Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа
В общественных отношениях существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются обществом коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату производителям этой продукции.
Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты государственного регулирования
рыночной экономики………………………………………………………………6
Цели, виды и функции регулирования экономики…………………………6
Рыночные механизмы регулирования………………………………………10
Приемы государственного экономического регулирования………………15
Инструменты государственное регулирование экономики…………….....15
Общее государственное планирование – один из методов
регулирования экономики………………………………………………………..20
Особенности регулирования экономики РФ……………………………….26
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………….32
Основной концепцией государственного регулирования экономики России должна стать структурная политика. А основу ее должна составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, повышение благосостояния народа, независимость и безопасность экономики.
3. Особенности регулирования экономики РФ
Механизм государственного регулирования не может быть раз и навсегда данным и неизменным. Динамика его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т.е. по-возможности максимально использовать предпринимательскую силу для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те области, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами - макроэкономическая стабильность, образование, здравоохранение, защита неимущих и т. д.
По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где за годы реформ 1980-1990-х годов были заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Дальнейшее развитие российской экономики связывается с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство контралирует денежнуь массу, снижение инфляции, а также обеспечение структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции [3, с. 28].
Подразумевается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору только на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание и уменьшение налоговой нагрузки.
Исследуя и анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно заметить функциональные регулирующие течения в экономике.
Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимущество экономики. Госудасртво достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: рабочей силы, капитала, ресурсов, предпринимательства.
Задачей правительства, по общему мнению, становится разработка политики инноваций, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет увеличить эффективность производства, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории, использовать высокие цены благодаря высокому качеству.
Во-вторых, новым является использование различных инструментов и прежде всего контрактной системы - совокупности разных форм в организации системы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение основных проблем общества, в реализацию государственных программ.
В-третьих, активизируется деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования национальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех областьх, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.
В-четвертых, особенно значимой функцией государственного регулирования становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической программы промышленной политики через систему планово-прогнозных институционных структур.
В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство разрабатывает динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство манипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.
В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения [17, с. 4].
И последнее, адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по проблемам регулирования экономики. Современные рыночные структуры обусловливают необходимость диверсификации экономической и социальной политики. В современной экономике развитых индустриальных стран одновременно идут процессы децентрализации и дерегулирования. Дерегулирование означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование дополняется корпоративным, что дает совокупный и компенсационный эффект. Процесс децентрализации состоит в переносе решения многих проблем с макро-уровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Характерно, что субъектами государственного регулирования становятся региональные, муниципальные и коммунальные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различных рычагов воздействия государства, например - косвенного.
Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное применение экономического потенциала территории.
При всей неоднозначности результатов реформ нельзя не указать на следующие позитивные итоги:
- в стране сформировался класс собственников;
- произошло распределение и первоначальное закрепление прав собственности;
- возникло большое число самостоятельных рыночных субъектов;
- создана конкурентная среда во многих областьх народного хозяйства;
- рынок продавца уступил место рынку покупателя;
- возникают черты нового качества экономического роста и др.
Заключение
В процессе своего развития политика государственного регулирования проходит всего несколько этапов.
На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики основное воздействие оказали задачи, поставленные перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на государственном регулировании экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 1960-х годов в развитых странах стало выходить в публикацию все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования экономики. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственными за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области государственного регулирования экономики за последние три-четыре десятилетия существенно видоизменились. Если в начале 1950-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее – «Какова должна быть размерэтого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Однако возможности государственного регулирования экономики не безграничны. Экономической основой государственного регулирования экономики является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.
Список использованной литературы
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики