Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 23:30, реферат

Краткое описание

Научная новизна исследования заключаются в следующем:
- обоснована структура факторов влияния прямых иностранных инвестиций на безопасность экономики принимающей страны;
- обоснована схема формирования системы экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям;
- обосновано, что изменение баланса интересов на национальном уровне возможно в результате действия внутренних и внешних объективных факторов и субъективных факторов;
- обоснована система оценки экономической безопасности на макроэкономическом уровне, выявлены значения пороговых уровней экономической безопасности Республики Беларусь;
- проведен прогноз объемов привлекаемых иностранных инвестиций в страну;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………………………….4
1 ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ……………………… ..6.
Влияние иностранных инвестиций на принимающие страны………………………6
Факторы, определяющие условия привлечения и влияния иностранных инвестиций………………………………………………………………..……..………….. 9
2 ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ЭКНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ …………
2.1 Методологические аспекты сущности и форм экономической безопасности………………………………………………………………….………………...
2.2 Баланс экономической безопасности в условиях открытости экономики иностранным инвестициям……………………………………………………….…………………………
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………….………………………………………..
Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность белорусской экономики…………………………………………………………………………………….
Пути обеспечения экономической безопасности в условиях либерализации экономики Республики Беларусь………………………………………………..…………
3.3 Оценка влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность Республики Беларусь. Пути и направления обеспечения экономической безопасности посредством привлечения иностранных инвестиций……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

экон. безоп..doc

— 783.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Оценка влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность Республики Беларусь. Пути и направления обеспечения экономической безопасности посредством привлечения иностранных инвестиций.

 

Привлечение внешних ресурсов в экономику Республики Беларусь необходимо, на мой взгляд, осуществлять в виде прямых иностранных инвестиций в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие приток зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией. Для этого очень важно формировать благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощать нормативную правовую базу ведения бизнеса, внедрять международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Сбалансированность развития экономики и обеспечения экономической безопасности должно обеспечивается по следующим основным направлениям:

- соответствие  темпов экономического роста  и возможности расширения внешнего  и внутреннего спроса;

- переход к  бездефицитному балансу внешней  торговли, а в течение переходного периода - покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга;

- наращивание  денежного предложения (эмиссии) с  учетом соблюдения целевых параметров  уровня инфляции и заданного  валютного коридора;

- поддержание  жестких бюджетных ограничений в деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина);

- формирование  и поддержание на достаточном  уровне золотовалютных резервов.

Защита от внешних угроз безопасности в экономической сфере также обеспечивается многовекторной внешнеэкономической политикой, расширением товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацией импорта сырьевых и энергетических ресурсов.

Для того чтобы повысить качество процесса привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо предпринять следующие меры:

1. Повышение качества  базовых экономических факторов  принимающих стран или проще - «формирование благоприятного инвестиционного  климата» является вполне достаточным  условием для активизации притока иностранных инвестиций. Однако, опыт показывает, что улучшение инвестиционного климата - важное, но не единственное условие улучшения качества иностранных инвестиций.

Формированию позитивного имиджа страны – «благоприятного инвестиционного климата» за рубежом должно способствовать развитие сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интеграционными объединениями, участие в международных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отечественных товаропроизводителей на внешних рынках.

2. Принятие четких  мер для регулирования привлечения  потоков иностранных инвестиций, ограничивая воздействие на процессы, происходящие исключительно в  рамках национальной экономики без учета процессов глобализации. Необходимо в обязательном порядке учитывать, что мировая конъюнктура постоянно претерпевает изменения, различаются инвестиционные возможности и требования иностранных инвесторов и, соответственно, изменяются объемы, направления, виды, структура иностранных инвестиций. Непонимание таких процессов часто приводит к бесполезности проводимых мероприятий как во внутриэкономической сфере страны, так и в продвигаемой политики привлечения иностранных инвестиций и к формированию скептического отношения к роли иностранных инвестиций в экономическом развитии принимающей страны.

3. Сменить ориентир  на все большее сотрудничество  со средними и малыми ТНК. Они  способны быстро заполнить недостающие  ниши на национальном рынке и их действия имеют менее выраженный монополистический характер. Стратегия малых ТНК направлена обычно на инвестирование «с нуля» и предполагает кооперацию с местными производителями. Более того, инвестиции малых и средних ТНК, прежде всего, нуждаются в политической стабильности, предсказуемости законодательства, обеспечении прав собственности, эффективности судебной системы.

4. Создание положительного образа привлекающей инвестиции страны, создание стимулирующих механизмов, например, в виде налоговых льгот, продвижение страны «маркетинговым» способом. Однако важно учитывать, что применение системы стимулов должно быть увязано со стратегией развития принимающей страны, их применение не должно носит несвязанный и нестабильный характер.

5. Создание стратегии  по привлечению иностранных инвестиций, которая должна быть сформирована на основе следующих положений:

- она должна  опираться на определенный прагматический, активный (наступательный) подход привлечения  иностранных инвестиций. Его сущность  в принятии противоречивого влияния прямых иностранных инвестиций на принимающую страну и проведения эффективной инвестиционной политики в более широком контексте продвижения стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики и учета интересов субъектов инвестиционных отношений.

- она должна постоянно реагировать  на состояние внутренней хозяйственной среды и, в том числе, на состояние мирового рынка. Необходимо знать, как изменяется собственный промышленный потенциал, как формируются мировые потоки ПИИ, состояние конкурентов по привлечению ПИИ, поведение и мотивация главных ТНК, экономическое положение в странах вывозящих ПИИ. В основу ее выработки должна быть положена координация динамических изменений внутренней хозяйственной среды и мирового рынка в экономическом развитии национальной экономики.

Если страна способна создать конкретные территориально-производственные комплексы, базирующие свою деятельность на конкурентных преимуществах страны на основе использования естественной склонности фирм к объединению усилий и способные, в конечном счете, создать собственный имидж, равнозначный марочному наименованию, то это, в свою очередь, послужит большим подспорьем для такой стратегии.

Одним из ключевых элементов такой стратегии привлечения инвестиций является более качественное обустройство конкретных районов страны и их "маркетинг" среди потенциальных инвесторов в конкретных областях деятельности. Разумеется, общие экономические и политические характеристики и особенности режима регулирования в стране также имеют значение, поскольку они сказываются на эффективности комплексов в пределах ее территории. Но ключом к успеху в таких новых стратегиях поощрения инвестиций является то, что они призваны воздействовать на один из основных экономических факторов, определяющих приток ПИИ, а именно, основывается на учете меняющегося характера стратегии ТНК в области размещения своих производств.

Таким образом, политика привлечения ПИИ должна быть сфокусирована на точечный поиск и создание возможностей задействования внешнего потенциала стран, вывозящих ПИИ, потенциала ТНК и внутреннего потенциала страны, принимающей иностранные инвестиции для реализации поставленных целей экономического развития и минимизации внешних и внутренних угроз экономической безопасности, что должно повысить степень экономической безопасности страны в целом.

6. Политика в  области иностранных инвестиций  должна становится важной составной частью промышленной политики. Когда государство имеет четкий план развития тех или иных отраслей, производств, районов, такая поддержка может осуществляться, в числе прочих мер, и по каналам привлечения прямых иностранных инвестиций. Это могут быть специальные льготы, гарантии в конкретных областях, меры по развитию инфраструктуры.

7. Также предлагается  на базе существующего Национального инвестиционного агентства создать структурное подразделение, которое будет осуществлять следующие виды деятельности:

1. Разработать  принципы и меры по созданию  Национальной системы мониторинга влияния иностранных инвестиций на основные макроэкономические показатели и мониторинга инвестиционного климата Республики Беларусь, включающего анализ важнейших его составляющих, с целью повышения экономической безопасности страны.

2. Ранжирование  инвестиционных проектов по степени  влияния на экономическую безопасность страны; разработка и сопровождение инвестиционных проектов, признанных приоритетными для экономического развития страны и регионов.

3. Разработка  мер по развитию инвестиционной  инфраструктуры на республиканском  и региональном уровнях, схем  финансирования, форм и методов гарантирования и страхования инвестиций.

4. Точное определение круга отраслей, производств, предприятий, в которые прямые инвестиции следует: поощрять; ограничивать; запретить.

Таким образом, основные направления и пути обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь сведем в таблицу 3.11:

 

Таблица 3.11 – Основные направления и пути обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь

Направления

Способы обеспечения экономической безопасности

Поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности

Структурная перестройка экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции.

Многовекторная внешнеэкономическая политика

Расширение товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификация импорта сырьевых и энергетических ресурсов.

Сбалансированность развития экономики и обеспечения экономической безопасности

- переход к бездефицитному балансу  внешней торговли, а в течение  переходного периода - покрытие дефицита  внешней торговли без увеличения  внешнего государственного долга;

- наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения  целевых параметров уровня инфляции  и заданного валютного коридора;

- поддержание жестких бюджетных  ограничений в деятельности субъектов  хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина);

- формирование и поддержание  на достаточном уровне золотовалютных  резервов.

«Формирование благоприятного инвестиционного климата»

Развитие сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интеграционными объединениями, участие в международных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отечественных товаропроизводителей на внешних рынках

Принятие четких мер для регулирования привлечения потоков иностранных инвестиций.

Ограничивая воздействие на процессы, происходящие исключительно в рамках национальной экономики без учета процессов глобализации

Сменить ориентир на все большее сотрудничество со средними и малыми ТНК

Они способны быстро заполнить недостающие ниши на национальном рынке и их действия имеют менее выраженный монополистический характер. Стратегия малых ТНК направлена обычно на инвестирование «с нуля» и предполагает кооперацию с местными производителями.

Продвижение страны «маркетинговым» способом

Создание положительного образа привлекающей инвестиции страны, создание стимулирующих механизмов, таких как налоговые льготы (их применение не должно носит несвязанный и нестабильный характер)

Создание стратегии по привлечению иностранных инвестиций

- должна опираться на определенный  прагматический, активный (наступательный) подход привлечения иностранных  инвестиций;

- должна постоянно реагировать  на состояние внутренней хозяйственной среды и, в том числе, на состояние мирового рынка. Необходимо знать, как изменяется собственный промышленный потенциал, как формируются мировые потоки ПИИ, состояние конкурентов по привлечению ПИИ, поведение и мотивация главных ТНК, экономическое положение в странах вывозящих ПИИ.

Политика в области иностранных инвестиций должна становится важной составной частью промышленной политики

При наличии четкого план развития тех или иных отраслей, производств, районов, такая поддержка может осуществляться, в числе прочих мер, и по каналам привлечения прямых иностранных инвестиций.

На базе существующего Национального инвестиционного агентства создать структурное подразделение

- разработка принципов и мер  по созданию Национальной системы  мониторинга влияния иностранных  инвестиций на основные макроэкономические показатели и мониторинга инвестиционного климата страны;

- ранжирование инвестиционных  проектов по степени влияния  на экономическую безопасность  страны;

- разработка мер по развитию  инвестиционной инфраструктуры  на республиканском и региональном уровнях;

- точное определение круга отраслей, производств, предприятий, в которые прямые инвестиции следует: поощрять; ограничивать; запретить.

Формирования эффективной национальной инновационной системы и реализация новой технологической стратегии развития экономики

Создание современной нормативной правовой базы, закрепляющей наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности,; развитие рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры; введение в хозяйственный оборот и расширение экспорта объектов интеллектуальной собственности; системное обновление материально-технической базы науки; организацию технологических парков мирового уровня, способных реализовывать масштабные инновационные проекты; обеспечивать условия для создания и развития высокотехнологичных производств, привлекая в них прямые иностранные инвестиции.


Источник: собственная разработка

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Экономика Республики Беларусь на современном этапе переживает инвестиционный кризис. Одна из главных проблем это отсутствие инвестиционных ресурсов, для обновления устаревших производственных фондов, совершенствования методов управления и выхода на устойчивую траекторию экономического роста. В сложившихся условиях одним из источников инвестирования должны стать, прямые иностранные инвестиции, которые несут с собой новые знания, технологии, новые методы организации бизнес-процессов, которые позволят значительно ускорить экономический рост, качественно изменить промышленный и человеческий капитал. При отсутствии активного участия иностранных инвесторов выход из кризиса и достижение устойчивых темпов экономического роста может затянуться на долгие годы.

Экономическая безопасность в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям, представляет собой баланс интересов субъектов инвестиционных отношений, этот баланс складывается в результате действий объективных факторов (внутренних и внешних, таких как, размещение ресурсов, создание благоприятного инвестиционного климата и т.д.) и субъективных факторов (экономической и политической силы участников инвестиционных отношений). Факторы прямых иностранных инвестиций могут оказывать позитивное и негативное влияние на принимающие страны. Позитивное влияние формирует потенциал экономической безопасности, а негативное влияние формирует угрозы, вовремя не урегулированные негативные факторы становятся угрозой экономической безопасности, следовательно, объектом экономической безопасности являются негативные факторы внутреннего и внешнего влияния.

Страны, достигшие наибольших успехов в привлечении именно прямых иностранных инвестиций сочетают политику регулирования с политикой поощрения для разных отраслей, секторов, предприятий, сфер деятельности национальной экономики.

В Республике Беларусь не наблюдается достаточного притока прямых иностранных инвестиций, более того, ни объем, ни структура распределения по отраслям, ни географическое распределение по регионам не являются эффективными.

Проанализировав реальные потоки иностранных инвестиций в экономику страны, можно сделать вывод о недостаточности прямых иностранных инвестиций в структуре привлекаемых инвестиций. За 2010 год Республике Беларусь удалось привлечь инвестиций на сумму 9085,5 млн. долл. США, и этот показать оказался на 218,2 млн.долл.США меньше, чем в предыдущем 2009 году. Причем доля прямых иностранных инвестиций составила 1490,2 млн.долл.США (вложения в малый и средний бизнес).

Информация о работе Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность