Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 23:30, реферат
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
- обоснована структура факторов влияния прямых иностранных инвестиций на безопасность экономики принимающей страны;
- обоснована схема формирования системы экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям;
- обосновано, что изменение баланса интересов на национальном уровне возможно в результате действия внутренних и внешних объективных факторов и субъективных факторов;
- обоснована система оценки экономической безопасности на макроэкономическом уровне, выявлены значения пороговых уровней экономической безопасности Республики Беларусь;
- проведен прогноз объемов привлекаемых иностранных инвестиций в страну;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………………………….4
1 ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ……………………… ..6.
Влияние иностранных инвестиций на принимающие страны………………………6
Факторы, определяющие условия привлечения и влияния иностранных инвестиций………………………………………………………………..……..………….. 9
2 ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ЭКНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ …………
2.1 Методологические аспекты сущности и форм экономической безопасности………………………………………………………………….………………...
2.2 Баланс экономической безопасности в условиях открытости экономики иностранным инвестициям……………………………………………………….…………………………
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………….………………………………………..
Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность белорусской экономики…………………………………………………………………………………….
Пути обеспечения экономической безопасности в условиях либерализации экономики Республики Беларусь………………………………………………..…………
3.3 Оценка влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность Республики Беларусь. Пути и направления обеспечения экономической безопасности посредством привлечения иностранных инвестиций……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..
Источник: собственная разработка
Для нахождения а0 и а1 используется система нормальных уравнений:
∑у = а0n + а1∑t
Вычислительный процесс нахождения параметров уравнения может быть упрощен, если ввести обозначения дат (периодов времени) с помощью натуральных чисел (t), с тем чтобы ∑t = 0. Если ∑t = 0, то ∑t3 = 0, ∑t5 = 0.
Так, если количество уровней в ряду динамики нечетное, то временные даты (t) обозначаются следующим образом
Таблица 3.7 – Временные даты
Временные даты (периоды) |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Уровни ряда динамики |
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
Обозначения временных дат, t |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
Источник: собственная разработка
Если же количество уровней в ряду динамики четное, то временные даты (t) обозначаются следующим образом:
Таблица 3.8 – Временные даты.
Временные даты (периоды) |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Уровни ряда динамики |
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
У6 |
Обозначения временных дат, t |
-5 |
-3 |
-1 |
+1 |
+3 |
+5 |
Источник: собственная разработка
Для упрощения системы нормальных уравнений показатели времени t обозначаются так, чтобы t = 0; тогда система принимает вид:
Откуда
=39013,2/8=4876,65 млн. долл. США
=108899/168=648,21 млн. долл. США
Модель тренда примет вид:
уt’ = 4876,65+648,21×t
Тогда точечный прогноз для 2011г.:
уt’ = 4876,65+648,21×9=10710,55 млн. долл. США
Интервальный прогноз объема инвестиций для 2011 г.:
где уi и уt’ –соответственно фактические и расчетные значения уровней динамического ряда;
n – число уровней ряда;
m – число параметров в уравнении тренда.
где tα – коэффициент доверия Стьюдента
Вспомогательные расчеты выполнены в таблице.
Теоретические уровни (уt)’ рассчитываются так:
2003г.: уt’ = 4876,65+648,21×(-7)=339,2 млн. долл. США
2004г.: уt’ = 4876,65+648,21×(-5)=1635,6 млн. долл. США
Тогда
Syt= = =800,4 млн. долл. США
Для точного расчета коэффициента доверия t определяют значение функции S(t) по формуле:
S(t)=(Р+1)/2, где Р – заданная вероятность
В нашем случае:
S(t)=(F+1)/2 = (0,90+1)/2 = 0,995
Затем по таблице распределения Стьюдента в зависимости от значения функции S(t) и числа степеней свободы:
К=(n–1), где n – число уровней ряда динамики, тогда для нашей задачи:
К = 8–1=7
определяют t (при вероятности F=0,90 S(t)=0,995 К=7 t=1.9)
Интервальный прогноз объема инвестиций для 2011 г.:
10710,55– 1.9×800,4≤упрогн≤ 10710 + 1.9×800,4
9269.77 млн. долл. США ≤упрогн≤12151.33 млн. долл. США
Результаты прогнозирования потока привлеченных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь для 2011-2015 гг. приведены в таблице 3.9:
Таблица 3.9 – Прогноз потока привлеченных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь (млн.долл.США)
Годы |
Точечный прогноз |
Интервальный прогноз | |
Теоретический уровень |
от |
до | |
Поток привлеченных иностранных инвестиций в млн.долл.США | |||
2011 |
10710,55 |
9269,77 |
12151,33 |
2012 |
12006,97 |
10566,19 |
13447,75 |
2013 |
13303,39 |
11862,61 |
14744,17 |
2014 |
14599,81 |
13159,03 |
16040,59 |
2015 |
15896,23 |
14455,45 |
17337,01 |
Источник: собственная разработка
Отобразим полученный результат на графике на рисунке 3.6.
Источник: собственная разработка
Рисунок 3.6 - Прогнозный поток иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь за 2011 – 2015 гг. (млн.долл.США)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, даже имея вероятность погрешности в вычислениях прогнозируемых величин, которыми могут быть угрозы экономической безопасности республики Беларусь (в том числе и со стороны привлекаемых иностранных инвестиций), описанные выше, потоки иностранных инвестиций в реальный сектор экономики интенсивно увеличиваются. Положительная динамика потоков говорит об эффективности внедрения предложенных направлений и путей повышения прочности экономической безопасности.
3.2 Пути обеспечения
экономической безопасности в
условиях либерализации
На формирование системы обеспечения экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям, как составной части инвестиционной политики в условиях реформируемой национальной экономики, влияет две противоположенные тенденции: с одной стороны, система должна строиться с учётом максимизации позитивных результатов, а также, минимизации и предупреждения развития негативного влияния ПИИ, которое уже либо имеет место, либо может проявиться в будущем. С другой стороны, принятие некой оборонительной позиции в отношении ПИИ не приведёт к положительному результату для экономики, поскольку именно через привлечение прямых иностранных инвестиций, которые несут с собой новые знания, технологии, новые методы организации бизнес-процессов многие страны смогли ускорить экономический рост, качественно изменить промышленный и человеческий капитал и связывают экономические неудачи, скорее не с тем, что могут нанести вред допустив иностранцев в национальную экономику, а с тем, что окажутся обойденными вниманием инвестиционных потоков мирового рынка, что инвестиции не будут вложены в их экономики. И, таким образом, будет закреплено отставание этих стран от мирового лидерства, которое будет еще больше увеличиваться со временем и приводить к ослаблению государства, ухудшению экономического, социального положения граждан, что в свою очередь плохо сказывается на национальной безопасности.
Учитывая эти две разнонаправленные тенденции в политике обеспечения экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям, необходимо найти тот баланс интересов между государством и иностранным инвестором, чтобы с одной стороны не отпугнуть инвестора, создав слишком жёсткие условия и, с другой стороны, учесть собственные интересы экономического развития и интересы национальных субъектов.
Необходимым условием нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экономической сфере, на мой взгляд, является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции.
Говоря о макроэкономической стабильности и повышении экономической безопасности страны, необходимо обозначить значения вышеизложенных пороговых показателей (индикаторов) для республики Беларусь. (табл.3.10)
Таблица 3.10 – Пороговые значения индикаторов экономической безопасности макроэкономического уровня для Республики Беларусь за 2008-2010 гг.
Пороговые значения индикаторов экономической безопасности |
Уровни пороговых значений индикаторов |
2008 |
2009 |
2010 |
Экономическая безопасность на макроуровне | |
1 |
доля в ВВП инвестиций в основной капитал,% |
Не менее 25 |
19 |
12,8 |
22,4 | |
2 |
уровень инновационной активности промышленных предприятий,% ВВП |
Не менее15 |
7,4 |
9,1 |
13,9 | |
3 |
внутренние затраты на научные исследования и разработки, % ВВП |
Не менее 1,5 |
0,75 |
0,65 |
0,7 | |
4 |
платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета,% |
Не более 25 |
14,4 |
17,4 |
23,4 | |
5 |
индекс развития человеческого потенциала |
→1 |
0,730 |
0,742 |
0,756 | |
6 |
децильный коэффициент (отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения) |
Не более 10 |
5,6 |
5,73 |
5,9 | |
7 |
суммарный коэффициент рождаемости |
Не менее 2,15 |
1,5 |
1,4 | ||
8 |
коэффициент депопуляции |
Не более 1 |
1,25 |
1,22 |
1,27 | |
9 |
обеспеченность ресурсами здравоохранения, образования |
Является качественным показателем | ||||
10 |
уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций,% |
Не менее 30 |
28,7 |
32,8 |
46,2 | |
11 |
обеспеченность военными кадрами |
Является качественным показателем | ||||
12 |
оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой, % ВВП |
Не менее 3 |
1,47 |
1,63 |
1,72 | |
13 |
эластичность выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов |
Является качественным показателем |
Источник: собственная разработка
Таким образом, основными «слабыми местами» или экономически небезопасными показателями для Республики Беларусь являются следующие: доля в ВВП инвестиций в основной капитал (риск падения объемов поступления иностранных инвестиций), низкий уровень инновационной активности и низкий уровень наукоемкой продукции (риск низкого уровня технологического (инновационного) производства), а также коэффициенты, отражающие демографические проблемы государства в целом. Именно на эти показатели, на мой взгляд, следует обратить внимание при совершенствовании путей и направлений обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь. Отобразим схематично на рисунке 3.7.
Источник: собственная разработка
Рисунок 3.7 – Макроэкономические пороговые показатели экономической безопасности Республики Беларусь.
Как было сказано выше, важное значение для экономической безопасности имеют не сами критериальные показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, превышение которых угрожает экономической безопасности. Следует отметить, что не за всеми перечисленными выше показателями определены предельные допустимые значения. Прежде всего, зададим вопрос, можно ли оценить уровень экономической безопасности каким-то единым интегральным показателем или для такой оценки необходима совокупность (система) частных показателей, которые позволят не только констатировать, что уровень безопасности высокий или низкий, но и выбрать приоритетные направления противодействия угрозам. Априори можно утверждать, что нужны и те и другие показатели. Однако они должны, с одной стороны, использоваться для разных целей исследования проблемы экономической безопасности, с другой — эти показатели должны быть составлены таким образом, чтобы интегральный показатель мог быть представлен некой функцией, зависящей от частных показателей. В этом случае оценка с помощью интегрального показателя явится базой для глобальных решений, значения же частных показателей послужат основой для выработки направлений противодействия конкретным угрозам в рамках этих глобальных решений. [8]
Структурная перестройка экономики страны должна обеспечиваться путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь.
Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью должны подлежать реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные сектора экономики.
Информация о работе Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность