Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 23:30, реферат

Краткое описание

Научная новизна исследования заключаются в следующем:
- обоснована структура факторов влияния прямых иностранных инвестиций на безопасность экономики принимающей страны;
- обоснована схема формирования системы экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям;
- обосновано, что изменение баланса интересов на национальном уровне возможно в результате действия внутренних и внешних объективных факторов и субъективных факторов;
- обоснована система оценки экономической безопасности на макроэкономическом уровне, выявлены значения пороговых уровней экономической безопасности Республики Беларусь;
- проведен прогноз объемов привлекаемых иностранных инвестиций в страну;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………………………….4
1 ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ……………………… ..6.
Влияние иностранных инвестиций на принимающие страны………………………6
Факторы, определяющие условия привлечения и влияния иностранных инвестиций………………………………………………………………..……..………….. 9
2 ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ЭКНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ …………
2.1 Методологические аспекты сущности и форм экономической безопасности………………………………………………………………….………………...
2.2 Баланс экономической безопасности в условиях открытости экономики иностранным инвестициям……………………………………………………….…………………………
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………….………………………………………..
Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность белорусской экономики…………………………………………………………………………………….
Пути обеспечения экономической безопасности в условиях либерализации экономики Республики Беларусь………………………………………………..…………
3.3 Оценка влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность Республики Беларусь. Пути и направления обеспечения экономической безопасности посредством привлечения иностранных инвестиций……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

экон. безоп..doc

— 783.00 Кб (Скачать файл)

Также хотелось бы отметить такие понятия как экономическая безопасность населения, бизнеса, иностранного инвестора в условиях открытости экономики иностранным инвесторам схематично на рисунке 2.3.

Экономическая безопасность отдельных субъектов данной категории может оказаться в противоречии между собой, экономическая безопасность государства понимаемая как сохранение суверенитета, повышение темпов и качества экономического роста, может быть в противоречии с экономическими интересами (безопасностью) населения, понимаемого как повышение социального и экономического статуса, с безопасностью национального предприятия (бизнеса). В этих условиях государственная инвестиционная политика в отношении иностранных инвестиций будет представлять собой выражение определенных интересов наиболее влиятельных групп субъектов, данных отношений, которые имеют возможность посредством различных механизмов повлиять на формирование национальной инвестиционной политики. Поэтому и население, и бизнес, и регионы, и государственные органы, и бюрократия для обеспечения собственных экономических интересов  должны пытаться усилить свою экономическую и политическую власть с тем, чтобы использовать возможные рычаги для продвижения своих интересов и улучшения собственной безопасности, тем самым сбалансируя национальную экономическую безопасность в целом.

 

 

Источник: собственная разработка

Рисунок 2.3 – Взаимосвязь понятий экономической безопасности категорий населения, бизнеса, иностранного инвестора и открытости экономики иностранным инвесторам.

Однако, вполне вероятно, что в реальной действительности невозможно полное совпадение интересов всех участников взаимоотношений: иностранных предприятий, осуществляющих прямые инвестиции, страны принимающей капитал (приоритеты развития), населения, национального партнера (бизнеса), регионов, бюрократии. Так, иностранные предприятия не ставят перед собой задачу осуществления экономического развития в этих странах, их целью является максимизация доходов на инвестированный капитал, они не ставят задач уменьшения безработицы, бедности, неравенства.

Механизм обеспечения экономической безопасности страны в условиях открытости экономики иностранным инвестициям включает следующие блоки на рисунке 2.5.

Источник: собственная разработка

Рисунок 2.5 – Механизм обеспечения экономической безопасности страны в условиях открытости экономики иностранным инвестициям.

 

Внешние и внутренние факторы угрозы экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям - это противоречия, возникающие и развивающиеся в процессе выявления и реализации экономических, инвестиционных интересов субъектов.

Под внешними факторами потенциала и угрозы экономической безопасности понимается позитивное и негативное влияние прямых иностранных инвестиций на экономику принимающей страны, характеризующее те возможности и угрозы для развития национальной экономики, которые они несут с собой.

К факторам, определяющим внутреннее состояние экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям, по моему мнению, относятся факторы, характеризующие степень риска и потенциала национальной экономики, и выражаемые в таком интегрированном показателе как инвестиционный климат.

Экономический эффект ПИИ на принимающие страны невозможно измерить аккуратно. И, как следствие, при анализе эффектов иностранных  инвестиций, прибегают к использованию одного из двух основных методов. Первый - это эконометрический анализ отношений между вложенными ПИИ и различными показателями экономического развития. И второй метод это качественный анализ определённых аспектов вложений ТНК, без какой-либо попытки присчитывания чистой нормы прибыли (выгоды).

Выводы и заключения существующих методик эконометрического анализа исследования ПИИ и развития остаются неявными. Некоторые исследования выявляют позитивный эффект, в то время как другие наоборот отрицательный.

Для оценки инвестиционной привлекательности регионов той или иной страны используется иной набор критериев. Они включают: оценку динамики валового внутреннего продукта, объемов производства, промышленной продукции, динамики распределения национального дохода, пропорций накопления и потребления, хода приватизационных процессов, состояния законодательного регулирования инвестиционной деятельности, развития отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного и так далее.

Каждый из рассмотренных критериев оценивается группой экспертов, затем эти оценки суммируются с учетом удельного веса каждого критерия. Результатом математической обработки становится получение обобщенного индекса инвестиционного климата.

Таким образом, экономическая безопасность представляет собой баланс интересов субъектов инвестиционных отношений, этот баланс складывается под влиянием внутренних и внешних факторов. Факторы влияния могут быть позитивными и негативными. Позитивные факторы формируют потенциал экономической безопасности, а негативные факторы формируют угрозы, вовремя не урегулированные негативные факторы становятся угрозой экономической безопасности, следовательно, объектом экономической безопасности являются негативные факторы внутреннего и внешнего влияния. Соответственно задачами деятельности мер экономической безопасности является предупреждение развития негативных факторов в угрозы, однако, если по каким-либо причинам негативные факторы становятся угрозами, то целью деятельности по регулированию угроз является, минимизация возможных убытков в результате её реализации. Эти убытки, или потери называются экономическим ущербом.

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Влияние иностранных  инвестиций на экономическую  безопасность Республики Беларусь.

 

 

В настоящее время в Республике Беларусь сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации (IFC – International Financial Corporation), занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

Проанализируем  динамику иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь (табл.3.1)

Таблица 3.1 – Потоки иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь в за 2002 – 2010гг. (млн.долл.США)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего иностранных инвестиций, млн.долл.США

722,2

1306,5

1517,4

1816,2

4036,1

5421,9

6525,9

9303,7

9085,5


Источник: собственная разработка

 

Представим график поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2002-2010 гг. на рисунке 3.1.

  Источник: собственная разработка

Рисунок 3.1 – Поток иностранных инвестиций в реальный сектор Республики Беларусь за 2002 – 2010 гг.(млн.долл.США)

Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь – (статистический отчет, отражающий накопленные запасы внешних  финансовых активов и обязательств страны на определенный момент времени) представлена в таблице 3.2. Чистая международная инвестиционная позиция страны равна  разнице между внешними активами и обязательствами. Чистая  инвестиционная  позиция  определяет  зависимость  экономики  страны  от  внешнего мира  и  показывает  соотношение между  иностранными  активами,  которыми  страна  располагает,  и  задолженностью  перед  другими  странами.  Превышение  обязательств  над  активами  указывает  на  то,  что  страна,  составляющая  международную  инвестиционную  позицию,  является  "чистым должником" перед внешним миром. Превышение внешних активов  над  обязательствами  перед  внешним  миром  указывает  на "чистого  кредитора". Как видно из таблицы Республика Беларусь имеет отрицательно сальдо международной инвестиционной позиции, причем отрицательное сальдо имеет тенденцию роста. Это свидетельствует о динамичном росте обязательств по иностранным инвестициям перед реальными инвестициями.

 

 

 

 

Таблица 3.2 – Динамика международной инвестиционной позиции Республики Беларусь, млн.долл.США.

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Международная инвестиционная позиция, сальдо

-3 980,9

-4 434,1

-3 895,9

-5 617,3

-7 908,8

-13 389,3

-18 898,0

-26 420,7

Активы

1 811,3

2 240,7

3 289,0

3 583,3

8 592,1

7 771,2

10 938,3

11 151,6

Прямые инвестиции за границу

6,2

8,2

13,9

18,5

46,3

72,4

81,0

133,4

Портфельные инвестиции

16,3

9,1

21,3

23,0

65,8

61,5

43,5

101,6

Производные финансовые инструменты

0,0

2,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Другие инвестиции

1 289,9

1 451,2

1 957,3

2 158,9

4 297,8

4 576,2

5 161,3

5 885,9

Резервные активы

498,9

770,2

1 296,5

1 382,9

4 182,2

3 061,1

5 652,5

5 030,7

Обязательства

5 792,2

6 674,8

7 184,9

9 200,6

16 500,9

21 160,5

29 836,3

37 572,3

Прямые инвестиции во внутреннюю экономику

1 898,6

2 057,0

2 382,8

2 734,3

4 483,0

6 682,7

8 536,7

9 846,6

Портфельные инвестиции

24,9

87,8

50,7

27,2

30,0

35,9

32,2

1 276,0

Производные финансовые инструменты

0,0

3,7

7,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Другие инвестиции

3 868,7

4 526,3

4 744,3

6 439,1

11 987,9

14 441,9

21 267,4

26 449,7


Источник: официальный сайт Национального банка Республики Беларусь

Таким образом, основную долю дополнительных инвестиционных средств государственные предприятия получают через кредитные линии, открытые в  различных банках, действующих на территории страны. Очевидно, данный инструмент в целом выполнял свою функцию, так как в стране имел место существенный и устойчивый рост промышленного производства и экономики в целом. Однако, со второй половины 2008 г. в реальном секторе Беларуси стали проявляться серьезные негативные явления, связанные с резким снижением доступности и удорожанием банковского кредитования.

Анализ накопленных прямых и портфельных инвестиций в общем объеме привлеченных иносранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Динамика накопленных прямых и портфельных инвестиций в общем объеме накопленных иностраннных инвестиций в реальный сектор экономики (млн.долл.США)

 

Субъекты малого предпринимательства

Субъекты среднего предпринимательства

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Всего, млн.долл. США

1963,4

2271,8

2244,4

421,5

323,7

468,5

Прямые иностранные инвестиции, млн.долл. США

933,6

1184,8

1181

226,7

174,5

309,2

Портфельные и прочие иностранные инвестиции, млн.долл. США

1029,8

1087

1063,4

194,8

149,2

159,3


Источник: собственная разработка

Далее выделим следующий фактор угрозы экономической безопасности относително иностранных инвестиций – нерациональное отраслевое распределение иностранных инвестицй.

В таблице 3.4 представлены поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по отраслям экономики (млн.долл.США) за 2002 – 2010гг.

Таблица 3.4 - Поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по отраслям экономики (млн.долл.США).

Информация о работе Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность