Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы – дать представление о рынке труда как экономической системе, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения; раскрыть механизм её действия, особенности; дать характеристику рынка труда России и рассмотреть его законодательное регулирование.
Логика работы построена следующим образом.
Первая глава включает в себя теоретические основы функционирования рынка труда. Эта глава очень важна с точки зрения раскрытия сущности рынка труда, механизма его функционирования и структуры. Здесь же даётся общая характеристика рынка труда России, включая его особенности.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы функционирования рынка труда…………….6
1.1. Понятие и особенности рынка труда……………………………………..6
1.2. Механизм функционирования рынка труда……………………………...9
1.2.1 Спрос на труд…………………………………………………………….9
1.2.2 Предложение на рынке труда…………………………………………...10
1.3 Особенности рынка труда РФ……………………………………………..13
2. Регулирование рынка труда Российской Федерации………………….16
2.1. Общий обзор законодательства о рынке труда………………………….16
2.2. Методы, используемые государством для регулирования рынка труда……………………………………………………………………………...20
2.3. Роль Федеральной государственной службы занятости в регулировании рынка труда……………………………………………………………………...22
2.4. Особенности регулирования трудоустройства и занятости отдельных категорий граждан………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………
Как правило, продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет: положительный наклон (рис.1).
Кривая предложения труда (SL) показывает, что при повышении заработной
платы возрастает величина предложения
труда, а при ее снижении объем предложения
труда уменьшается. Совокупное предложение
труда в обществе зависит от многих факторов,
определяющих количество и качество предлагаемых
услуг труда, среди которых важнейшими
являются общая численность населения
страны и доля в нем экономически активного
населения, средняя продолжительность
рабочего дня, профессионально-
Остановимся еще на одном важном и интересном экономическом явлении, характеризующем предложение труда. Вернее, на двух явлениях, получивших название эффект замещения и эффект дохода. Действуют они и на рынке труда. Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразится на предложении труда отдельного индивидуума повышение ставок заработной платы. На рис.2 изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени, которое согласен отработать конкретный работник при данной величине заработной платы. От обычной кривой предложения труда, иллюстрирующей ситуацию на национальном или отраслевом рынках труда, эта кривая отличается своей конфигурацией.
WA
Рис.1 Кривая предложения труда |
Рис.2 Кривая индивидуального предложения труда
Интересующая нас кривая показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы, - она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя точку I, кривая Sl меняет направление. Она сгибается и. принимая отрицательный наклон, снова приближается к оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию уменьшение предложения труда при дальнейшем росте заработной платы. Таким образом, увеличение заработной платы до определенных размеров ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня (Li) начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.
Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее - отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения на рынке труда. На приведенном на рис. 2 графике эффект замещения проявляется до точки L, т. е. до начала движения кривой предложения труда влево, к оси ординат.
Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда проблемы с хлебом насущным решены, меняется и наше отношение к свободному времени. Oно перестает казаться вычетом из заработной платы, а предстает полем для наслаждения и радости, тем более, что высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы. После прохождения кривой S точки I эффект дохода становится преобладающим, что выражается в сокращении предложения груда при росте заработной платы, а практически в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков (в том числе за «свой счет»).
Участок с отрицательным наклоном кривой предложения характерен только для индивидуального предложения труда. На отраслевом уровне кривая предложения труда на всем своем протяжении будет иметь положительный наклон. Другими словами, для отраслевого предложения характерно преобладание эффекта замещения. Даже если для отдельных субъектов более высокие ставки заработной платы могут послужить стимулом для сокращения предложения своих трудовых услуг и увеличению своего досуга, то для других лиц высокая ставка заработной платы послужит сигналом для увеличения предложения труда. Более того, высокие ставки заработной платы могут привлечь работников из других отраслей.
1.3. Особенности рынка труда РФ
Сложное становление российского рынка труда (как и рыночной системы в целом) обусловлено различными факторами и, прел; де всего, противоречивым переплетением старого и нового. Исходным пунктом его развития была советская система трудовых отношений.
В советской экономике рынок труда существовал в деформированном виде и находился под жёстким контролем со стороны государства. Одним из главных достижений «реального социализма» провозглашалась ликвидация безработицы и обеспечение полной занятости. Советскую экономику отличала предельная мобилизация трудового потенциала общества, т. е. поддержание трудовой активности населения на искусственно высоком уровне. Участие в общественном труде вменялось в обязанность, уклонение от него влекло за собой кары (от морального осуждения до уголовного преследования). В процессе рыночных реформ произошёл отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования безработицы.
Сейчас в России разразился экономический кризис, в результате чего производство сократилось почти наполовину. Во-первых, учитывая масштабы и глубину общего экономического кризиса, можно сказать, что установившийся уровень открытой безработицы оказался относительно высоким. В целом, на конец 2009 года численность безработных составляла 2,5 млн. человек. Пик безработицы пришёлся на 2008-2009 гг., когда её уровень достиг 24 % (четверть россиян), что связано в частности, с последствиями финансового кризиса. Во-вторых, рост безработицы растянулся на определенный период и был быстрым (с резкими скачками, вызванных разовыми выбросами на рынок труда больших масс безработных). При этом изменения уровня безработицы были слабо связаны с колебаниями уровня производства. Усиление экономического спада далеко не всегда сопровождалось более активным расширением армии безработных, и, напротив, ослабление или даже приостановка негативных тенденций в производстве и занятости не всегда замедляли её рост.
Следует также отметить, что в России наблюдался большой разрыв, между уровнями реальной и зарегистрированной безработицей.
Относительно умеренный уровень открытой безработицы и её плавная динамика, характерные для российской экономики, объяснялись сочетанием многих факторов. На российском рынке труда спонтанно возникли и действовали механизмы, не имеющие аналогов и не получившие широкого распространения в других странах: административные отпуска, работа по сокращённому графику, систематические задержки заработной платы, распространение неформальных (теневых) отношений.3
Место и роль человека на рынке труда изменилось существенно: увеличилась индивидуальная свобода выбора и одновременно повысилась личная ответственность человека за собственное благополучие. Такая либерализация отношений на рынке труда не могла не вызвать усиления психологических нагрузок, с которыми люди справлялись по - разному, многие – с трудом. Что произошло? Выросла занятость в частном секторе, увеличилось количество людей, лишившихся привычных занятий и доходов, усилилось расслоение общества. На рынке труда появилось много маргинальных групп населения, которые практически невозможно чётко выделить в структуре занятости. Вместо «спекулянтов» появились «перекупщики», «челноки»; серьёзное осложнение с трудоустройством, особенно молодёжи и пожилых.
Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте, к которому относятся лица, занятые ведением домашнего хозяйства, студенты, учащиеся старших классов, другие трудоспособные граждане, достигают в целом 17% трудовых ресурсов. В других странах – Белоруссии, Киргизии, Грузии и Узбекистане она выше – 26- 32%, самая значительная в Армении – 39% и в Таджикистане – 44%.4
Численность занятого населения в целом сократилась с 135, 1 млн. до 119,9 млн. человек, или на 15, 2 млн. (11, 3%), (см. прил. табл. 2).
Таким образом, российский рынок труда имеет ряд особенностей. Развитие российского рынка труда происходит в условиях общего кризиса и большего удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.
Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах, Эти различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах (убыточные, стратегически важные объекты, новые перспективные организации и т.п.), так и природно-климатическими условиями, наличием полезных ископаемых и другими факторами. Если говорить о перспективах российского рынка труда, то можно предположить, что в дальнейшем существенного роста безработицы не произойдёт. Это объясняется как стабилизацией макроэкономической ситуации, так и потенциальной возможностью широкого использования выработанных механизмов адаптации, если она вновь ухудшится.
2. 1. Общий обзор законодательства о рынке труда
Сегодня можно утверждать, что переходный период завершается. Сфера труда становится, таким образом, одним из основных источников социальной напряженности, что свидетельствует о недостаточной способности рынка труда Российской Федерации к саморегулированию на сегодняшний день. Данная ситуация предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования в этой области.
Правовые нормы дают возможность охватить общим правилом повторяющийся изо дня в день процесс той или иной работы (производства), распределения и обмена продуктов труда, подчинить действия человека общим условиям этого процесса. В результате правового регулирования достигается упорядочение и нормативное развитие социально-трудовых отношений, обеспечивается слаженность в работе и координация трудовой деятельности людей и их объединений.
В нашем контексте понятие «законодательство» определяется как совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы занятости населения.
Прежде всего, таковым является основной Закон страны — Конституция РФ, которая, в частности, предусматривает право на защиту от безработицы с гарантией обеспечения занятости и трудоустройства.
На нынешнем этапе вопросы
занятости и трудоустройства
регулируются Федеральным
Глава 1 «Общие положения» (ст. 1-7) определяет понятия занятости граждан, порядок и условия признания их безработными, подходящей и неподходящей работы, государственную политику в области содействия занятости населения. Кроме того, в этой главе концентрируется сущность законодательства Российской Федерации по вопросам занятости, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения.
Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. 8-11) закрепляет право граждан на выбор места работы, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости, профессиональную деятельность за границей, обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. 12, 13) предусматривает общие гарантии реализации прав граждан на труд, а также дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, включая квоты для приема на работу инвалидов, предоставление услуг по профессиональной ориентации, а также организацию обучения по специальным программам и другие меры
Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» ст. 14-24) включает в себя следующие вопросы: регулирование занятости населения, федеральная государственная служба занятости населения, систематическая отчетность и информация о занятости населения, привлечение на территорию России иностранной ) рабочей силы, лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами ее территории, организация общественных работ и др.
В главе V «Участие работодателей в обеспечении занятости населения» (ст. 25, 26) регламентируются вопросы, касающиеся содействия работодателей в обеспечении занятости населения и их правового статуса.
Глава VI «Социальные гарантии и компенсации» (ст. 27-37) устанавливает: льготы и компенсации работникам, высвобождающимся из организаций; гарантии социальной поддержки безработных; размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости; порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки его выплаты, размеры пособия по безработице, а также порядок приостановки его выплаты или прекращения выплаты и др.5
К этому следует добавить, что Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца 6 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части, устанавливающей оплату безработным гражданам не свыше 30 календарных дней их временной нетрудоспособности в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда