Государственное регулирование рынков с монопольной властью
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:24, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы. Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферу естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики, поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ
1.1 Система государственного регулирования рынка с несовершенной конкуренцией в России
1.2 Законодательная база функционирования рынков с монопольной властью
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
2.1 Методы тарифообразования на услуги ВКХ
2.2 Зарубежный опыт регулирования институтов водоснабжения и водоотведения
Тарифы на услуги водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод устанавливают
в соответствии с предельным индексом,
установленным федеральным органом исполнительной
власти. Предельный индекс, как правило,
определяется исходя из прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на период
регулирования.
Таким образом, объективность
коммунального тарифа при отсутствии
открытого рынка определяется обоснованностью
оценки операционных и инвестиционных
затрат. Оценка необходимого уровня финансирования
осуществляется исходя из стоимости производства
и реализации услуг в условиях конкретного
поселения, заданий муниципального заказа
по повышению надежности (т.е. объему замены
изношенных сетей и оборудования) и ресурсной
эффективности, а также рациональных нормативов
потребления услуг.
С точки зрения экономической
теории, в условиях монополизированного
положения водоканалов, хронического
недофинансирования, ликвидации перекрестного
субсидирования возрастает роль экономически
обоснованных тарифов, как сбалансированной
цены спроса и предложения, регулируемой
как административными, так и рыночными
методами. Предприятия водно-канализационного
хозяйства производят расчеты по следующей
схеме.
Первым этапом формирования
тарифов является оценка обоснованности
расходов водоканалов.
Далее, определяется цена потребления,
то есть цена, учитывающая реальную платежеспособность
и соответствующее ей качество услуг.При
планировании себестоимости услуг водоснабжения
и водоотведения необходимо учитывать
технологические особенности, определяющие
состав затрат и их обоснование.
Методика расчета и утверждения
коммунальных тарифов должна быть ориентирована
на формируемые в этом секторе рыночные
методы хозяйствования. Это предполагает
переход от расчета цены производства
(сметных расчетов желаемых водоканалом
затрат, скорректированных с учетом снижения
удельных ресурсных затрат, рационального
норматива потребления) к определению
цены потребления (тариф, соответствующий
стоимости услуги, то есть ее качеству,
ограниченный реальной платежеспособностью
потребителей). То есть цена потребления
– социально обоснованный тариф19.
Основными этапами формирования
цены производства услуги - экономически
обоснованного тарифа (ЭОТ) является анализ
и корректировка фактических затрат, формирование
плановой себестоимости, ее проверка по
нормативам-индикаторам и расчет прибыли.
Экономически обоснованный
тариф (Тэо) определяется
как:
Тэо = С + П , где
С – плановая себестоимость
единицы услуги (см. разд. 3.3.);
П – прибыль (см. разд. 3.4.).
Рассчитанное таким образом
значение ЭОТ проверяется на соответствие
стандартам, установленным с учетом местных
особенностей.
Затем анализируется влияние
на себестоимость изменения объема реализации
услуг с учетом планируемых мероприятий
по ресурсосбережению.
Далее оценивается связь себестоимости
и качества услуг (перечня реально выполняемых
работ, технологических операций). Определяются
задачи по повышению качества обслуживания
и оцениваются изменения текущих затрат,
обеспечивающих выполнение дополнительного
перечня работ, работоспособность новых
видов оборудования, результаты реализации
новых технологических процессов20.
Использование для расчета
себестоимости, а в конечном итоге, и экономически
обоснованного тарифа, фактических затрат
без их анализа по трем указанным направлениям
не допускается. При отсутствии нормативов
или их существенном несоответствии реальным
местным условиям, органом местного самоуправления
или уполномоченной им организацией (службой
заказчика) должны быть согласованы нормативы,
отражающие особенности организации и
технологии производственного процесса
на конкретном предприятии.
Планирование себестоимости
является одним из основных этапов формирования
экономически обоснованных затрат и тарифов
предприятий водопроводно-канализационного
хозяйства, позволяющим отказаться от
воспроизводства фактических (часто нерациональных)
затрат.
В основе планирования себестоимости
должна лежать ее реструктуризация за
счет сокращения нерациональных затрат,
заложенных в фактической себестоимости
и характеризующих рост ресурсной эффективности
производства.
Расчет плановой себестоимости
осуществляется предприятием водопроводно-канализационного
хозяйства, которое представляет в регулирующий
орган проект разработанного им экономически
обоснованного тарифа со всеми необходимыми
расчетами и обоснованиями21.
Для расчета себестоимости
единицы услуги необходимо предварительно
определить затраты предприятия на реализацию
общего объема услуг, то есть его потребность
в финансовых средствах для обеспечения
текущего функционирования.
Себестоимость единицы услуги
определяется делением общей суммы плановых
затрат (потребности предприятия в финансовых
средствах для обеспечения текущего функционирования
предприятия) на плановый объем реализации
услуг в натуральном выражении, рассчитанный
исходя из нормативов (лимитов) их потребления,
показаний приборов учета и общего числа
потребителей (по группам и категориям),
то есть:
, где
С1у - себестоимость единицы услуги
(водоснабжение – руб./мз реализованной
воды, водоотведение – руб./мз отведенной
сточной жидкости);
С общ. - общая сумма плановых затрат
(потребность предприятия в финансовых
средствах - тыс.руб.);
Qн - объем реализации услуг населению
(водоснабжение – тыс. мз реализованной
воды; водоотведение - тыс. мз отведенной
сточной жидкости);
Qб - объем реализации услуг бюджетофинансируемым
организациям (водоснабжение - тыс. мз
реализованной воды; водоотведение - тыс.
мз отведенной сточной жидкости);
Qn - объем реализации услуг промышленным
и прочим потребителям (водоснабжение.
- тыс. мз реализованной воды; водоотведение-
тыс. мз отведенной сточной жидкости) 22.
В основе определения себестоимости
единицы услуги, помимо общей суммы затрат
лежит плановый объем реализации. Основой
этого плана является прогнозируемый
объем и качество услуг с учетом требований
потребителей и исходного состояния основных
фондов.
2.2 Зарубежный
опыт регулирования институтов
водоснабжения и водоотведения
Интересен также и зарубежный
опыт регулирования институтов водоснабжения
и водоотведения.
В Англии и Уэльсе 70% водоснабжения
осуществляется из поверхностных вод.
В отрасли представлена 21 компания, которые
оказывают услуги как по водоснабжению,
так и по водоотведению, а также компании,
осуществляющие только один из вышеназванных
видов деятельности. Компании отрасли
предоставляют 4 основных вида услуг:
поставка воды, канализационные услуги,
поверхностное водоотведение (surfacewaterdrainage),
highwaydrainage23.
Большинство домохозяйств в
Англии и Уэльсе платят за воду и канализационные
услуги на основе оценочной стоимости,
арендной платы (therateablevalue (rentalvalue)) их недвижимости.
Данный подход предполагает, что те, кто
живет в более дорогих домах, платят большую
цену за воду. Предполагалось, что оценочная
стоимость будет позволять потребителям
с более низкими доходами платить за воду
меньше, чем потребителям с более высокими.
Однако ряд исследований показал, что
корреляция между арендной платой и
доходами домохозяйств незначительная24.
Тарифы сгруппированы в 5 категорий:
- тарифная ставка при отсутствии
счетчиков на воду;
- тарифная ставка при отсутствии
счетчиков на канализационные услуги;
- тарифная ставка при наличии
счетчиков на воду;
- тарифная ставка при наличии
счетчиков на сточные воды;
- тарифная ставка на промышленные
сточные воды.
Тарифы для небытовых потребителей
обычно основаны на объемах потребления
воды и объемах сточных вод. В случае, если
счетчик установлен, то платится фиксированная
часть (в зависимости от размера счетчика)
и оплата по ставке в зависимости от потребляемого
объема воды. Для небольших небытовых
потребителей оплата по тарифу такая же,
как для домохозяйств25.
Тарифы для потребителей, использующих
менее чем 50Мл (250 Мл в Уэльсе), регулируются
с помощью ценовых ограничений. Для бытовых
потребителей есть три вида тарифов на
водоснабжение и водоотведение26:
- Тарифы для потребителей
без счетчиков. Тариф состоит
их фиксированной части (standingcharge), которая
покрывает издержки на обслуживание клиентов
и т.п., и части, которая рассчитывается
на основе оценочной стоимости недвижимости.
- Тарифы для потребителей,
установивших счетчики. Тариф состоит
из фиксированной части, покрывающей
издержки компании на снятие
показателей со счетчиков и их установку,
и переменной части, зависящей от объема
потребления воды.
- Оценочные тарифы (assessedcharges),
основанные на оценке объема
потребления воды при условии,
если бы был установлен счетчик.
В случае нецелесообразности
установления счетчиков, компания
должна предложить потребителям
оценочный тариф, рассчитываемый
на основе числа спален в
жилом помещении, типе помещения,
числа людей, живущих в этом
помещении, средней величине счета потребителей,
установивших счетчики, которые пользуются
услугами этой компании27.
В секторе водоснабжения Германии
функционируют как муниципальные (36%),
так и частные (64%) предприятия. В отличие
от услуг водоснабжения, услуги водоотведения
в Германии оказываются преимущественно
муниципальными предприятиями. Всего
в отрасли около 6400 поставщиков услуг
водоснабжения и 6900 поставщиков канализационных
услуг28.
Структура тарифа на водоснабжение
в Германии состоит из следующих элементов:
операционные издержки, капитальные издержки,
налоги на водные ресурсы и прибыль. В
тарифе на водоотведение учитываются
аналогичные составляющие, кроме прибыли29.
Тарифы на водоотведение могут
устанавливаться отдельно по сточным
водам и выпавшим осадкам. Тариф на сточные
воды определяется на основе объемов потребления
чистой воды. Тариф на поверхностное водоотведение
рассчитывается на основе покрытия дренажной
системы.
Тарифы, устанавливаемые муниципальными
предприятиями, контролируются муниципальными
советами или соответствующими комитетами
в рамках ассоциаций и местным надзорным
органом.
Тарифы на услуги водоснабжения,
оказываемые как частными, так и муниципальными
предприятиями, также контролируются
антимонопольным органом.
Важную роль в саморегулировании
сектора водоснабжения и водоотведения
играют отраслевые и профессиональные
ассоциации. В Германии существует шесть
основных ассоциаций – Ассоциация муниципальных
предприятий коммунального хозяйства30, Ассоциация предприятий
сектора водоснабжения и водоотведения31, Ассоциация в области энерго
и водоснабжения32, Ассоциация поставщиков
воды из водохранилищ33, Объединение ассоциаций
водного хозяйства Германии34, Научно-техническая ассоциация
в области газо- и водоснабжения Германии35.
Тарифы на водоснабжение состоят
из двух частей: фиксированной и переменной,
зависящей от объема потребления воды.
Тарифы на водоотведение обычно рассчитываются
на основе объема потребляемой воды, и
тариф также состоит из двух частей –
фиксированной и переменной.
В целом, тарифы на водоснабжение
и водоотведение в Германии – одни из
самых высоких в Европе.
В Финляндии согласно Акту об
услугах водоснабжения (WaterServicesAct (2001))36 организация водоснабжения
и водоотведения возлагается на муниципалитеты.
Муниципальные предприятия коммунальных
услуг в этой сфере могут принадлежать
местным властям или, что встречается
реже, частным компаниям. Почти 90% населения
имеют доступ к муниципальной системе
водоснабжения. Они оплачивают данные
услуги согласно тарифам, призванным покрывать
издержки ведения соответствующей деятельности.
Акт о местном самоуправлении
(LocalGovernmentAct (1995)) дает местным советам власть
самостоятельно определять принципы расчета
тарифов за коммунальные услуги.
В Украине тарифы на водоснабжение
и водоотведение регулируются Порядком
формирования тарифов на услуги по централизованному
водоснабжению и водоотводу (утвержденному
Постановлением Кабинета Министров Украины
от 10.07.06 № 959). Как и тарифы на предоставление
услуг по централизованному отоплению
и по централизованному снабжению горячей
водой, тарифы на услуги по централизованному
водоснабжению и водоотводу формируются
на основе расходов с учетом рентабельности
и инвестиционных показателей. Состав
расходов определен в соответствующем
Порядке. Тарифы утверждаются органами
местного самоуправления.
Как видно из зарубежного опыта,
тарифы на водоснабжение, водоотведение
и вывоз бытовых отходов в разных странах
производится различными способами. И
нашему государству следовало бы позаимствовать
их опыт для усовершенствования действующей
системы регулирования института водоснабжения
и водоотведения.
Таким образом, тариф на
услуги водоканалов – это весьма сложное
образование, основанное на грамотном
расчете издержек производства, переработки
и доставки воды потребителю. С точки зрения
экономической теории, в условиях монополизированного
положения водоканалов, хронического
недофинансирования, ликвидации перекрестного
субсидирования возрастает роль экономически
обоснованных тарифов, как сбалансированной
цены спроса и предложения, регулируемой
как административными, так и рыночными
методами. Одной из целей введения экономически
обоснованных тарифов является определение
потребности предприятий в финансовых
средствах, а также обеспечение рационального
планирования бюджета муниципальных образований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование особенностей
инструментария государственного
регулирования естественных монополий
(на примере отрасли водоснабжения и водоотведения)
позволило сформулировать теоретические
выводы, которые состоят в следующем: