Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

В общественных отношениях существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются обществом коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату производителям этой продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты государственного регулирования
рыночной экономики………………………………………………………………6
Цели, виды и функции регулирования экономики…………………………6
Рыночные механизмы регулирования………………………………………10
Приемы государственного экономического регулирования………………15
Инструменты государственное регулирование экономики…………….....15
Общее государственное планирование – один из методов
регулирования экономики………………………………………………………..20
Особенности регулирования экономики РФ……………………………….26
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. анти. Государственное регулирование рыночной экономики.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Основной концепцией государственного регулирования экономики России должна стать структурная политика. А основу ее должна составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, повышение благосостояния народа, независимость и безопасность экономики.

 

3. Особенности регулирования экономики РФ

 

Механизм государственного регулирования не может быть раз и навсегда данным и неизменным. Динамика его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т.е. по-возможности максимально использовать предпринимательскую силу для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те области, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами - макроэкономическая стабильность, образование, здравоохранение, защита неимущих и т. д.

По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где за годы реформ 1980-1990-х годов были заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Дальнейшее развитие российской экономики связывается с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство контралирует денежнуь массу, снижение инфляции, а также обеспечение структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции [3, с. 28].

Подразумевается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору только на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание и уменьшение налоговой нагрузки.

Исследуя и анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно заметить функциональные регулирующие течения в экономике.

Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимущество экономики. Госудасртво достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: рабочей силы, капитала, ресурсов, предпринимательства.

Задачей правительства, по общему мнению, становится разработка политики инноваций, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет увеличить эффективность производства, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории, использовать высокие цены благодаря высокому качеству.

Во-вторых, новым является использование различных инструментов и прежде всего контрактной системы - совокупности разных форм в организации системы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение основных проблем общества, в реализацию государственных программ.

В-третьих, активизируется деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования национальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех областьх, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

В-четвертых, особенно значимой функцией государственного регулирования становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической программы промышленной политики через систему планово-прогнозных институционных структур.

В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство разрабатывает динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство манипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.

В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения [17, с. 4].

И последнее, адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по проблемам регулирования экономики. Современные рыночные структуры обусловливают необходимость диверсификации экономической и социальной политики. В современной экономике развитых индустриальных стран одновременно идут процессы децентрализации и дерегулирования. Дерегулирование означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование дополняется корпоративным, что дает совокупный и компенсационный эффект. Процесс децентрализации состоит в переносе решения многих проблем с макро-уровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Характерно, что субъектами государственного регулирования становятся региональные, муниципальные и коммунальные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различных рычагов воздействия государства, например - косвенного.

Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное применение экономического потенциала территории.

При всей неоднозначности результатов реформ нельзя не указать на следующие позитивные итоги:

- в стране сформировался класс собственников;

- произошло распределение и первоначальное закрепление прав собственности;

- возникло большое число самостоятельных рыночных субъектов;

- создана конкурентная среда во многих областьх народного хозяйства;

- рынок продавца уступил место рынку покупателя;

- возникают черты нового качества экономического роста и др.

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе своего развития политика государственного регулирования проходит всего несколько этапов.

  1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
  2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
  3. Эксперименты с применением денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Программа приватизации объектов государственной собственности.
  4. Переход в определенных странах к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность политики государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
  5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных целей. Все более обширное применение инструментов регулирования.
  6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики основное воздействие оказали задачи, поставленные перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на государственном регулировании экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 1960-х годов в развитых странах стало выходить в публикацию все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования экономики. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственными за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области государственного регулирования экономики за последние три-четыре десятилетия существенно видоизменились. Если в начале 1950-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее – «Какова должна быть размерэтого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Однако возможности государственного регулирования экономики не безграничны. Экономической основой государственного регулирования экономики является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреев Р.Т. Динамика качества жизни в России. // Экономика и жизнь, №23, 2005.
  2. Макаров Р.Р. Доходы населения в России. // Экономика и жизнь, № 21, 2003.
  3. Пронина П.И. Уровень жизни и бедность в России. // Экономика и жизнь, №36, 2004.
  4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.- 3-е изд. /Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича.- М.: МГУ, «Дело и сервис», 2005.- 416 с.
  5. Бекмеева А.С. Макроэкономика. С-Пб., 2002. – 328.
  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы – ответы. Учебное пособие. – М.: «ИНФА» , 2005. – 196 с.
  7. История мировой экономики / Под ред. М.В. Конотонова, С.И. Сметанина. М.: БЕК, 2001. – 319.
  8. История мировой экономики. Хозяйственные реформы. / Под. ред. А.Н. Марковой. М.: Наука, 2001. – 195.
  9. История экономики: Учеб пос. / Вишнякова О.Н. Казань: КГЭУ, 2003. – 67.
  10. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд. Доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 716 с.
  11. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.– Киров, 2005.
  12. Луссе А. Макроэкономика. – С-Пб., 2000.
  13. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.
  14. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. / Пер. с англ. М.: 2007.
  15. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. / Пер. с англ. М.: 2004.
  16. Федоров А.В. Формирование и реализация эффективной экономической политики государства.  Саратов: Издат. центр СГСЭУ,  2006.– 14,8 п.л.
  17. Федоров А.В. Теория  эффективной экономической политики государства. Саратов: Издат. центр СГСЭУ,  2005.– 10,4 п.л.
  18. Федоров А.В. Механизм реализации экономической политики государства.  Саратов: Издат. центр СГСЭУ,  2005.– 4,0 п.л.

 

 

 




Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики