Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

В общественных отношениях существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются обществом коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату производителям этой продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты государственного регулирования
рыночной экономики………………………………………………………………6
Цели, виды и функции регулирования экономики…………………………6
Рыночные механизмы регулирования………………………………………10
Приемы государственного экономического регулирования………………15
Инструменты государственное регулирование экономики…………….....15
Общее государственное планирование – один из методов
регулирования экономики………………………………………………………..20
Особенности регулирования экономики РФ……………………………….26
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. анти. Государственное регулирование рыночной экономики.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)
  1. Проактивная модель государственного регулирования (характерно для Японии) подразумевает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих мер и рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

Таким образом, главной и основной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная надежность и укрепление существующего строя внутри государства и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель.

 

      1. Рыночные механизмы регулирования

 

Огромное значение при рассмотрении рыночной экономики, приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Эти условия можно разделить на две группы. Первая определяет введение общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

- реализация многообразных форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;

- демократизации производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной ликвидировать собственные минусы;

- создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой нормативно-правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные приемы хозяйствования. Во-первых, необходимы четкие меры по образованию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования ресурсов и капиталов. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранных инвестиций и созданием смешанных предприятий.

В идеале функционирование рыночной экономики подразумевает наличие определенных элементов и механизмов, которые в совокупности и составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производили и потребители. Они образуются в процессе общественного разделения труда; когда одни производят товар, а другие когда его потребляют. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения.

Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В данном случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами своей деятельности. В рыночном хозяйстве оно постоянно и строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая индивидуальность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики - это цены. Они складываются, во-первых, в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Во-вторых - цены определяют сферу действия рыночных отношений на определенный товар, производимый в конкретном районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом [10, с. 182].

Четвертым звеном рыночной экономики являются две его составляющие — спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах и услугах. Потребители могут купить эти товары при определенных сложившихся ценах и денежных доходах. По своей сути, спрос выступает в качестве приоритета к применению наиболее экономичных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятым элементом рыночного механизма является конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве видывзаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Главная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.

Кроме этого, важным элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.

Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех основных принципах:

- маржинального (предельного) анализа;

- издержек альтернативного выбора;

- экономической рациональности [10, с. 128].

На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которое решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляются плавно. Это объясняется тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает достаточно существенного влияния на рыночную экономику в виде предложения или спроса. В условиях совершенного рынка, когда имеет место большой и регулярный спрос и неограниченное количество хозяйствующих субъектов, каждый из них занимает бесконечно малый удельный вес. Маржинальный подход как бы обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; поддерживает равновесное состояние между товаропроизводителями и потребителями; исключает возникновение резких колебаний спроса и предложения.

Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей.

Строение рыночной экономики строится на том, что из всего количества упущенных возможностей выбирается наихудший вариант, который дает хотя и минимальный, но гарантированный доход. Принцип издержек альтернативного выбора ставит производителей перед проблемой поиска более эффективного применения уже имеющимся ресурсам и капиталам.

Принцип экономической рациональности основыван на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из меняющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в минимально допустимую величину прибыли. Критерий рациональности определяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятся увеличивать прибыль, а потребители — максимально увеличить свое благосостояние при ограниченном использовании капиталов.

Построение рыночной экономики на основании указанных принципов позволяет достигнуть равновесного состояния, которое является центральной проблемой рыночного механизма, основывающегося на использовании двух противоположных сил — спроса и предложения, с одной стороны, и рыночных цен — с другой.

Очень важным условием для  функционирования рынка является проблема редкости. Понятие «редкость» многими специалистами используется в качестве важнейшего методологического утверждения при обосновании полезности товара. В частности, в теории предельной полезности понятие «редкость» выступает в качестве главного момента и рассматривается как физическая реальность, не требующая каких-либо объяснений.

Представители классической школы Д. Рикардо и А. Смит понятие «редкость» связывали со стоимостью. Они отмечали, что редкость наряду с количеством труда является основным фактором, определяющим стоимость товара. В современной теории рыночных отношений понятие «редкость» несколько видоизменяется. Если прежде редкость связывалась с природными и социальными факторами, то в современных условиях она связывается с временными параметрами функционирования рынка. Не может быть произведено мгновенно и полностью удовлетворить возникшие потребности пользующееся повышенным спросом новое благо. Для этого необходимо какое-то время. Итак, размерредкости тем выше, чем больше времени требуется для производства необходимого количества конкретных благ.

 

  1. Приемы государственного экономического регулирования

 

2.1. Инструменты государственного регулирования

 

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, применяет систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач и целей, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Можно рассмотреть универсальные средства государственного регулирования, применяемые в современных условиях. На данный момент принято деление методов государственного регулирования на: правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.

Правовое регулирование, по своей сути, состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет видыи права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства и ответственность в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование состоит из мер по регулированию, лицензированию, контингентированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения и др.) осуществляется государственный контроль над ценами, учетной ставкой, доходами, валютным курсом.

В некоторых странах область действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды и социальной защиты населения. Экономические приемы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупное предложение, совокупный спрос, размер концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, применение факторов экономического роста. С этой целью используются:

- бюджетная и фискальная политика;

- денежно-кредитная политика;

- программирование;

- прогнозирование и планирование.

Финансовая политика подразумевает применение бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей государства.

Денежно-кредитная политика подразумевает применение метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые и чрезвычайные.

Чаще всего распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики [3, с. 29].

Прямые приемы регулирования основаны на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов.

Среди методов прямого государственного регулирования преобладают различные виды безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и отрицательные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в конкретные отрасли хозяйства. Оно может идти двумя путями: развитие государственного предпринимательства или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое направление осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме этого, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к негативным последствиям.

Кроме этого, государство осуществляет регулирование также путем поддержания отдельных предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности - это достигается предоставлением им товаров и услуг по льготным или субсидированием. Кроме этого, государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства.

Государство реализует программу поддержки таких областей, как образование, охрана окружающей среды, здравоохранение, которые без его поддержки развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы недоступны обществу. Эти отрасли являются постоянным объектом поддержки и субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т. д.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики