. свободу выбора рода  занятий и работы;

8. компенсацию в соответствии  с законодательством материальных  затрат в связи с направлением  на работу в другую местность.18

Государство путем создания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных), специализированных предприятий, организацией обучения по специальным программам и другими мерами обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, молодежи до 18 лет, инвалидам, гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, уволенным в запас в связи с окончанием срочной службы или с сокращением военнослужащих, лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.

Государство обеспечивает гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам государственных  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений путем направления  их на работу в соответствии с заключенными между указанными учебными заведениями и нанимателями договорами (заявками), создания дополнительных рабочих мест и других мер.

Местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с действующим законодательством  за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот и других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу указанных категорий граждан.

Местные исполнительные и распорядительные органы за счет собственных средств могут предоставлять дополнительные гарантии гражданам, занятым на предприятиях, подлежащих ликвидации в соответствии с законодательством

Республики Беларусь.

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданами время поиска места работы.

Основными функциями  биржи труда являются:

-  учет безработных  и оказание помощи в их трудоустройстве;

- контроль за установлением  права на получения пособия  по безработицы и его утратой;

- обучение, переобучение  и повышение квалификации безработных;

- изучение спроса и  предложения рабочей силы и  распространения информации об  уровне занятости в разрезе  профессий и территорий, и д.р.

Деятельность бирж труда  получила международно-правовую регламентацию  в ряде конвенций МОТ (Международной  организации труда).19

Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее формирование прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:

а) кризисный и конъюнктурный спад производства (например, под нарастающим воздействием импорта в легкой, обувной и пищевой промышленности);

б) назревшие структурные  сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства;

в) необходимость тотальной  рационализации производства и сокращения издержек производства в условиях нарастания конкуренции;

г) сокращение дотаций  из бюджета в пользу неэффективных  производств, переход от мягкой к  жесткой финансовой политике;

д) ярко выраженный дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест;

е) длительное время сохраняющиеся  отрицательные темпы естественного  прироста численности населения.

Следует отметить, что  реальные масштабы безработицы в  Беларуси значительно выше официальных (0,8-1%). По данным, получаемых в ходе выборочных обследований домашних хозяйств, реальная безработица в стране складывается на уровне 6,5-7,6%. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). Не исключено, что таким способом отражается известный нам «эффект отчаявшегося работника».

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующем Законе о занятости населения (от 15. 06. 2006 г. с изменениями и дополнениями : от 1 ноября 2007 г. № 280-З, от 23 июня 2008 г. № 348-З,  от 6 января 2009 г. № 6-З,  от 12 мая 2009 г. № 19-З, от 6 июля 2009 г. № 37-З):

  1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным;
  2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при

взаимодействии с государственными органами;

7.)международное сотрудничество  в решении проблем занятости.

По сравнению с предыдущим «Законом о занятости населения» от 30.05.1991 закон 2006 г. дополнен рядом новых статей: о праве граждан на выбор профессии; профессиональную  подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство за пределами Республики Беларусь; на  обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной службы занятости населения.  
         В перечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости,  включены дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа (совершеннолетние). 
         В соответствии с Законом  срок нахождения в органах государственной службы занятости   населения в качестве безработного ограничен тремя годами.   
      В Законе предусмотрено обеспечение трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службы занятости. 
         Изменен порядок досрочного ухода на пенсию (за один год) граждан, которым назначается пособие по безработице сроком на один год (при стаже работы у мужчин 38 и более лет, у женщин 33 года и более) и за два года - при ликвидации организации. Право решения о направлении безработных на пенсию досрочно принадлежит органам государственной службы занятости и осуществляется  только в  случаях отсутствия возможностей  их трудоустройства и с их согласия. При этом выплата пенсий (до наступления  пенсионного возраста) будет производиться  не из средств Фонда социальной защиты населения, а из средств государственного фонда содействия занятости.  
           В перечень причин увольнения работников, по которым им не назначается  пособие при регистрации их в качестве безработных, дополнительно включено расторжение трудового договора по соглашению сторон. 
             И еще одно важное дополнение. Статья 16 "Участие профсоюзов в содействии занятости населения" дополнена  пунктом, предоставляющим право местным исполнительным и распорядительным органам по предложению службы занятости приостанавливать на срок до шести месяцев решение о массовом высвобождении работников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года  с финансированием данных мероприятий за счет местных бюджетов и средств государственного фонда содействия занятости.

В действующей Программе занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

а) оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;

б) материальную поддержку незанятого населения;

в) профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения; 

г) бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

д) содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;

е) развитие республиканской службы занятости.20

Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором установлен порядок контрактной формы найма.

В этих правовых координатах республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере определяются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения. Система мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.21

 

3.3 Основные макроэкономические показатели РБ на рынке труда:

В 2008 г. на рынке труда  в целом наблюдалась достаточно благоприятная ситуация. Основные его индикаторы демонстрировали положительную динамику увеличения спроса на рабочую силу, роста численности занятых в экономике, улучшения показателей использования рабочего времени. Численность занятых в экономике по сравнению с 2007 г. увеличилась на 45,4 тыс. и составила 4522 тыс. чел. (по оценке) при целевом параметре 4460-4535 тыс. чел. В условиях начавшегося мирового финансово-экономического кризиса по-прежнему наблюдалась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике.

В январе-ноябре 2008 г. соотношение  принятых и уволенных работников на предприятиях (кроме субъектов  малого предпринимательства негосударственной  формы собственности) составило 105,8%. Превышение найма над высвобождением рабочей силы обусловлено трудоустройством работников на дополнительно введенные рабочие места, число которых за январь-ноябрь составило 67 тыс.

Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности