МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
БИЗНЕСА И ПРАВА
КОЛЛЕДЖ РАЦИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Красотин Илья Игоревич
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ С МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента 1 курса
К1 группы
по Экономической
теории
Научный руководитель
–
Ст.преподаватель
Безуглая Лидия Александровна
Ростов-на-Дону –
2013
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
С. |
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 |
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ |
|
1.1 |
Система государственного регулирования
рынка с несовершенной конкуренцией в
России |
|
1.2 |
Законодательная база функционирования
рынков с монопольной
властью
|
|
2 |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ |
|
2.1 |
Методы тарифообразования на
услуги ВКХ |
|
2.2 |
Зарубежный опыт регулирования
институтов водоснабжения и водоотведения |
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одной
из главных проблем переходного периода
российской экономики, не разрешенных
до настоящего времени, является формирование
конкурентных рынков в условиях спада
производства и кризиса неплатежей, охвативших
все отрасли промышленности и регионы
Российской Федерации, в том числе, сферу
естественных монополий. Предприятия
естественных монополий, в комплексе образующие
производственную инфраструктуру государства,
являются базой для оживления и дальнейшего
развития отечественной промышленности,
развития реального сектора экономики,
поэтому задача обеспечения их финансовой
устойчивости приобретает особую важность.
Предприятия сферы естественных монополий,
подобно подавляющему большинству промышленных
предприятий, подверглись воздействию
неблагоприятных факторов переходного
периода. По прошествии семи лет существования
в условиях экономической реформы снизился
производственный потенциал, произошло
ухудшение финансового положения многих
предприятий естественных монополий.
Между тем, от адекватности финансового
поведения предприятий сферы естественных
монополий в переходной экономике в конечном
итоге зависит не только их выживание
в неблагоприятных условиях, но также
и перспектива общей стабилизации и поступательного
роста предпринимательской активности
в российской экономике.
Специфика статуса естественных монополий
в российской переходной экономике состоит
в том, что для российских естественных
монополий никто и никогда не считал ни
предельных доходов, ни предельных издержек
Структурный и технологический монополизм
был в принципе присущ социалистической
директивной экономике Российские естественные
монополии не вырастали в рыночной среде
естественным путем последовательных
укрупнений и перешли в рынок в своем первозданном
виде. Поэтому для России они в наибольшей
степени были и остаются своеобразным
понятием на стыке производственной технологии
с макроэкономикой, в связи, с чем у многих
политиков и экономистов велико искушение
решать все проблемы привычными административными
методами (Этим, в частности можно объяснить
обилие проектов структурной реорганизации
естественных монополий) Многие аспекты
классических представлений о естественных
монополиях в связи с российской спецификой
переходной экономики остаются чистой
теорией
Необходимо признать, что серьезного
всестороннего анализа положения естественных
монополий, в том числе обобщения особенностей
их финансового поведения, в российской
переходной экономике не проводилось.
По этим причинам тема диссертационной
работы, посвященной исследованию направлений
формирования стратегий финансового поведения
предприятий сферы естественных монополий
в российской экономике переходного периода,
является актуальной.
Степень
разработанности. Теоретико-методологические
основы и фундаментальные концептуальные
вопросы, отражающие основные подходы
к управлению сферой водоснабжения и водоотведения
как естественной монополией были изучены
в трудах Бесединой С., Бычковского А.,
Вильсона Д., Городецкого А., Гордеевой
А., Гордеевой Н., Ефимченко Н., Родина А.,
Сиваева С. Методы регулирования естественных
монополий обоснованы в работах Баумоля
А., Виллига Р., Пигу А., Филдстейна М., Шмалензи
Р. и др.
Совершенствование
инструментов, методов, механизмов управления
развитием сферы ВиВ на различных уровнях,
в том числе региональном изучались в
работах Белокрыловой О., Ермишиной А.,
Калашниковой С., Князева И., Котова Д.,Минца
И., Павленко Ю., Пузанова Д., Савенковой
Ю., анализу зарубежного и отечественного
опыта привлечения частного сектора и
его роли в реформировании предприятий
сферы ВиВ, совершенствовании их хозяйственной
деятельности посвящены труды Аванесяна
В.,Басаргина В., Бутыркина А., Родионова
А., Храменкова С., Персидского Б. и др.
Очевидная актуальность,
большая практическая значимость наряду
с недостаточной разработанностью ряда
вопросов проблемы, определили выбор темы
диссертации, ее цель, предмет, объект
и содержание исследования.
Цель
и задачи исследования. Цель курсовой работы
состоит в том, чтобы опираясь на экономико-теоретический
анализ механизма государственного регулирования
естественных монополий, выявить наиболее
эффективные институты его реализации
на рынке услуг водоснабжения.
Логика достижения
цели исследования предопределила решение
следующих этапных задач:
- провести историко-генетический
анализ теории естественной монополии;
- обосновать направления
реформирования государственного
регулирования монополий в России
- проанализировать результаты
государственного компаний с монопольной
властью;
- разработать
рекомендации по совершенствованию
тарифного регулирования водного сектора;
Объектом
и предмет исследования. Объектом выступают
монополии в сфере водоснабжения, а также
институты и организации государственного
регулирования отрасли. Предметом исследования в работе
являются экономические отношения в сфере
производства, предоставления и потребления
услуг в секторе водоснабжения и водоотведения.
Методы
исследования. Исследование строится
на комплексном подходе, который предполагает
при едином объекте исследования определенное
разделение функций по его изучению, систематизацию
результатов, позволяющую раскрыть сущность
и особенности государственного регулирования
монополий. В качестве методов исследования
использовались общенаучные принципы
познания экономических явлений – системный,
диалектический подходы, методы группировок,
исторического и логического анализа
теоретического и практического материалов,
позволившие рассмотреть изучаемые явления
и процессы в развитии, соотнести их сущностные
характеристики и формы проявления, выявить
имеющиеся противоречия. Использовались
и такие приемы, как анализ, синтез, дедукция
и индукция, моделирование изучаемых процессов
путем их описания, сопоставления, обобщения,
сравнения. Теоретической базой исследования
послужили прежде всего труды выдающихся
ученых и теоретиков, отдельные теоретические
выводы представителей различных экономических
школ.
Нормативно-правовая
база. Нормативно-правовой основой
диссертации послужили законодательные
и нормативно-правовые акты федерального
и регионального значения в сфере идентификации
и регулирования естественных монополий
и субъектов отрасли водоснабжения.
Эмпирической базой работы послужили справочно-статистические
материалы Федеральной службы государственной
статистики РФ (Росстата), информационные
и аналитические материалы научно-исследовательских
учреждений, специализированные обзоры,
подготовленные различными профессиональными
объединениями, информационными агентствами
и компаниями, регулирующими органами
России.
Структура работы. Структура курсовой работы
определяется задачами исследования и
включает введение, 2 главы, заключение
и список использованных источников. Во
введении обосновывается актуальность
темы исследования, выявляются цель и
задачи исследования, определяется степень
разработанности избранной темы, ее теоретико-методологическая
основа. В первой главе «Механизм государственного
регулирования монополий в России» рассматривается
система государственного регулирования
рынка с несовершенной конкуренцией в
России на примере услуг водоснабжения,
выявлена экономическая и социальная
оценка результатов государственного
регулирования тарифов водоснабжения.
Во второй главе «Совершенствование
системы государственного регулирования
в сфере коммунальных услуг» рассматривается
совершенствование нормативно-правового
поля регулирования ВКХ, выявлена сущность
тарифного регулирования рынков с монопольной
властью. В заключении приводятся выводы
теоретического и практического характера,
полученные в процессе исследования. В
списке использованных источников представлен
перечень законодательной, монографической
и другой литературы, изученной в процессе
разработки проблемы. В приложениях к
работе содержат статистический материал,
подтверждающий теоретические выводы.
- МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
В РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ
ВОДОСНАБЖЕНИЯ)
1.1Система государственного
регулирования рынка с
несовершенной конкуренцией
в России
(на примере
услуг водоснабжения)
Практически во всех странах
есть группы отраслей, выведенных из-под
действия антимонопольных законов. Это
так называемые отрасли прямого регулирования,
в которых государство специально устанавливает
и охраняет доминирующее положение производителей,
независимо от их формы собственности.
Они известны под названием “естественные
монополии”.
Естественные монополии являются
обычно подходящими кандидатами для
регулирования со стороны государственных
органов. В принципе, правила, регулирующие
деятельность естественных монополий,
устанавливаются для того, чтобы позволить
обществу пользоваться наименее затратным
вариантом поставок товаров или услуг
и в то же время обезопасить себя от возможного
снижения уровня благосостояния в результате
стратегического поведения монополиста.
Хотя необходимость регулирования, по-видимому,
не вызывает сомнений, менее ясно, даже
с концептуальной точки зрения, каким
образом должно осуществляться такое
регулирование. На практике отсутствие
единого метода регулирования становится
очевидным, если посмотреть на множество
различных вариантов регулирования, используемых
правительствами разных стран. Необходимо
разобраться в регулировании деятельности
естественных монополий, в частности в
секторе водоснабжения и водоотведения.
Если за годы реформ в энергетике
и газовом хозяйстве сформировалось законодательство,
регулирующее основы организации рыночных
отношений в этих сферах, на которое могут
ориентироваться субъекты хозяйственной
деятельности, то о водоснабжении и водоотведении
этого сказать нельзя. Такое положение
обусловлено во многом тем, что в стране
никогда не было и нет единой федеральной
системы водоснабжения. Водопровод и канализация
- это, как правило, системы местного, реже
регионального масштаба. В то же время
их жизнеобеспечивающие значение ничуть
не меньше, а, возможно, и больше, чем значение
систем электро-, тепло- и газоснабжения.
Управления системами водоснабжения
и водоотведения, являющимися системами
жизнеобеспечения общества, самыми крупными
по количеству перерабатываемого и перемещаемого
продукта, осуществляется по сложной многоступенчатой
схеме всеми органами власти и ее подразделениями,
отвечающими за охрану природы, водных
ресурсов, здоровья человека1.
В отрасли водоснабжения
и водоотведения отношения регулируются
различными нормативными документами:
- если речь идет о
водных природных объектах- Водным
кодексом РФ;
- об имущественных отношениях
– Гражданским кодексом;
- о целевом финансировании
предприятий ВКХ- Бюджетным кодексом
РФ.
Сложившаяся практика противоречива
и правоприменения свидетельствуют о
том, что для достижения определенных
целей, направленных на развитие института
водоснабжения и водоотведения, консолидации
всех заинтересованных сил, привлечения
внимания со стороны Правительства РФ
и общества к имеющимся проблемам, определения
задач глобального финансирования отрасли,
выработки государственной политики в
области обеспечения населения чистой
питьевой водой и развития безопасного
использования систем канализования и
очистки сточных вод был принят отраслевой
закон «О водоснабжении и водоотведении»
от 23 ноября 2011 года2.
Со вступлением в силу Федерального
закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» ответственность
за организацию водоснабжения и водоотведения
в муниципальных образованиях была возложена
на органы местного самоуправления, которые
данный Закон уравнял независимо от величины
муниципалитета, материальной обеспеченности,
доходности бюджета, техногенной и экологической
обстановки, природных условий (наличия
или отсутствия природных источников
воды, глубины залегания водоносных горизонтов
и т.п.). В равных условиях оказались как
небольшие поселки с численностью населения
2-3 тыс. человек, так и огромные городские
округа, где этот показатель достигает
300-500 тыс. человек (вымирающая деревня
и технопарк с развитой инфраструктурой)3.