Выбор моделей макроэкономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом.
Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости.
Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.
Стабилизационная политика: перспективы и проблемы.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

belousov_kursovaia_rabota.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

 а) воссоздать классический механизм накопления;

б) возродить рыночный механизм, свободу  частного предпринимательства.

Общей теоретической предпосылкой макроэкономического моделирования  является понятие равновесной экономики. Стремление к равновесию имманентно биологическим, естественным и общественным системам. Что касается схем экономического равновесия, то представляется полезным назвать два переведенных на русский язык и адаптированных издания «Математическая экономика» К. Ланкастера и «Равновесие и экономический рост» Л. Столерю. Эти работы содержат развернутый  анализ «общего равновесия» Л Вальраса, моделей В.В. Леонтьева и Р. Солоу, К. Эрроу-Дебре, Р. Маккензи и Дж.Ф. Неймана.

Основным регулирующим фактором экономического роста являются инвестиции. В момент осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующем увеличивают совокупное предложение. Л. Столерю писал в работе «Равновесие и экономический рост»: «Осознание той истины, что недостаточно желать, чтобы иметь; что невозможно работать в два раза больше и зарабатывать в два раза выше, или, вернее, невозможно для всех сразу. Но как бы ни были ограничены экономические ресурсы, всегда есть возможность использования их наилучшим образом. Ключевое понятие в экономике — оптимум».

Приглядимся к состоянию инвестиций в России. Общая сумма инвестиций в основной капитал составляла в 1998 г. 40,2 млрд. рублей, (14,5% ВВП). Но картина останется некорректной, если мы не учтем  следующие обстоятельства:

• амортизационные фонды предприятий  были использованы на 40-45%;

• из прибыли на капиталовложения пошло менее половины;

• небольшим был объем инвестиций за счет банковских депозитов (сбережений населения);

• согласно оценкам, общий инвестиционный резерв находился в 1996 — 1997 гг. на уровне 40%.

Экономический рост действительно можно рассматри¬вать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с тео¬рией экономики предложения необходимо создание благо¬приятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.

Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию  значительной части прибыли у корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция за¬трудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подо¬ходные налоги), в условиях которой поддержание расши¬ренного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обес¬печивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государ¬ственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало про¬ведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е. ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.

Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают  доходы госбюджета и увеличивают  его дефицит, что ослож¬няет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным яв¬ляется следующий шаг - сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержа¬ния спроса, осуществления широких социальных про¬грамм.

В контексте облегчения текущих  бюджетных проблем можно отчасти  рассматривать и политику приватизации государственной собственности.

Вместе с тем приватизация государственной  собственно¬сти в более широком  плане должна рассматриваться как  мера расширения сферы действия рыночной экономная и повышение эффективности  производства. В действитель¬ности одна из особенностей государственных форм   хозяй¬ствования состоит в более низкой эффективности по срав¬нению с частным сектором. Причем это характерно для большинства отраслей и стран. Так, например, дотации в США для поддержания жизнеспособности государствен¬ных предприятий составляли от 5 до 10% ВНП, что ложи¬лось тяжелым бременем на госбюджет.

И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляе¬мым с целью обеспечения  свободы предпринимательства, свободы  рыночных сил является устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономиче¬ской деятельности, т.е. реализация политики дерегулиро¬вания. Меры, осуществляемые в рамках политики дерегу¬лирования, включают либерализацию антитрестовского за¬конодательства, ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспорт¬ных отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры.

Таковы основные черты неоконсервативной  модели го¬сударственного регулирования, пришедшей на смену орто¬доксальным  рецептам кейнсианства. Как видно из выше¬изложенного, государство не отказывается от регулирую¬щих функций.

1.4 Фискальная и монетарная политика  в классической и кейнсианской  моделях

 Классический и кейнсианский  подходы к макроэкономической  политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики и т.д.

Общим методологическим подходом кейнсианцев  является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.

В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как  экономика внутренне стабильна  и автоматически приходит в состояние  долгосрочного равновесия. Инструментами  «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и сводится к минимуму.

 В кейнсианской модели основным  уравнением является уравнение  совокупных расходов:

Y= С+1+6+Хn  которое определяет  величину номинального ВВП.

В классической модели основным уравнением является уравнение обмена:

MV= PY, где величина MV представляет  собой совокупные расходы покупателей,  а PY общие доходы (выручку) продавцов.  которые также определяют номинальный  ВВП. 

Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.

В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное  средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы  оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.

В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.

В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается, как вторичная по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.

В классической модели предполагается, что изменение денежного предложения  непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный  ВВП.

 В концепциях неоклассического  направления, таких как теория  рациональных ожиданий (TPO), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно  гибкие. Поэтому  рыночный механизм может  автоматически поддерживать экономику в состоянии равновесия без какого-либо вмешательства правительства или Центрального Банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если правительство и Центральный Банк лучше информированы о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономические агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию.

1.5 Стабилизационная политика: перспективы  и проблемы

Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией  с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью  политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. 

Стабилизация экономики является одной из первоочередных задач, которые  ставит перед собой Федеральное  правительство. Анализ макроэкономической политики входит в повседневные обязанности  Совета экономических консультантов, Бюджетной службы Конгресса CШA, ФРС и других государственных органов. При обсуждении Конгрессом или президентом изменений бюджетно-налоговой политики или при разработке ФРС денежной политики в центре внимания находится вопрос о том, какое влияние должны предполагаемые меры оказать на инфляцию и безработицу, и необходимо ли увеличить или сократить совокупный спрос.

Хотя разработка и проведение денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики являются традиционными функциями правительства, мнение о том, что оно обязано осуществлять стабилизационные мероприятия сложилось относительно недавно. Первым свидетельством того, что правительство приняло на себя ответственность за макроэкономическую ситуацию, был Закон о занятости 1946 г. В нем говорилось, что "Федеральное правительство обязано постоянно проводить политику, направленную на ... обеспечение полной занятости и поддержание производства". Другие экономисты критически относятся к стремлению правительства стабилизировать экономику, полагая, что оно должно держаться в стороне от макроэкономической политики. Согласно выводам модели, денежная и бюджетно-налоговая политика позволяют предотвратить или смягчить остроту кризиса, правительство должно отказаться от стабилизации экономики с их помощью? Денежная и бюджетно-налоговая политика оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторые промежутки времени, причем различные по продолжительности. Наличие таких длительных и неустойчивых лагов осложняет задачи экономической стабилизации.

Различают два вида лагов стабилизационной политики: внутренние и внешние. Внутренний лаг — это промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики, возникающий потому, что для того, чтобы осознать, что произошел шок, и ввести в действие соответствующие меры, необходимо некоторое время. Внешний лаг — это промежуток времени между моментом принятия тех или иных мер экономической политики и временем, когда они начнут давать результаты. Он возникает, так как эти меры не могут немедленно вызвать изменение уровня расходов, доходов и занятости.

Для бюджетно-налоговой политики характерны длительные внутренние лаги. Чтобы  пересмотреть бюджетные расходы  или налоги, необходимо обычно добиться согласия президента и обеих палат Конгресса США.  Процесс принятия закона как правило медленен и громоздок.

 Денежно-кредитная политика  характеризуется длительными внешними  лагами. В основе механизма ее  действия лежит влияние на  инвестиции через изменение процентных  ставок. Однако многие предприятия планируют инвестиции заблаговременно. Поэтому сдвигов в реальном объеме ВНП вследствие изменения денежной политики можно ожидать не ранее, чем через полгода после этих изменений.

Автоматическая фискальная политика, проводимая сознательно или неосознанно, сыграла свою роль во время спада 1958 г. В 1957 г, положительное сальдо федерального бюджета составило 5 млрд. долл. (в долларах 1982 г.), а в 1958 г. наблюдался уже 42-миллиардный дефицит. Это произошло не оттого,

что Конгресс и президент решили сократить налоги или увеличить федеральные расходы. Просто налоговые поступления в результате спада сократились, а государственные расходы осуществлялись в заранее намеченных размерах.

Какой  вклад  внесла  эта пассивная фискальная политика в достижение относительной экономической стабильности, характерной для периода после второй мировой войны? Точно на этот вопрос ответить нельзя.Можно лишь утверждать, что автоматическая фискальная политика способствует стабилизации, поскольку она ослабляет зависимость потребительских доходов от изменения инвестиционных. А когда личные доходы  ослабляют чувствительность к колебаниям производства, то это ослабляет кумулятивную силу разного рода нарушении, дестабилизирующих экономику. Автоматическая фискальная политика выполняла роль  амортизатора и  таким образом способствовала более "плавному" развитию американской экономики после второй мировой войны.

Один из способов прогнозирования  основан на применении индекса опережающих  показателей. Индекс состоит из одиннадцати рядов статистических данных, включающих показатели курса акций, количества выданных лицензий на строительство, стоимостного объема заказов на новые предприятия и оборудование, предложения денег и др. Изменение этих показателей часто предшествует изменениям в экономике, и поэтому снижение их значений может сигнализировать о приближении спада.

Другой способ прогнозирования  связан с применением экономических  моделей. Построением сложных компьютерных моделей занимаются как государственные  органы, так и частные предприятия. Модели состоят из большого числа уравнений, каждое из которых описывает какую-либо сторону развития экономики. На этом основании предсказывают вероятные значения инфляции, безработицы и других эндогенных переменных. Нельзя забывать, что ценность таких прогнозов целиком зависит от качества моделей и правильности предположений о динамике экзогенных переменных.

2 Споры о макроэкономической  политики

2.1 Воздействие денежных факторов  на хозяйственную конъюнктуру

Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регули¬рования общественного воспроизводства. При этом Дж. М. Кейнс считал, что ее инфляционное воздействие можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рам¬ках с помощью фискальной политики и контроля цен и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный уровень цен являлись условиями действен¬ности кейнсианской модели регулирования.

Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики