Выбор моделей макроэкономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом.
Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости.
Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.
Стабилизационная политика: перспективы и проблемы.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

belousov_kursovaia_rabota.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Отдавая себе отчет в непоследовательности макроэкономической политики, экономические агенты перестают доверять заявлениям правительства и ЦБ, и экономика, в конечном счете, может оказаться малоуправляемой. Так, например, согласно кривой Филлипса, взаимосвязь между инфляцией и безработицей зависит от инфляционных ожиданий. Для уменьшения инфляционных ожиданий руководство ЦБ заявляет, что главной целью проводимой им денежной политики является снижение темпов роста цен. Однако после того, как ожидания уже сложились, у ЦБ появляется стимул к отказу от прежних намерений ради борьбы с безработицей. Если маневры ЦБ не ограничены рамками «твердого курса», то экономические агенты не поверят его заявлениям о решительной антиинфляционной политике и не будут осуществлять инвестиций. В итоге экономический рост окажется «заблокированным» этим недоверием. Эта взаимосвязь между уровнем доверия, инвестиций и экономического роста в различных группах стран представлена на( приложении Б).

Политика твердого курса, которая  не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.

Вместо решения сиюминутных  проблем правительства должны сосредоточить  внимание на долгосрочной эконо¬мической политике, структурных условиях общего эконо¬мического равновесия.

Экономическая политика современного государства, как правило, основывается на той или иной базовой экономической  теории.

 Задача современной экономической  теории состоит не только в научном объяснении наиболее характерных черт экономического процесса (позитивная наука), но и в выработке практических рекомендаций по проведению экономической политики государства (нормативная наука). Предпосылками парадигмы экономической теории являются сам объект исследования - экономика (онтологический аспект) и метод, процесс познания (гносеологический аспект). Выдвинув тезис о практической несостоятельности кейнсианства и осуществив его широкую и аргументированную критику, монетаристы сформулировали свои принципы альтернативной экономической политики, базирующейся на постулатах неоклассики.

 Кейнсианство провозгласило  первоочередность задачи достижения  полной занятости как непременного  условия социально-экономической  стабильности и социальной справедливости в надежде на то, что гибкость монетарной политики в ее варианте тонкой настройки и политики перераспределения доходов с помощью бюджетных мероприятий позволит обеспечить необходимую подвижность реальных цен и заработной платы56. Эта концепция государственной макроэкономической политики представляла собой попытку примирения компенсирующих структур - предпринимательских объединений и профсоюзов - с помощью тонкого управления монетарными и бюджетными механизмами, которые должны были обеспечить реальную гибкость и адекватность рынков в условиях противостояния уравновешивающих сил (в терминологии Дж.К.Гэлбрейта), породивших инфляционную спираль "заработная плата - цены". Монетаризм, продолжая традиции классического рыночного либерализма, отбросил реформистские лозунги социальной справедливости, в том числе полной занятости57, как не входящие в компетенцию государства, ведущие к тоталитаризму. ("Дорога к рабству" Ф.Хайека) тех, кто пытается их реализовать на практике, отказался от претензий на всеобъемлющий контроль за функционированием рыночного механизма. Его лозунгами стали: проведение жесткой монетарной и стабильной бюджетной политики при отсутствии бюджетных дефицитов, соблюдение режима законности и порядка как непременное условие функционирования рыночной экономики58. Профсоюзам предлагается политика гибкой номинальной заработной платы: рост в периоды экономических подъемов и сокращение - в периоды рецессий и спадов. Стабильная монетарная политика должна элиминировать инфляцию, а гибкость номинальной заработной платы - обеспечить высокий рост занятости. При этом, поскольку уровень реальной заработной платы определяется в первую очередь фазой цикла и уровнем технического развития, будет обеспечен стабильный рост реального уровня жизни занятых.

 Кейнсианцы считали, что политика  дешевых денег в период рецессии  приведет к сокращению процентных  ставок и уменьшению безработицы  и, что без государственного  регулирования безработица может  принять хронический характер. Монетаристы  утверждали обратное: если предоставить рынкам свободу, они справятся сами, а вмешательство государства только ухудшает дело59. У кейнсианцев рост денег в обращении рассматривался как способ роста занятости и ВНП, а монетаристы подчеркивали невозможность длительного существования высокой занятости, создаваемой проинфляционной политикой. Пока существует безработица и недогрузка производственных мощностей, рост денег в обращении не вызовет инфляции - считали кейнсианцы. Инфляция послевоенных десятилетий является прямым и непосредственным порождением кейнсианской, монетарной политики - утверждали монетаристы. В ранних кейнсианских моделях государство должно выбирать между полной занятостью в условиях инфляции и стабильными ценами при наличии высокой безработицы. У монетаристов такой дилеммы нет, так как ни тот, ни другой выбор не обеспечивает желанной цели до тех пор, пока не изменится монетарная политика, которая вообще эту дилемму снимает. Кейнсианцы считали безработицу основным социальным злом и потому рекомендовали политику полной занятости60. Монетаристы утверждали, что безработица производна от инфляции, и поэтому рекомендовали жесткую монетарную поли­тику, ее устраняющую. Использование кейнсианской монетарной политики в качестве инструмента достижения высокой занятости и эффективного спроса монетаристы видели главный фактор дестабилизации рынков. "Нестабильность рыночной экономики есть следствие того, что деньги - самый важный регулятор рыночного механизма - исключены из рыночных механизмов регулирования61.

Кейнсианцы выступали за гибкую монетарную политику, за широкую денежную экспансию. Монетаристы - за жесткую монетарную политику, строго контролируемый и фиксированный рост монетарных агрегатов. Кейнсианцы возлагали ответственность за экономическую нестабильность на профсоюзы (жесткость ставок заработной платы), препятствующую сокращению безработицы и ,тем самым, провоцирующие рост цен (инфляционная спираль - заработная плата-цены)62. Монетаристы ответственность за инфляцию, безработицу и общую нестабильность возлагают на кейнсианскую политику тонкой подстройки как базировавшуюся на неадекватных теоретических посылках и порочной идеологии полной занятости. Монетаристы утверждали, что практика дефицитного финансирования и кейнсианское понимание макроэкономической стабильности испортили рынки, лишили рыночные механизмы их регулирующей функции и привели к ничем не ограниченному росту государственного вмешательства в экономику.

Кейнсианцы видели в дефицитном финансировании способ достижения эффективного спроса, обеспечения полной занятости и роста социальной стабильности. Монетаристы, напротив, полагают, что привыкание экономики к дефицитному финансированию, которое кейнсианство сделало чуть ли не образцом гражданской доблести, ведет к неуправляемому росту государственного вмешательства и бюрократической централизации, в ходе которой бюрокократические процедуры вытесняют рыночные механизмы.

 Кейнсианцы не считали бюджетный  дефицит социальным и экономическим  злом. Монетаристы же утверждают, что поскольку дефицит финансируется  займами, это ведет к росту процентных ставок, а рост процентных ставок сокращает инвестиции (эффект вытеснения). Это сокращение расходов частного сектора в точности уравновесит рост расходов государственного сектора. В результате бюджетная политика не окажет влияния на размеры ВНП и занятость, но изменит распределение ВНП между домохозяйствами, бизнесом и государством. Администрация, по мнению монетаристов, должна оставаться в стороне, и тогда рынки установят спонтанный экономический порядок. Анализ общего дестабилизирующего влияния инфляционной монетарной политики на экономический рост и занятость, привел монетаристов к выводу о том, что неокейнсианские экономические модели непригодны для практических расчетов альтернативных вариантов государственной макроэкономической политики в силу заложенных в них неверных теоретических посылок.

 Среди основных принципов  методологии неоконсерватизма, разработанных  М.Фридманом, ведущее место занимает  тезис о необходимости соединения  традиционного для неоклассического  направления формально-логического построения концепций с эмпирическими исследованиями. Исходные предпосылки критики кейнсианства были сформулированы М.Фридманом в его работах "Методология позитивной экономической науки" (1953 г.), "Капитализм и свобода" (1962 г.), "Свобода выбора" (1979 г.), написанной совместно с Розой Фридман.

Заключение

 

Идея макроэкономического моделирования  и регулирования возникла тогда, когда стало понятно, что рыночный механизм сам не в состоянии преодолеть нарастающие диспропорции, восстанавливать утраченное экономическое равновесие.

Приверженцы классической макроэкономической модели считают, что рыночная экономика  функционирует в интересах всего  общества. Для обоснования целесообразности или не целесообразности использования  этой модели в России используем такие  показатели:

• Естественная цена товара, услуги или ресурса - цена, которая обеспечивает покрытие затрат на производство и получение средней иметь, они не могут заплатить природную цену. Они являются носителями латентного спроса и не оказывают содействие появлению товара на рынке.

В России реально 85% покупателей можно  отнести к категории латентных. Соответственно мы можем сделать  вывод: население России не может  оказывать содействие появлению  товаров на рынке, таким образом  тормозя развитие экономики и  производства в частности.

Обобщая все вышесказанное сделаем  вывод, что использование классической макроэкономической модели не возможно в наше время в наших условиях.

Также, в качестве заключения рассмотрим подробно некоторые недостатки одного из основных макроэкономических показателей - ВНП. В любой стране с рыночной экономикой самый популярный экономический показатель - это ВНП, потому что от состояния и динамики ВНП, его составляющих, его структуры зависит благосостояние каждого конкретного человека, жизненный статус десятков миллионов людей. Снижается ВНП - жди безработицы, падения уровня жизни и других неприятностей. Когда вырастает стоимость валового продукта, это означает, что будет получено больше доходов. Таким образом, существует очевидная связь между размером ВНП также является

общей мерой количества товаров  и услуг, которые мы сможем купить, индивидуально и коллективно. Поэтому, в общем, все довольны, когда ВНП  поднимается, и недовольны, когда  он падает.

 Некоторые возможные "твердые  курсы" бюджетно-налоговой политики  правительства:

а) государственный бюджет, балансируемый  ежегодно;

б) государственный бюджет, балансируемый  в более долгом периоде:

— на циклической основе;

— на функциональной основе.

Курс правительства на ежегодно балансируемый государственный  бюджет:

а) снижает степень "встроенной" стабильности экономики;

б) вызывает частые колебания налоговых  ставок, которые снижают инвестиционную активность;

в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего поколения 

в пользу будущего.

Данные в (приложении В) свидетельствуют о сложностях практической реализации курса на ежегодно сбалансированный бюджет.

Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства  стран балансируются в более  долгосрочной перспективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики, ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количественных соотношений, могут выступать  следующие:

— снижение общего объема государственного долга;

— стабилизация соотношения долг/ВВП;

— выравнивание темпов роста государственных  расходов

и темпов роста ВВП;

— равенство или превышение чистого  объема инвестиций над 

чистым объемом государственного долга.

Указанные целевые ориентиры сдерживают "аппетиты" расходующих государственных ведомств, которые вынуждены соотносить свои требования новых бюджетных ресурсов с этими ограничениями, без которых динамика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудноуправляемой. Некоторые возможные "твердые курсы" кредитно-денежной политики Центрального Банка:

1) поддержание стабильного темпа  изменения денежной массы; 

2) стабилизация рыночной ставки  процента;

3) стабилизация номинального ВВП; 

4) стабилизация номинального валютного  курса.

При стабилизации темпа изменения  денежной массы ЦБ устанавливает  на каждый год определенный уровень  ее прироста и с помощью операций на открытом рынке, дисконтной политики или изменения нормы резервирования поддерживает стабильное денежное предложение.

Рассмотрев проблемы выбора активной или пассивной экономической политики, а также необходимости придерживаться гибкого или твёрдо следующего определенным правилам курса. В пользу каждого из возможных решений поставленных проблем было приведено множество аргументов. Ясно одно: в макроэкономической политике ни на один вопрос нельзя дать однозначного ответа. В конечном итоге, лишь взвесив все политические и экономические аргументы, можно решить вопрос о роли правительства в стабилизации экономики.

Хорошо это или плохо, но главная роль в формировании экономической политики принадлежит экономистам. Эта роль очень трудна, поскольку экономика - сложная система. Но и отказаться от нее нельзя. При разработке экономической политики экономисты не могут стоять в стороне, ожидая, когда экономические модели станут более совершенными. Кто-то должен консультировать политических деятелей сегодня, и эта трудная задача выпадает на долю экономистов.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Валовый

Национальный

продукт

(ВНП)

главный показатель при составлении национальных счетов, определяется как совокупная рыночная стоимость всего объекта производства товаров и услуг в экономике за один год и является денежным показателем

2

Закон Сэя

макроэкономический принцип (не нашедший подтверждения), согласно которому производство товаров и услуг   (предложение) создаёт равный совокупный спрос на них

3

Инвестиции

затраты на производство, накопление средств производства и  увеличение материальных запасов

4

Монетарная            политика

комплекс взаимосвязанных предприятий, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения

5

Мультипликатор Кейнса

характеристика соотношения  между приростами национального дохода и инвестиций

6

Совокупный спрос

показатель спроса на макроуровне, используемый для определения  и объяснения уровня цен и реального  чистого национального продукта, общего объёма товаров и услуг, на который может быть спрос при  данных ценах

7

Совокупное предложение

показатель предложения  на макроуровне, отражает общее количество товаров и услуг, которое может  быть предложено при разных уровнях  цен

8

Теория рациональных ожиданий (ТРО)

изменение экономического мышления рыночных агентов, владельцев факторов производства и денег; признание конкуренции всех основных видов рынков, влияющих на основе спроса и предложения на цены и ставки зарплаты; опирается на теорию рынков, её микроэкономические  принципы

9

Фискальная политика

государственное регулирование совокупного спроса путём планируемых изменений государственных расходов и налогов

10

Экономический рост

увеличение реального  ВНП или ЧНП за некоторый период времени на душу населения

Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики