Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:48, дипломная работа
В современную эпоху глобализации международный рынок характеризуется острой конкурентной борьбой. В таких условиях устойчивое положение и процветание каждой компании напрямую зависят от наличия у нее конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества компания может получить как ценовыми, так и неценовыми методами.
Цель дипломной работы заключается в изучении концепции брендинга как одного из факторов формирования конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях, разработке рекомендаций по более активному использованию управления брендом отечественными компаниями для повышения конкурентоспособности на рынке банковских услуг, разработать научно – практический подход к оценке конкурентоспособности бренда.
1. Теоретическая аспекты. Основные понятия брендинга и конкурентоспособности банка…………………………………………………
1.1. Бренд как экономическая категория. Содержание и функции бренда…
1.2. Критерии, показатели, инедксы конкурентоспособности……………
1.3. Брендинг как один из факторов конкурентоспособности банка………
2. Эффективность бренда……………………………………………………
2.1. Методы оценки конкурентоспособности банка…………………………
2.1.Успех бренда………………………………………………………………
2.3. Научно — практический подход. Эффективность реализации бренда. Стоимость бренда. Экономико-математическая модель……………………..
Фактические значения характеристик бренда выбранного банка и его конкурента (банка-лидера), а также промежуточные и конечные результаты расчёта численных значений уровня конкурентоспособности бренда приведены в табл. 5. Анализ полученных результатов позволяет оценить фактический уровень конкурентоспособности бренда, численное значение которого для данного предприятия равно 0,511, что в соответствие с принятой шкалой (представлены в таблице 4) свидетельствует о достаточно устойчивой рыночной позиции бренда банка.
С целью графической поддержки решения задачи, визуализации полученных результатов в соответствии с рекомендациями [10] целесообразно построить циклограмму рыночных позиций бренда, используя в качестве исходной информации полученные интегральные оценки характеристик бренда организации (согласно данным таблицы 5). Расчетная циклограмма рыночных позиций бренда организации приведена на рисунке 8.
Начало
1
Постановка задачи
2
Сбор необходимой информации
3 данные верные?
нет
да 4
Расчет
конкурентоспособности
бренда
5
0 < Pb
< 1? нет
6 Проверка оценок характеристик бренда
да 7
Построение циклограммы рыночных позиций бренда
8
Результаты удовлетвори- тельные?
нет
9
Принятие решений
o разработке соответствущих действий
да
Конец
Рисунок 7 – Алгоритм
решения задачи
Таблица 5 - Расчет уровня конкурентоспособности бренда
Характеристика бренда |
Вес характе- ристики |
Значение характеристики |
Относи тельная оценка характе- ристики |
Интеграль- ная оценка характе- ристики | |
банка |
конкурента | ||||
Brand Expansion |
0,16 |
6,3 |
22,8 |
0,276 |
0,044 |
Brand Extension |
0,12 |
465 |
17000 |
0,027 |
0,003 |
Brand Value |
0,14 |
9,3 |
11,7 |
0,795 |
0,111 |
Brand Power |
0,08 |
0,03 |
0,536 |
0,056 |
0,004 |
Brand Relevance |
0,42 |
0,67 |
0,85 |
0,788 |
0,331 |
Brand Awareness |
0,08 |
0,09 |
0,41 |
0,219 |
0,018 |
Всего: |
1,00 |
- |
- |
- |
0,511 |
Рисунок 8 - Циклограмма рыночных позиций бренда банка
Внутреннее ранжирование характеристик бренда банка имеет следующий вид. Максимальное численное значение (0,331) соответствует характеристике Brand Relevance, удельный вес которой составляет 64,77 %,
определяет степень
соответствия имиджа и характера
бренда нуждам и желаниям покупателей.
Насколько бренд соответствует
запросам целевой потребительской
аудитории и насколько «
Oценка характеристики Brand Value (0,111) с удельным весом 21,7 % показывает, что были грамотно проведены мероприятия по увеличению стоимости бренда .
Oценка стоимости бренда в денежном выражении является одним из важных индикаторов его рыночных позиций, особенно при применении доходного метода его оценки. Повышение стоимости бренда свидетельствует о росте получаемых им доходов и об успешности рыночной деятельности предприятия.
Численное значение (0,044) соответствует характеристике Brand Expansion, удельный вес которой составляет 8,61 %, что свидетельствует о слабой ее позиции среди прочих оцениваемых характеристик бренда банка. Для улучшения значения данной характеристики по сравнению с конкурентом возможно применение более широкого целевого сегмента потребителей – расширение бренда: расширение сегмента рынка, выход на новые категории потребителей, новые каналы дистрибуции. Открытие большего количества филиальных сетей. Такой подход при условии сильного авторитетного бренда позволит увеличить доходы и укрепить мощь бренда.
Характеристика Brand Awareness имеет численное значение (0,018) и удельный вес – 3,52 %. Эта характеристика бренда, которая показывает степень его известности, является наиболее популярной и наиболее доступной с точки зрения использования методов получения и обработки информации. Степень известности бренда банка целесообразно принять во внимание при оценке его положения на рынке. Данный показатель свидетельствует о степени устойчивости имиджа бренда и восприятия его потребителями на рынке банковских услуг.
Четвертое место (удельный вес – 0,78%) принадлежит характеристике Brand Power (0,004). Эта составляющая бренда предприятия характеризует меру его способности доминировать в данной категории товаров. По удельному весу продаж марок товаров конкретного предприятия в общей совокупности конкурентных товаров данной категории на рынке можно судить о весомости его имиджа и способности доминировать в данной товарной категории.
Удельный вес характеристики Brand Extension, интегральная оценка которого составила 0,003, равен 0,59 %. Для улучшения состояния которой надо расширить разнообразие кредитных продуктов и банковских услуг. Данная характеристика бренда отвечает за его способность быть примененным за пределами того продуктового ряда, к которому он применялся до сих пор. Расширение товарного ряда и предложение на рынке банковских услуг других категорий позволит получить дополнительные доходы, а также расширить сферу влияния бренда.
Выводы и перспективы дальнейших научных разработок в данном направлении. С помощью анализа циклограммы можно выявлять слабые стороны бренда банка, определять «проблемные» места и намечать стратегические ориентиры укрепления и развития позиций бренда на рынке. Для этого необходимо вычислить площадь циклограммы для конкретного банка за ряд временных периодов и сопоставить полученные результаты в динамике. При этом рост численного значения показателя, характеризующего площадь циклограммы, будет свидетельствовать о возрастании степени устойчивости рыночных позиций бренда банка.
2.3. Показатели успеха бренда
Таким образом, рыночный успех бренда представляет собой прирост потребительской полезности бренда и связанного с этим достижения финансовых и рыночных показателей в сравнении с конкурентами и может быть определен с учетом следующих показателей:
Однако открытым остается вопрос, какие же элементы являются основными создателями ценности в рамках стоимости бренда?
Стоимость бренда формируется с учетом значимости взаимоотношений с брендом. При этом значимость взаимоотношений необходимо рассматривать с двух сторон: внешних целевых групп (потребителей) с точки зрения воздействия бренда на процесс принятия решения о выборе и/или покупки брендированного товара/услуги, а также внутренних целевых групп (сотрудников) с точки зрения развития в их сознании приверженности к бренду (в соответствии с рисунком 9).
Рисунок 9 - Структура элементов стоимости брендов
Основой любых взаимоотношений является уровень доверия, который индивидуум (потребитель, сотрудник) испытывает в отношении какого-либо объекта (бренда). Доверие к бренду может возникнуть только в том случае, если он правдиво и надежно удовлетворяет потребности потребителя. Для поддержания правдоподобности и надежности необходимо непрерывное поддержание согласованности обещаний полезности бренда, вызванных ожиданиями целевой группы, и собственно поведением бренда, которое и заключается в удовлетворении потребностей. Если бренду удается в течение длительного периода времени поддерживать необходимую содержательность предлагаемой полезности, то правдоподобность подкрепляется и надежностью обещаний бренда (в соответствии с рисунком 10).
Рисунок 10 - Правдоподобность и надежность как основа ценных взаимоотношений бренда и потребителей
В свою очередь основу для формирования достоверности и надежности создает идентичность бренда, определяющая направление и рамки развития бренда. Среди компонентов идентичности особое внимание уделяется компетенциям, которые обеспечивая правдоподобность, надежность и содержательность обещаний бренда, а также «работоспособность» бренда, создают основу для развития конкурентоспособности и потенциальных конкурентных преимуществ.
Под компетенциями в сфере брендинга понимается способность сотрудников к повторяемому, тщательно спланированному коллективному взаимодействию в отношении реализации задач брендинга, которое основывается на таком комбинировании имеющихся в распоряжении ресурсов для осуществления бренд-процессов, которое будет соответствовать рыночным требованиям и обеспечит бренду устойчивое положение на рынке в течение длительного времени.
Взаимосвязь идентичности бренда и его рыночного успеха представлена на рисунке 11.
Рисунок 11 - Взаимосвязь компетенций в сфере брендинга и рыночного успеха бренда
При формировании и развитии
компетенций брендинга
В контексте предлагаемой логики выделяется три формы компетенций:
Рисунок 12 - Логика компетентного подхода к управлению брендами
К созидающим компетенциям брендинга относится:
К рыночным компетенциям брендинга предлагается относить:
К мета-компетенциям с учетом важности взаимоотношений между брендом и потребителем предлагается отнести:
Информация о работе Бренд как фактор конкурентоспособности финансовой организации