Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы – дать представление о рынке труда как экономической системе, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения; раскрыть механизм её действия, особенности; дать характеристику рынка труда России и рассмотреть его законодательное регулирование.
Логика работы построена следующим образом.
Первая глава включает в себя теоретические основы функционирования рынка труда. Эта глава очень важна с точки зрения раскрытия сущности рынка труда, механизма его функционирования и структуры. Здесь же даётся общая характеристика рынка труда России, включая его особенности.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы функционирования рынка труда…………….6
1.1. Понятие и особенности рынка труда……………………………………..6
1.2. Механизм функционирования рынка труда……………………………...9
1.2.1 Спрос на труд…………………………………………………………….9
1.2.2 Предложение на рынке труда…………………………………………...10
1.3 Особенности рынка труда РФ……………………………………………..13
2. Регулирование рынка труда Российской Федерации………………….16
2.1. Общий обзор законодательства о рынке труда………………………….16
2.2. Методы, используемые государством для регулирования рынка труда……………………………………………………………………………...20
2.3. Роль Федеральной государственной службы занятости в регулировании рынка труда……………………………………………………………………...22
2.4. Особенности регулирования трудоустройства и занятости отдельных категорий граждан………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………
1) осуществление льготной
5)организация обучения
Органы исполнительной власти
субъектов России вправе
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в государственный фонд занятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, Госфонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие заботы не запрещены им по состоянию здоровья.
Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов определяется главой V Закона РФ «О занятости», статьей 24 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента РФ «О мерах к обеспечению государственной поддержки инвалидов», а также званным выше «Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» и соответствующими положениями субъектов Российской Федерации.
Свои особенности имеются в трудоустройстве лиц, освобождениях от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Обязанность их трудоустройства возлагается по действующему законодательству на местную администрацию городов и районов, а по существу – на местные органы службы занятости. Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с четом их профессионального опыта и личных пожеланий.
В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства. Такой же порядок касается и подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.
Следует отметить, что органы по вопросам занятости в ряде случаев занимаются также трудоустройством лиц, мера уголовного наказания которых не связана с лишением свободы. Так, статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовное наказание в виде обязательных работ. Они заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Как это усматривается из Уголовного кодекса, такие работы устанавливаются от 60 до 240 часов, но не свыше 4 часов в день. Кстати, обязательные работы не должны назначаться лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 50-летнего возраста, а мужчинам – 60-летнего возраста (п. 4 ст. 49 УК РФ).
В условиях перехода к новым экономическим отношениям, нестабильности экономики и конъюнктуры рынка и реорганизации предприятий определенное число работников становится лишним, и высвобождаются с этих предприятий. Правда, в Трудовом кодексе РФ (ст. 178-181 гл. 27) предусмотрены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора в иных случаях (ст. 182-188 гл. 28). Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из рядов вооруженных Сил РФ. Администрация предприятий (организаций, учреждений), с которых они были призваны на военную службу, также местные органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии (специальности) и приобретенного в армии опыта. Кроме того, за гражданами, уволенными из ядов Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья и возвращающимися на «свои» предприятия (организации, учреждения), в течение трех месяцев сохраняется место работы (должность).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» жены (мужья) военнослужащих граждан, уволенных с воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
За последние годы по-новому решен вопрос о приеме на работу, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования (приложение №1). Чтобы помочь будущим специалистам получить работу, учебные заведения высшего среднего профессионального образования стали заключать на основании Постановления Правительства РФ целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» договоры со студентами включаются также контракты со студентами и работодателями. Образцы таких контрактов утверждены постановлением Министерства труда РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию, типовом контракте предусматриваются взаимные обязательства сторон, в частности между студентом и учебным заведением. Согласно ему, учебное заведение обязуется: обеспечить условия для несения студентом основной образовательной программы по избранной специальности или направлению в соответствии с государственными образовательными стандартами; создать условия для учения дополнительных дисциплин сверх государственного образовательного стандарта (с оплатой за счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего); выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, государственную стипендию в размерах, определяемых законодательством России. Кроме того, учебное заведение обязуется на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществлять работу по подбору организаций (работодателей) для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента и др. В свою очередь, студент обязан освоить образовательную профессиональную программу и заключить по предложению ректора (директора) учебного заведения контракт с конкретным работодателем на срок до трех лет после окончания учебного заведения при условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки, а также материального и, при необходимости, жилищного обеспечения.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств, студент возмещает учебному заведению затраты, связанные с его обучением: выплаченную государственную стипендию, другие социальные пособия (доплаты) с момента заключения контракта до получения диплома. Однако в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения учебным заведением условий контракта студент освобождается от выполнения своих обязательств по нему.
Следует отметить, что в статье 279 Трудового кодекса РФ установлено, что работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем в результате направления его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя.
В типовом контракте между учебным заведением и студентом, утвержденном указанным выше постановлением Минтруда РФ, указаны следующие случаи освобождения от заключения и исполнения контракта с работодателем:
Типовой контракт между студентом и работодателем, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, предусматривает, что работодатель обязан выплачивать студенту надбавку к стипендии в размере, определяемом соглашением сторон, оплачивать по договору с учебным заведением проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги, а на период прохождения производственной практики по месту будущей работы – выплачивать заработную плату по фактически отработанному на рабочем месте времени. Работодатель обязан по контракту принять на работу выпускника после завершения его обучения на должность, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования и заключить с ним трудовой договор.
Студент обязан по заключенному контракту: освоить основную образовательную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным стандартом, дополнительные дисциплины сверх государственного образовательного стандарта по согласованным предложениям студента и работодателя, а также прибыть в организацию для выполнения должностных обязанностей.
Имеется определенная специфика трудоустройства российских граждан за границей, которая обусловлена особенностями их правового положения за пределами России. Нужно сказать, что регулирование, в частности, трудовых отношений лиц, оказавшихся за границей, во многом зависит от их гражданства. Находясь за границей, граждане Российской Федерации обязаны подчиняться законам государства, на территории которого они находятся. В то же время не прерывается их правовая связь со своим Отечеством: они должны учитывать действие и российских законов. Таким образом, получается, что граждане России за границей находятся как бы под «двойной юрисдикцией». Профессиональной деятельностью занижаться в период пребывания за границей граждане России имеют право, как правило, в соответствии с международными соглашениями. Однако право иностранцев, в том числе российских граждан за рубежом, на трудоустройство, разумеется, определяется законодательством каждой страны. Только трудоустройство в рамках международно-правовых договоренностей дает большие соответствующие гарантии правовой защиты в трудовых отношениях работника-иностранца с работодателем страны пребывания. При этом надо иметь в виду, что в большинстве экономически развитых трапах мира законодательство предусматривает меры защиты своего рынка труда от мигрантов.7
Заключение.
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. С помощью рынка труда осуществляется постоянное перераспределение рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечение работой незанятого населения. С помощью рынка труда регулируются спрос и предложение рабочей силы в целях ее использования для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим рынок труда оказывает существенное влияние на условия существования как предпринимателей во взаимоотношениях с работниками, так и самих представителей наёмного труда.
Рынок труда – это экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийся специфический общественный механизм, реализующий определённый комплекс социально – трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством. Таким механизмом является модель спроса и предложения рабочей силы.
Рынок труда, в целом подчиняясь законам спроса и предложения, имеет специфические особенности по сравнению с другими рынками. Ситуация на рынке труда оказывается под влиянием не только макро- или микроэкономических факторов, но и многочисленных факторов социального и социально- психологического характера. Формирование цены рабочей силы происходит в зависимости от соотношения спроса и предложения в условиях конкуренции, а также в зависимости от уровня потребительского спроса.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда