Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа
В общественных отношениях существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются обществом коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату производителям этой продукции.
Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты государственного регулирования
рыночной экономики………………………………………………………………6
Цели, виды и функции регулирования экономики…………………………6
Рыночные механизмы регулирования………………………………………10
Приемы государственного экономического регулирования………………15
Инструменты государственное регулирование экономики…………….....15
Общее государственное планирование – один из методов
регулирования экономики………………………………………………………..20
Особенности регулирования экономики РФ……………………………….26
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………….32
Таким образом, экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. В кредитной политике:
- нормирование банковских резервов;
- варьирование учетной ставки банковского процента;
- проведение операций на валютном рынке.
2. В бюджетной политике:
- регулирование государственных расходов;
- осуществление государственных закупок;
- выпуск государственных внутренних займов;
- поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
3. В фискальной политике:
- регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;
- введение муниципальных налогов.
4. В социальной политике:
- регулирование минимальных ставок оплаты труда;
- установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.
5. Во внешнеэкономической политике:
- законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
- использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Применение односторонних методов и приемов, например, только монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления. Это подтверждено применением только идей монетарной политики 1970-80-х годов в американской и европейской экономиках, а также в экономике России 1990-х годов XX столетия [17, с. 4].
Богатый опыт современного экономического развития иллюстрирует - рыночная система не может существовать без вмешательства государства. Однако существует черта, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.
Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и производством и др.). Это не означает, что государствоне отвечает за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.
Как отмечалось, рыночная система не исключает возможности планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства в форме национальных целевых программ. Однако рынок во многом является самонастраивающейся и саморегулируемой системой, и поэтому влиять на него приходится только косвенными, экономическими методами.
В отдельных случаях допустимо применение административных методов. Но нельзя надеяться только на экономические, либо только административные меры. С одной стороны, в элементе администрирования заложен экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит на себе влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников всего экономического процесса.
Комплексное применение методов и инструментов государственного и правительственного регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. Его отличием от прямого и косвенного подхода в том, что он является комплексным методом, охватывающим одновременно все стадии воспроизводства и экономического роста, территории и региональные подсистемы.
Можно утверждать, что в командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Оно соответствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к увеличению планирующих распределительно-снабженческих структур, росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Кроме этого, план как юридический закон распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда.
Россия как первое и основное государство использования плана отставала от развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности общественного труда, производству конечного продукта на душу населения. Поэтому с началом реформирования экономики и перевода ее на рыночные рельсы и отношения государственные органы отказались от использования планирования как метода регулирования глобальных связей и равновесного экономического роста на долгосрочный период.
Но опыт деятельности административно-командной и рыночной систем говорит о том, что виноват не сам метод планирования, а его гипертрофированное использование в интересах государства, монополий и отдельных классово-партийных групп. Метод планирования, как и план, подразумевает применение положительных факторов. План в любом национальном образовании увязывает цели, ресурсы и мероприятия в единое целое. Более того, в постиндустриальном обществе с преимущественно децентрализованной системой принятия решений товарно-денежные отношения объективно обусловливают необходимость вмешательства государства с минимальными потерями времени и ресурсов, поддерживать прогрессивные изменения структуры производства, нейтрализовывать влияние факторов, вызывающих кризисные явления в экономике.
С увеличением обобществления и концентрации производства, усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддержать равновесие функциональной экономической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т.е. бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Такие инструменты краткосрочного действия в основном используются для прикрытия, устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие.
Становится очевидным, что показатели роста и экономические пропорции могут устанавливаться государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. В этом случае функциональная экономическая система будет направляться более оптимальным ценовым рыночным механизмом. Используя его при наличии разработанного плана, станет возможным быстрее привыкать к факторам, нарушающим ее равновесие.
Это положение полностью относится и к функционированию российской экономической системы, когда она развивается уже не в состоянии централизованного планирования, а в условиях развитой инфраструктуры постиндустриального общества [17, с. 5].
Проявление планомерности и организация планирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночной экономике. Чем обусловлена эта возможность?
Во-первых, увеличением используемого в реальное производство колоссального ресурсного и производственного потенциала - это ресурсы государственного и частного секторов экономики. При этом, правительственные доходы и расходы оказывают все увеличивающееся влияние на применение ресурсов частного сектора, вовлекая его в зависимый оборот.
Во-вторых, государство через финансово-промышленные группы, крупные корпорации оказывает объективное воздействие на работу обособленных производителей и устанавливает меры к достижению согласованности в их деятельности как во внешней торговле, так и в проведении отраслевой и кредитной политики.
И третье, увеличение взаимосвязи, зависимости и контроля достигается за счет использования информационных систем электронно-вычислительной техники и т. д.
Планомерность - это последовательность реализации отраслевых и межотраслевых связей, рационального поведения и рационального использования рыночных регуляторов для достижения целей экономического роста. План закрепляет предполагаемую последовательность в использовании ресурсов, как по количеству, так и по их качественному составу с учетом сложившихся обстоятельств. Макроэкономическое планирование определяет организованную деятельность, осуществляемую как центральным планирующим органом, так и его локальными структурами и подразделениями (регионами, муниципалитетами и т.д.).
Государственное вмешательство через разработанные программы предусматривает субсидирование и кредитование из бюджета жилищного строительства, проведение структурной, антикризисной и финансовой политики. В условиях рынка никакие организации частного сектора, олигополистические структуры и их различные ассоциации не могут определить масштабные проблемы и задачи, относящиеся ко всей функциональной экономической системе. Только государственные органы компетентны и в состоянии разработать долгосрочные прогнозы вовлечения неиспользованных резервов и ресурсов, имеющихся в государстве, и определить цели, которые не всегда совпадают с целями предпринимательского сектора экономики.
Системой плановых направлений государство имеет возможность скорректировать структурные сдвиги, которые, как правило, порождают такие кризисные явления, как безработица, инфляция, неравновесие совокупных рынков и т.д. Совершенная государственная координация во многих случаях действует более эффективно, чем ценовой механизм рынка. На этом основывается государственная промышленная политика Японии, которую проводит Министерство внешней торговли и промышленности. Сбалансированное планирование в Японии явилось одним из средств успешного перехода к быстроразвивающемуся производству [10, с. 547].
В странах с рыночной экономикой используются как приемы централизованного, так и индикативного планирования. По мере накопления опыта и изменения объективных условий совершается переход от одного к другому.
Методология и приемы индикативного планирования отличны от централизованного плана. Индикативное планирование представляет собой процесс разработки системы взаимосвязанных индикаторов (параметров) состояния экономики, а также определение мер государственного воздействия на экономические и социальные процессы с целью достижения этих индикаторов. К ним относится система показателей экономической динамики: структура и эффективность экономики, состояние обращения, занятости, уровня жизни, движение цен и т. д.
Индикативный план, как и централизованный, должен быть сбалансированным по материальным, трудовым и финансовым ресурсам. Отсутствие реальных ресурсов в определенное время объясняет возможный расчет получения их в будущем горизонтальном периоде. Поэтому индикативные планы больше всего похожи на прогнозные расчеты, которые не носят директивного характера. В целом индикативное планирование опирается на сбалансированность и гармонию общественных интересов. Поэтому в случае экономических конфликтов и кризисных симптомов спада производства и роста безработицы доверие к этим планам и методам индикативного прогноза резко уменьшается, а экономика в этом случае становится неопределенной и лишается доверия к сбалансированным индикаторам.
Несмотря на явняе минусы, индикативные планы позволяют разработать обоснованные цели, задачи и приемы реализации государственной социально-экономической политики, организовать взаимодействие всех звеньев федеральной системы - центра, регионов.
Индикативный план органично объединяет в едином концептуальном документе действующую экономическую политику, прогнозные расчеты государственных программ, систему регуляторов, объемы государственных инвестиций и возможности воздействия на динамику функционирования структур на микроуровне.
При благоприятном экономическом климате индикативный план выступает стимулирующим фактором экономического роста при прямом и косвенном государственном регулировании. Применение его позволяет решать крупные социальные и экологические программы по миграции трудовых ресурсов, освоению территорий, охране водных, лесных и почвенных ресурсов национального государства и его регионов. На основе индикативных планов определяются:
- глобальные элементы структурной программы государства;
- структура экспорта и импорта;
- основные направления НТП и науки;
- развитие рыночной и производственной инфраструктуры;
- основные направления реформирования социальных условий и социальных структур;
- показатели уровня жизни и обеспеченности населения;
- параметры институциональной политики государства.
В переходной экономике нашего государства отсутствуют специальные органы организации как централизованного, так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту деятельность осуществляет Министерство экономики, которое определяет важнейшие направления-индикаторы приватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрного производства, стабилизации экономики, повышения уровня жизни различных слоев населения.
В наследство от командно-административной системы России досталась далеко не совершенная отраслевая структура с преобладанием тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса, сверхмонополизм и сырьевая ориентация экспорта. В формирующейся экономике низок уровень рыночной инфраструктуры, информатики, банковско-кредитной системы [16, с. 3].
Эти отрицательные черты Российской экономики, с одной стороны, затрудняют действие объективного автоматического рыночного механизма, с другой - дают дополнительные возможности государственного регулирования ее с помощью централизованных и индикативных планов. Дело усугубляется сохранением национального федерализма, недостаточной самостоятельной активностью регионов и финансово-кредитных рынков.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики