Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:48, дипломная работа
В современную эпоху глобализации международный рынок характеризуется острой конкурентной борьбой. В таких условиях устойчивое положение и процветание каждой компании напрямую зависят от наличия у нее конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества компания может получить как ценовыми, так и неценовыми методами.
Цель дипломной работы заключается в изучении концепции брендинга как одного из факторов формирования конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях, разработке рекомендаций по более активному использованию управления брендом отечественными компаниями для повышения конкурентоспособности на рынке банковских услуг, разработать научно – практический подход к оценке конкурентоспособности бренда.
1. Теоретическая аспекты. Основные понятия брендинга и конкурентоспособности банка…………………………………………………
1.1. Бренд как экономическая категория. Содержание и функции бренда…
1.2. Критерии, показатели, инедксы конкурентоспособности……………
1.3. Брендинг как один из факторов конкурентоспособности банка………
2. Эффективность бренда……………………………………………………
2.1. Методы оценки конкурентоспособности банка…………………………
2.1.Успех бренда………………………………………………………………
2.3. Научно — практический подход. Эффективность реализации бренда. Стоимость бренда. Экономико-математическая модель……………………..
Логическим завершением создания бренда банка является этап разработки стратегии его продвижения на рынок. Используя информацию, полученную в результате комплексного маркетингового анализа, формируется стратегия продвижения бренда на рынок. При этом следует помнить об эффекте памяти, который заключается в том, что средний потребитель может помнить не более четырех брендов в одной товарной группе. Поэтому при разработке стратегии продвижения необходимо придерживаться принципа лидерства в маркетинговых коммуникациях. Своевременно проведенные модификации стратегии брендинга, в свою очередь, обеспечат долгосрочный подъем продаж и узнаваемость бренда и, следовательно, — долгосрочный рост бренда, а также удержат его от преждевременного спада. Этому будут способствовать все маркетинговые методах продвижения — реклама, связи с общественностью, акции, направленные на повышение интереса к бренду со сторонах клиентов.
В настоящее время
в экономике все большее
В действительности бренду
бывает недостаточно занять надлежащее
место в сознании клиента. Необходимо,
чтобы клиент принял его таким, каким
банк стремится его передать. Для
этого необходимо убедить в этом
клиента посредством
Банк, стремясь привлечь клиентов, предлагает каждый раз новую выгоду. И клиент, получив различные сообщения, не в состоянии понять, какую пользу для себя он получит в случае использования кредитных продуктов и услуг данного банка. Совокупность сообщений, имеющих отношение к бренду, можно сравнить с разноцветными бусами: каждая «бусинка» содержит крупицу информации о банке и его услугах. Если эти пестрые бусинки разбросаны как попало, клиенту очень трудно «собрать» их в своей голове. Каждая бусинка оказывается «на своем месте» только тогда, когда все они нанизаны на одну нитку, т.е. являются дополнением и уточнением, позволяющим взглянуть на центральную идею с новой точки зрения. Таким смысловым центром всех маркетинговых коммуникаций является идентичность бренда (brand identity) — уникальный набор материальных и содержательных признаков, по которым клиент опознает (идентифицирует) данный банк.
В целом механизм продвижения бренда можно представить в виде цепочки последовательных действий: сформировать глубокую, широкую осведомленность; вызвать сильные, позитивные и уникальные ассоциации; создать позитивную реакцию; сформировать интенсивную, активную приверженность. Брендинг как процесс создания, развития и поддержания жизнеспособности бренда и характеристики развитого бренда представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Брендинг — процесс создания, развития и поддержания жизнеспособности бренда
Социально-экономическое значение повышения конкурентоспособности состоит в том, что способы такого направления влияют на формирование более эффективной системы хозяйствования в условиях рыночных отношений. Социально-экономическая эффективность повышения уровня качества и конкурентоспособности банковских услуг, состоит в основном в том:
- конкурентоспособные
услуги всегда более в полной
мере и лучше удовлетворяет
социально-экономические
- повышение качества
услуг является специфической
формой проявления закона
- конкурентоспособные услуги обеспечивает постоянную финансовую стабильность банка, а также получение ею максимально возможной прибыли;
- многоаспектное влияние
повышения качества и, как
В качестве оказываемых услуг выступают банки, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки, за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности услуг составляет уровень, известность и брендинг банка. В этой связи рассмотрим понятие «конкурентоспособность банка» [19, с. 81].
Конкурентоспособность банка – это способность банка бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии банка). Это достигается на основе внедрения новых кредитных продуктов, выгодных для клиента, улучшение качества обслуживания, внедрения новых услуг, развития имиджа банка (бренд) и т.д.
Также под конкурентоспособностью банка предлагается понимать способность банка комплексно удовлетворять и удерживать имеющихся корпоративных и частных клиентов, а так же завоевывать предпочтения новых за счет освоения новых инструментов и регионов.
Понятие «конкурентоспособность банка» в экономической литературе, чаще всего, сводится к способности банка производить конкурентоспособные услуги.
Однако, учитывая, что
в настоящее время банки могут
оказывать различные виды, на каждый
данный момент времени уровень
Различие требований, предъявляемых к банкам субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, используемых для оценки уровня конкурентоспособности, что должно, в свою очередь, найти отражение в понятийном аппарате.
На рисунке 2 показано
несколько подходов к понятию конкурентоспособност
Рисунок 2 –Понятие конкурентно способности
Оценка возможностей
банка позволяет построить мног
Рисунок 3 - Многоугольник конкурентоспособности
Как видно из рисунка 3 по каждой оси многоугольника для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных банков, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Однако нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств услуги. Если бы на рынке не было конкурентов, с услугами которых клиент банка сравнивает услуги банка, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности. Комплекс конкурентоспособности услуг состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.
Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении услуги, его принадлежности к определенному виду (классу) услуг. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это также и эргономические показатели, отражающие, насколько кредитные продукты и услуги соответствуют клиенту.
Экономические параметры представлены величиной затрат на оказание услуг. Клиент делает затраты не только на приобретение кредитных продуктов и услуг, но и на его потребление.
Социально - организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в оказании услуг [22, с. 24].
Для случая, когда вопросы
конкурентоспособности
Современное экономическое
развитие характеризуется ведущим
значением технико-
На рисунке 4 представлены основные факторы конкурентоспособности банка.
Рисунок 4 - Основные факторы, определяющие конкурентоспособность банка.
Как видно из рисунка 4 конкурентоспособность банка определяют все четыре фактора, каждый из которых является неотъемлемым звеном в работе самого банка. Конкурентоспособность банковских услуг определяет текущую конкурентоспособность банка. Участие в конкурентной борьбе, грамотное использование имеющихся ресурсов определяется конкурентоспособностью менеджмента банка, прежде всего, высшего руководства. Связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентоспособности является маркетинг предприятия и соответственно как конечный результат всех трёх факторов – продажи.
Повышение уровня конкурентоспособности банка, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество банковских процессов, доходность банка, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения банков, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, предлагающих однородные кредитные продукты и услуги, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов [5, с. 29].
В условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости банка в рыночной среде служит его конкурентоспособность, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.
В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие банки, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится обеспечение конкурентоспособности банка, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.
Организация управления и планирования деятельности банка, основанная на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить его адаптивность, конкурентные преимущества и результаты деятельности и, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.
Одной из основных целей
любого банка в рыночной экономике
является повышение своей
Экономическая свобода банка в современных рыночных условиях характеризуется, как правило, повышенным хозяйственным риском, поведением конкурентов, влиянием случайных факторов неэкономической природы на эффективность принятия управленческих решений, изменчивостью рыночной конъюнктуры и т.д.
В таких условиях, прежде чем принять управленческие решения руководители должны в сжатые сроки изучить внутреннюю и внешнюю среду банка, провести оценку влияния возникших рыночных изменений на его деятельность и найти новые решения по ее корректировке. Деятельность банка в условиях конкурентного рынка - это система отношений производителя и покупателя, согласно которым банк должен предлагать не то, что он хочет, а то, что хочет клиент банка, учитывая при этом активное поведение конкурентов. В силу развития конкуренции руководство банка должно регулярно проводить анализ конъюнктуры рынка, рыночного спроса и его специфики. Управленческие решения по услугам должны приниматься на основе полного знания рыночных факторов и учета влияния, которое эти решения могут оказать на рынок. Результаты такого анализа оказывают прямое воздействие на принятие оптимального решения, связанного со следующим: формированием ассортиментных программ; обновлением услуг; изменением специфики банка; выгодным получением нужных инвестиций для развития и т.д. [8, с. 40].
Информация о работе Бренд как фактор конкурентоспособности финансовой организации