Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

В общественных отношениях существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются обществом коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату производителям этой продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты государственного регулирования
рыночной экономики………………………………………………………………6
Цели, виды и функции регулирования экономики…………………………6
Рыночные механизмы регулирования………………………………………10
Приемы государственного экономического регулирования………………15
Инструменты государственное регулирование экономики…………….....15
Общее государственное планирование – один из методов
регулирования экономики………………………………………………………..20
Особенности регулирования экономики РФ……………………………….26
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. анти. Государственное регулирование рыночной экономики.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Теоретические аспекты государственного регулирования

рыночной экономики………………………………………………………………6

    1. Цели, виды и функции регулирования экономики…………………………6
    2. Рыночные механизмы регулирования………………………………………10
  1. Приемы государственного экономического регулирования………………15
    1. Инструменты государственное регулирование экономики…………….....15
    2. Общее государственное планирование – один из методов

регулирования экономики………………………………………………………..20

  1. Особенности регулирования экономики РФ……………………………….26

Заключение………………………………………………………………………...30

Список использованной литературы…………………………………………….32

 

Введение

 

Несомненно, можно однозначно утверждать, что вмешательство государства в экономику преследует конкретные цели. Обычно, это корректирует и скрывает "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.

В общественных отношениях существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются обществом коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату производителям этой продукции.

Также к числу проблем, которые не может решить рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению природы, окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные расходы и затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может вовсе и не сказаться. Механизм рынка очень часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для всего общества и человечества.

Негативные последствия вышеперечисленных и других факторов привели к осознанию того, что надеятся только на самонастройку рынка могут поставить под вопрос и само существование всей системы.

Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Кроме этого, государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об малоимущих, инвалидах и стариках. Государству также принадлежит область фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это необоснованно рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых результатов и доходов. Государство также регулирует рынок труда, принимает меры по сокращению безработицы, трудоустройсту инвалидов, пенсионеров и т.д.

По своей сути, государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Государство создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

Актуальность данной темы в том, что необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, как должно соотносится государственное и рыночное регулирование, каковы границы и основные направления государственного вмешательства, существует достаточно много взглядов и мнений, и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть экономика только в условиях ничем и никем не ограниченного частного предпринимательства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены только на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для национального производства.

Общехозяйственные и отраслевые кризисы, нарушение в денежном обращении, массовая безработица, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные вопросы: регулирование занятости, стимулирование экономического роста, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные формы, направления, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Целью данной работы является рассмотрение государственного регулирования рыночной экономики.

Данная цель определяет круг следующих задач:

- рассмотреть цели, виды и функции регулирования экономики;

- изучить рыночные механизмы регулирования;

- исследовать приемы государственного экономического регулирования;

- изучить особенности регулирования экономики РФ.

 

 

 

  1. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики

 

    1. Цели, виды и функции регулирования экономики

 

Большая и одна из главных  ролей государства - способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки и регулирования всей экономической политики.

По своей сути, государство представляет собою центр существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует видыобщественной организации, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Возникновение и существование государства как института является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития для всего общества.

С начала возникновения государства складывается область его и экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению всех товаров и услуг, в таком государстве абсолютно нечего регулировать, данная система показала свою неэффективность и несостоятельность на деле.

Перед государством в рыночном хозяйстве не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе.

Рыночная система - это, прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают очень важное, можно сказать, исключительное значение.

Рыночный механизм не в состоянии устранить все трудности и проблемы экономического роста. В период свободной конкуренции большая часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государству необходимо брать на себя содержание большого числа структур экономики.

Всего исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, часто консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

Эти теоретические учения имеют общие основы: они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей всего общества.

Дж.М. Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из основных функций государства. Любое неравновесное воздействие должно быть зафиксировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка [14, с. 119].

В целом, государство призвано корректировать те недостатки, которые характерны рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать применение ресурсов, принадлежащих всему человечеству. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на доход и труд, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном имеет ориентациию не на производство социально-необходимых товаров и услуг, а на удовлетворение потребностей тех, кто имеет капитал. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание более или менее равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству необходимо направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни продиктовано еще и тем, что ему надлежит заботиться о социально незащищенной части населения, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы, а также регулировании платежного баланса и валютных курсов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными организациями с целью коррекции существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям хозяйствования.

Цели государственного регулирования, находясь в зависимости, неодинаковы по масштабам воздействия, значению и последствиям. Среди целей государственного регулирования можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей наиболее главными являются достижение экономической и социальной стабильности, экономической безопасности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, адаптации рыночного механизма к различным условиям и ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости совмещения общественных и частных интересов. К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов. Субъектами государственного регулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования:

- полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для Советского Союза и стран социалистического содружества, но сохраняется и до сих пор в некоторых посткоммунистических государствах;

- различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Представлены в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства Германии, Австрии, в «китайском» варианте развития;

- крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом характерен для Сединенных Штатов.

Институциональные структуры государственного регулирования включают в себя административные органы. Размеробособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в государстве [4, с. 185]. В конечном итоге можно выделить две основные модели государственного регулирования через определенные органы государства.

1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для Соединенных Штатов Америки. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается прежде всего подвижностью структур и функций регулирующих органов, сочетанием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики