Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы – дать представление о рынке труда как экономической системе, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения; раскрыть механизм её действия, особенности; дать характеристику рынка труда России и рассмотреть его законодательное регулирование.
Логика работы построена следующим образом.
Первая глава включает в себя теоретические основы функционирования рынка труда. Эта глава очень важна с точки зрения раскрытия сущности рынка труда, механизма его функционирования и структуры. Здесь же даётся общая характеристика рынка труда России, включая его особенности.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы функционирования рынка труда…………….6
1.1. Понятие и особенности рынка труда……………………………………..6
1.2. Механизм функционирования рынка труда……………………………...9
1.2.1 Спрос на труд…………………………………………………………….9
1.2.2 Предложение на рынке труда…………………………………………...10
1.3 Особенности рынка труда РФ……………………………………………..13
2. Регулирование рынка труда Российской Федерации………………….16
2.1. Общий обзор законодательства о рынке труда………………………….16
2.2. Методы, используемые государством для регулирования рынка труда……………………………………………………………………………...20
2.3. Роль Федеральной государственной службы занятости в регулировании рынка труда……………………………………………………………………...22
2.4. Особенности регулирования трудоустройства и занятости отдельных категорий граждан………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………
Конституционный Суд РФ постановил, что социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. При этом основное содержание социального обеспечения заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и часть 2 статьи 39 Конституции РФ, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. утверждено Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, которым устанавливаются критерии массового высвобождения работников, определяется перечень мероприятий и основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов и районов в условиях массовых высвобождений.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство РФ 22 апреля 1997 г. приняло Постановление № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». На основании статьи 24 рассматриваемого Закона Правительство РФ Постановлением от 14 июня 1997 г. № 875 утвердило Положение об организации общественных работ, которым определяется порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан.
Как уже отмечалось, нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров также содержит нормы, касающиеся вопросов занятости населения. На это же нацелены многие ведомственные акты, принятые, в частности, Федеральной государственной службой занятости (ФГСЗ), Министерством труда и социального развития России, а также законодательством субъектов РФ.
Трудовой кодекс РФ 30 декабря 2001 г № 197- ФЗ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.
Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства.
Целями трудового законодательства является установление государственной гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового кодекса является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.
Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основными принципами правового регулирования правовых отношений признаются:
2.2. Методы государственного регулирования рынка труда
Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам; по объектам воздействия; по направленности воздействия, по форме воздействию; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.
Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры. По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения (приложение №2). По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования - государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. - и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации (приложение №3), увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы (приложение №4) и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.
По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения и т.п.); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики). По уровню управленческого воздействия методы распределяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют Госбюджет, внебюджетные средства, средства Фонда занятости, средства коммерческих организаций и др. По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более).
Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он поддается регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда и соотношения основных отраслей в структуре промышленного производства (приложение №8).
2.3. Роль Федеральной
государственной службы
в регулировании рынка труда
Федеральная государственная служба занятости (ФГСЗ) является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным (приложение №5).
Функции ФГСЗ:
• создание и развитие инфраструктуры рынка труда согласно востребованности основных специальностей (приложение №7).
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, ФГСЗ образовывает Государственный фонд занятости населения (ГФЗ). Порядок формирования и расходования средств ГФЗ определен Законом «О занятости населения в Российской Федерации».
2.4. Особенности регулирования занятости и трудоустройства
отдельных категорий граждан
Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает такие гарантии гражданам, особо нуждающимся в поиске работы, путем разработки и реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др. К таким гражданам относятся:
Рассмотрим в качестве примера правовые основания трудоустройства некоторых лиц из указанных категорий рассматриваемых групп населения. Так, конституционное право на труд относится и; тем гражданам, которые по каким-либо причинам утратили трудоспособность и признаны компетентными органами ограниченно трудоспособными, то есть инвалидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Особенность их трудоустройства состоит в следующем:
а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы – ранее ВТЭК;
б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;
в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.
Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда