Выбор моделей макроэкономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом.
Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости.
Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.
Стабилизационная политика: перспективы и проблемы.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

belousov_kursovaia_rabota.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

  Однако неустойчивая инфляция, одной  из причин кото¬рой стала гибкая  денежная политика, не позволяла поддер¬живать на стабильном уровне цены и заработную плату. Кроме того, попытки законодательно ограничить цены и рост заработной платы лишали последних их важнейшей функции - быть объективным информационным сигналом, что не позволяет экономическим агентам принимать правильные решения о том, что, как и для   кого произво¬дить.

В отличие от кейнсианцев монетаристы  считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное произ¬водство  и занятость, а приводит лишь к  изменению цен. В краткосрочном плане рост денежного предложения, безусловно, способствует увеличению объемов производства. Однако долговременный эффект совершенно иной. Увели¬чение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляци¬онный рост процента.

Увеличение  количества денег у населения, влияя  на рост расходов, первоначально стимулирует  производство. Одна¬ко затем, вследствие роста цен, реальное количество денег  у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и про¬изводства, но уже при более высоких ценах.

Таким образом, экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном  плане к росту производства и  сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного обращения монетаристы предлагают проводить политику денежного таргетирования, суть  которой заключается в строгом сле¬довании темпам роста денежной массы, которые определяются на основе прошлых долговременных тенденций ди¬намики производства, денежной массы и скорости обра¬щения денег.

Строго  контролируемый рост денежной массы  и обра¬щения будет способствовать изменению структуры относи¬тельных цен, увеличит степень соответствия структур спро¬са и предложения, которая определяет совокупную заня¬тость. Ожидания стабильных цен в сочетании с гибкой заработной платой позволят

хозяйствующим aгентам при¬нять экономически обоснованные и эффективные решения.

2.2 Принцип рациональных ожиданий

  Концепция рациональных ожиданий  является одним из самых молодых  направлений современной экономической  теории.

Широкое применение для построения экономических  моделей эта концепция получила лишь в 70-с гг. Вследст¬вие использования методологических принципов класси¬ческой экономики теория рациональных ожиданий полу¬чила также название «новая классическая экономика»

Одна  из центральных идей неоклассиков состоит  в том, что экономические агенты, используя имеющуюся инфор¬мацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреб¬лении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.

Другим  основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что  рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменени¬ям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и пред¬приниматели принимают адекватные экономические ре¬шения и в результате цены на товары и ресурсы изменяют¬ся.

Подобная  реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет ре¬зультаты дискретной стабилизационной политики. Напри¬мер, в целях стимулирования производства и увеличения занятости

центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную став¬ку. В результате увеличение совокупных расходов, стиму¬лируемое политикой дешевых   денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственни¬ков факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.

Неверная  оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, вли¬яющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить дли¬тельное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъек¬тами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.

Не  отрицая необходимости участия  государства в эконо¬мических процессах, сторонники концепции рациональ¬ных  ожиданий считают неэффективной любую экономи¬ческую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Поэтому для обеспечения общего равновесия первоначально необходимо изменить способ политическо¬го мышления.

Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей  степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие ре¬шений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми могли бы принимать решения и правительства, и экономические агенты. Это обеспечит предсказуемость действий правительства и

пра¬вильную оценку информации производителями  и потреби¬телями в рыночном хозяйстве.

Среди подобных правил, например, предлагается при¬нять закон, в соответствии с которым принимаемые пра¬вительством решения в области денежной и фискальной политики должны вступать в действие только через два года после их принятия. Это позволило бы предотвратить при¬нятие конъюнктурных, неожиданных для экономических агентов решений, диктуемых в том числе политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы.

Отдавая себе отчет в непоследовательности макроэкономической политики, экономические  агенты перестают доверять заявлениям правительства и ЦБ, и экономика, в конечном счете, может оказаться малоуправляемой. Так, например, согласно кривой Филлипса, взаимосвязь между инфляцией и безработицей зависит от инфляционных ожиданий. Для уменьшения инфляционных ожиданий руководство ЦБ заявляет, что главной целью проводимой им денежной политики является снижение темпов роста цен. Однако после того, как ожидания уже сложились, у ЦБ появляется стимул к отказу от прежних намерений ради борьбы с безработицей. Если маневры ЦБ не ограничены рамками «твердого курса», то экономические агенты не поверят его заявлениям о решительной антиинфляционной политике и не будут осуществлять инвестиций. В итоге экономический рост окажется «заблокированным» этим недоверием. Эта взаимосвязь между уровнем доверия, инвестиций и экономического роста в различных группах стран представлена на( приложении Б). Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.

Вместо  решения сиюминутных проблем  правительства должны сосредоточить  внимание на долгосрочной эконо¬мической политике, структурных условиях общего эконо¬мического равновесия.

 

Основная часть

1 Модели макроэкономической политики

 

1.1 Кейнсианская модель: соединение  рыночного механизма и государственного  регулирования на основе управления  спросом

Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория «полной занятости», или теория «регу¬лируемого капитализма», разработанная Дж. М. Кейнсом, стала формироваться еще в З0-е гг., но была прервана Второй мировой войной. Послевоенная государственная экономическая политика многих стран Запада находилась под определяющим влиянием этой теории вплоть до конца 70-х годов. Наиболее полное применение кейнсианские постулаты нашли в системе мер государственного регули¬рования США и Англии.

 Поскольку инвестиции - один  из компонентов совокупных расходов, то по сравнению со сбережениями  они влияют на объем эффективного  спроса прямо противоположным  образом: если сбережения сокращают  спрос, то инвестиции его увеличивают.  Поэтому кейнсианцы исходят из возможности компенсирования падающей склонности к потреблению наращиванием инвестиционных расходов.

Кейнс придавал большое значение инвестициям  как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые  от нее переменные величины – занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он создал теорию мультипликатора, которая определяет, насколько эффективно государственные расходы воздействуют на объём общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым и на эффективный спрос.

Кейнс утверждал, что с увеличением  занятости растет национальный доход  и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем  доходы, так как по мере роста  доходов у людей усиливается  стремление к сбережениям "Основной психологический закон, — пишет Кейнс, — состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход

Следует отметить, что Дж. М. Кейнс  своеобразно интер¬претировал имеющую место в действительности законо¬мерность. Она заключается в том, что по мере роста наци¬онального дохода доля потребления в нем относительно сокращается. Это происходит в условиях преимущественно экстенсивного типа экономического роста и формирова¬ния базовых отраслей промышленности. Причем, как от¬мечал Кейнс, чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям и слабее предельная склонность к потреб¬лению. Это ведет к ограничению объема производимой продукции и масштабов занятости.

1.2   Роль кредитно-денежной  и бюджетно-финансовой политики  в стимулировании роста инвестиций  и занятости

Увеличение нормы прибыли и  спроса возможно за счет снижения денежной (номинальной) заработной платы. Этой концепции  придерживалась классическая теория. Со¬кращение заработной платы ведет к снижению цен и перераспределению реального дохода от наемных работни¬ков к другим субъектам рынка (предпринимателям) и от предпринимателей к рантье. В целом это перераспределе¬ние уменьшает склонность к потреблению. Однако это повысит предельную эффективность капиталовложений. Кроме того, снижение цен и денежных доходов уменьшит потребность в наличных деньгах, что приведет к снижению нормы процента, созданию благоприятных условий для инвестиций.

Этот путь, именуемый политикой гибкой заработной платы, представляет собой способ изменения количества денег, выраженного в единицах денежной заработной пла¬ты. Его практическая реализация в рыночной экономике в демократическом обществе весьма проблематична. Только в авторитарном обществе заработная плата декретируется сверху. В рыночной экономической системе единообраз¬ное декретирование и тем более снижение денежной зара¬ботной платы невозможно. Поэтапное снижение заработ¬ной платы со стороны отдельных предпринимателей сталкивается с борьбой профсоюзов. Кроме того, результатом

политики гибкой заработной платы  стала бы «крайняя неустойчивость цен, возможно, настолько значительная, что всякие деловые расчеты оказались  бы совершенно бессмысленными». А это  в конечном счете отрицательно скажется и на инвестиционном спросе.

Кроме того, понижение процента по депозитам будет способствовать увеличению потребления, так как  денеж¬ные вклады в банке станут менее выгодными.

Реализация активной инвестиционной деятельности требует перераспределения национального дохода в пользу государства путем роста налоговых ставок. Изъятые через налоговую систему денежные средства, которые в ином случае могли бы использоваться в виде сбережений в банках, государство должно направить на расширение ин¬вестиционного спроса и увеличение занятости.

Помимо непосредственно предпринимательской  дея¬тельности Кейнс рекомендовал государству осуществлять также  бюджетное финансирование нерентабельных отрас¬лей промышленности, коммунального  хозяйства, выплату пособий. Причем государственные расходы он не огра¬ничивал масштабами доходной части государственного бюджета и допускал дефицитное финансирование. Кейнс понимал, что это приведет к инфляции, однако счеты, что темпы инфляции будут регулироваться государством, так как оно определяет размеры бюджетного дефицита и де¬нежной эмиссии.

Бюджетное расширение спроса выступает  одним из решающих факторов рассасывания безработицы и помимо решения  экономических проблем способствует снятию ос¬троты социальных противоречий. Концепция Дж. М. Кейнса лежит в основе длительной практики государственного регулирования, параметры и направления которого имели свои особенности в различ¬ных странах и модифицировались под воздействием объ¬ективных тенденций общественного развития.

Подводя итог анализу кейнсианской модели регулирова¬ния, отметим, что ее главными чертами являются:

во-первых, высокая доля национального  дохода, пере¬распределяемая через  госбюджет, от 34,2% в Японии и 37,6% в  США до 50% и выше в странах Западной Европы. Причем эта доля имела тенденцию к росту;

во-вторых, создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования  государствен¬ных и смешанных предприятий;

в-третьих, широкое использование  бюджетно-финансо¬вых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Дж. М. Кейнсом и взятая на вооружение странами Запада, позволила ослабить циклические колебания в течение бо¬лее чем двух послевоенных десятилетий. Очевидно, разра¬ботанный Кейнсом инструментарий государственного ре¬гулирования вписывался в русло объективных тенденций послевоенного хозяйственного развития.

Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики