Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования. Изучение безработицы как одной из форм проявления экономической нестабильности, рассмотрение понятия и сущности безработицы, ее причин, видов и последствий, а также в общих чертах проблем безработицы и путей ее решения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
определение основных видов и форм безработицы;
выявление причин и факторов появления безработицы;
характеристика экономических и социальных последствий безработицы;
исследование методов стабилизации рынка труда и борьбы с безработицей

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем обнаружились и негативные тенденции. Так, с учетом некоторых социально-политических соображений стала складываться практика сохранения ранее созданных трудовых коллективов. Такая политика занятости в меньшей степени была продиктована стремлением сохранить кадровый персонал крупных предприятий на ближайшую перспективу, когда при благоприятном изменении рыночной конъюнктуры такой потенциал должен быть востребован. Восстановление практики доведения до государственных предприятий административных заданий по темпам экономического роста также сдерживает процесс освобождения производства от избыточной численности.

Одновременно следует  указать и на слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности государственных предприятий, на формальную реализацию так называемого хозяйственного расчета. В этих условиях администрация предприятия экономически не заинтересована в оптимизации занятости, склонна проводить лишь пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников. При этом подавляющая часть госпредприятий потери рабочей силы (увольнение) восполняет за счет нового набора, а не повышения эффективности труда занятых (переобучение, повышение квалификации).

При дальнейшем совершенствовании  политики занятости в условиях переходного периода нет смысла и, самое главное, нет финансовых возможностей воспроизводить устаревшие идеи «всеобщей занятости». Патерналистская политика занятости лишь усиливает скрытую безработицу.

Резкое снижение уровня жизни населения стимулирует сверхзанятость населения среди некоторых социально-демографических групп (пенсионеры, подростки и т. п.), активный поиск работы по совместительству.16

Определяющим фактором в начале рыночных реформ явилось  наследие длительного периода административно-командных методов управления на основе всеобщего и обязательного вовлечения трудоспособного населения в общественное производство, а также отсутствие безработицы как социального феномена и борьба с «тунеядством». Сильные стороны социалистической модели регулирования социально-трудовых отношений (гарантии прав на труд и отдых, бесплатные здравоохранение, образование, профессиональную подготовку и т.д.) доминировали в сознании трудящихся и руководителей на всех уровнях экономической системы.

Поэтому предоставление предприятиям экономической самостоятельности  в формировании кадрового потенциала на основе принципа свободно избранной  занятости и добровольности труда, в достижении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с  помощью рыночной самонастройки через рынок труда и конкуренцию не дало положительных результатов, поскольку отсутствовали многие рыночные регуляторы.

Активные рыночные преобразования в экономике Беларуси велись в 1992 —1994 гг., когда разрушалась система  централизованного управления и начиналось быстрое, достаточно либеральное вхождение в рынок, однако соответствующих сильных институтов рыночного характера создано не было, а неформальные институты, но сути, в основном были постсоциалистическими и нерыночными.

Сложное положение в социально-трудовой сфере усугублялось общим кризисом экономики страны, что привело к замедленному созданию необходимых социально-экономических предпосылок для реализации декларированного права частной собственности на рабочую силу, неразвитости рыночной инфраструктуры, стихийному характеру взаимодействия спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.

С развитием конкуренции  на рынке товаров и услуг, внедрением более жесткого режима финансирования предприятия вынуждены были более  эффективно использовать ресурсы труда, определяя их численность с учетом реальных потребностей производства, что объективно привело к сокращению спроса на рабочую силу и высвобождению работников, появлению безработных граждан.

С 1995 г. начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости.

Некоторый уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий уровень безработицы ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому политика государства в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, па предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда в трансформационный период

 

       Известно, что была разработана государственная  программа занятости населения,  в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению  трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда, намечены совместные действия структур государственного управления территориального подчинения в решении конкретных задач . В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости.

Регулирование рынка  труда государство может осуществлять при помощи  государственной службы занятости. Вся деятельность органов  государственной службы занятости  направлена на поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах.

Достижению указанных  целей и смягчению напряженности  на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством. В целом основные показатели этих программ занятости населения выполняются успешно. Государственная служба занятости обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Проблемы занятости  решаются исходя прежде всего из необходимости  обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого  конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости.

Важным направлением деятельности является создание новых  рабочих мест с использованием средств государственного фонда содействия занятости.

В значительной мере смягчению  негативных последствий безработицы  и незанятости населения способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность безработным  и незанятым гражданам пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки, особенно при длительной безработице.

Социальная поддержка  безработных осуществляется путем  выплаты им пособия по безработице  и материальной помощи на период активного  поиска работы. По состоянию на 1 января 2009 г. пособие по безработице составило 35000 белорусских рублей.

С целью эффективного регулирования безработицы государственная  политика занятости осуществляется по следующим направлениям:

• содействие предпринимательской  деятельности безработных;

• содействие трудоустройству  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

• переселение безработных  и членов их семей на новое место  жительства и работы;

• регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;

• реструктуризация градообразующих  предприятий.

Однако ограничение  политики занятости только рамками  трудоустройства и профессиональной переподготовки безработных не решает проблемы, поскольку отсутствует  основное условие — наличие достаточного числа экономически эффективных и высококачественных рабочих мест.

Проводимые в стране преобразования, ориентированные на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни  населения, требуют создания адекватных организационно-правовых условий для  перехода к активной политике на рынке  труда.

Государственное регулирование занятости населения представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. При этом система управления занятостью населения должна включать два компонента. Первый из них предусматривает целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышения качества труда, второй заключается в разработке комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальная защита.

Государственная политика занятости населения должна быть направлена главным образом на формирование рациональной структуры занятости, повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей  силы на рынке труда, повышение действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Вместе с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан.

Таким образом, основными  направлениями совершенствования  государственного регулирования занятости  населения являются:

• развитие правовой и  экономической инфраструктуры рынка  труда;

• сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства;

• содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости  населения;

• создание развитой системы  профобразования и переподготовки взрослого трудоспособного населения  по профессиям стабильного и перспективного спроса;

• внедрение нестандартных  форм занятости и гибких режимов  труда;

• совершенствование  мотивации труда и повышение  качества рабочей среды;

• содействие занятости  маргинальных групп населения;

• совершенствование  системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы страхования от безработицы;

• поощрение территориальной  мобильности рабочей силы, в том  числе внешней трудовой миграции.17

 

3.2 Политика занятости  в  Республике Беларусь.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.  Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.

Причин современного состояния занятости несколько. Во-первых, значительно сложнее реформировать социально-трудовые отношения, чем общие макроэкономические условия развития. Занятость – это прежде всего отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка, личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с необходимостью приспосабливаться и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, которые складывались порой не одно десятилетие.

Во-вторых, к началу реформ преобладало упрощённое понимание  занятости населения. Все проблемы сводились к безработице. Главная  же цель политики занятости сводилась  к созданию механизмов согласования спроса и предложения рабочей  силы, т.е. рынка труда. Таким проблемам использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовая мотивация, отраслевые и профессиональные структуры, перераспределение рабочей силы между отраслями и видами деятельности уделялось недостаточно внимания и в научных исследованиях, и в деятельности центральных экономических ведомств.

Безработица как экономическая  категория является отражением сложности  процесса согласования предложения  рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно- климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.

Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности