Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ государственного регулирования экономики Украины на современном этапе развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики 5
1.2. Цели и функции государственного регулирования экономики 9
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Формы воздействия на экономику 14
2.2. Методы государственного регулирования экономики 16
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ 20
3.1. Иностранный опыт государственного регулирования экономики 20
3.2. Государственное регулирование в Украине: проблемы и перспективы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Объемы государственной собственности в странах с развитой экономикой по отраслям производства 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГРЭ.docx

— 125.32 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ


ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по блоку экономических дисциплин

на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ»

 

 

 

 

 

 

студентки 2-го курса       Руководитель:

дневной формы обучения      доц. Химченко А.Н.

с нормативным сроком обучения       

учетно-финансового факультета

направления подготовки экономическая теория

Занина А.А.

 

 

 

 

 

 

Донецк 2012

СОДЕРЖАНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ  3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ  5

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики  5

1.2. Цели и функции государственного регулирования экономики  9

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ   14

2.1. Формы воздействия на экономику  14

2.2. Методы государственного регулирования экономики  16

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ  20

3.1. Иностранный опыт государственного регулирования экономики  20

3.2. Государственное регулирование в Украине: проблемы и перспективы  29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  34

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  36

ПРИЛОЖЕНИЕ  А Объемы государственной собственности  в странах с развитой экономикой по отраслям производства 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование  оптимальной макроэкономической структуры, которая обеспечивает устойчивое развитие производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка, предусматривает  наличие системы централизованного  регулирования, в частности, такого института, которым является государство. В условиях рыночных отношений большое  значение имеет поддержание на необходимом  уровне степени государственного вмешательства  в экономику, которое должно, с  одной стороны, обеспечивать реализацию определенных стратегических экономических  целей, с другой – не нарушать условия  функционирования предприятий в  рыночном пространстве.

Значение  государственного регулирования особенно актуально во время ускорение  интеграционных процессов, вступления Украины в международные интеграционные объединения, когда возникает необходимость  в жесткой координационной структуре, проведении внешней и внутренней гибкой экономической политики, сочетание  различных методов управления.

Проблемы  государственного регулирования исследованы  в научных работах ученых-экономистов  – представителей различных направлений  и школ. Еще А. Смит отмечал, что "видимая  рука» правительства должна регулировать "невидимую руку" конкуренции. Вопросы государственного регулирования  раскрыты Т. Вебленом, Д. Кейнсом, В. Леонтьевым, А. Маршалом, Д. Портом, М. Фридменом, Ф. Хайеком, а также среди наиболее известных экономистов XXI века стоит отметить П. Кругмана и Д. Стиглица. Разница между концепциями заключается в использовании методов и инструментов государственного влияния на экономические процессы, в том числе к их полному выбрасыванию. Однако следует отметить, что стремительный и переменчивый развитие национальных экономик вносит постоянные коррективы теории и практики государственного регулирования, что требует постоянного изучения. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы курсовой работы.

Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ государственного регулирования экономики Украины на современном этапе развития.

Поставленная  цель работы предполагает решение следующих  задач:

  • раскрыть необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
  • определить цели и функции государственного регулирования;
  • рассмотреть формы и методы воздействия на экономику;
  • проанализировать иностранный опыт государственного регулирования;
  • установить проблемы и перспективы государственного регулирования Украины.

Объект  исследования – социально-экономические  отношения, складывающиеся между субъектами во время государственного регулирования  экономики.

Предмет исследования – государственное  регулирование экономики Украины  на современном этапе развития.

Методы  исследования. Методологической основой  работы выступают положения классиков  экономической теории и работы зарубежных и отечественных ученых-экономистов. В ходе исследования были использованы общенаучные методы познания: формальная логика (в ходе выявления сущности категорий), историко-логический метод (при анализе теоретико-методологических исследований государственного регулирования зарубежных стран), диалектическая логика (при анализе государственного регулирования Украины), системный подход (в ходе выявления проблем и перспектив, и определения механизмов достижения поставленных целей).

Информационной  базой исследования выступают законодательные  и нормативные акты Украины, монографии отечественных и зарубежных экономистов, а также данные статистики, материалы  международных и украинских конференций  и семинаров.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

    1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики

 

В современной экономической литературе понятие государственного регулирования экономики сформулировано не совсем четко и однозначно.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – сфера деятельности органов государственной власти относительно целенаправленного влияния на поведение субъектов хозяйствования путем применения разнообразных методов и средств. То есть, ГРЭ можно рассматривать как функцию государственного управления экономикой, как инструмент реализации экономической политики. [2, С. 15]

Некоторые отечественные исследователи описывают  механизм государственного регулирования  как систему, которая объединяет цель и инструменты экономической  политики, но не дают его полного  определения.

Сущность  механизма государственного регулирования  раскрывается в работах С. Г. Капканщикова. Ученый определяет его как систему технических, для определенного способа производства, форм, методов, рычагов, инструментов влияния на экономику, на процесс воспроизведения на основе присущих ему законов и согласно правовым нормам общества. Такое определение упрощает понятие механизма, так как ограничивает круг элементов, которые составляют его основу. [5, С. 9]

По  мнению Фетисовой В. А., более исчерпывающим является определение: механизм государственного регулирования деятельности субъектов рынка - это совокупность форм, методов, средств влияния на экономику, которые охватывают экономические отношения, что сложились между субъектами и объектами регулирования в процессе определения и реализации цели. [17, C. 10]

Другие  ученые определяют ГРЭ, как систему  мер государства для осуществления  поддерживаемой, компенсационной и  регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решение сложных социально-экономических  проблем развития национальной экономики  и всего общества. Такое определение  является полным, поскольку раскрывает функции, цели и объекты государственного вмешательства в экономику и поведение граждан. Государственное регулирование экономики может осуществляться лишь в пределах функциональных действий государства на основе системы управления для объединения воли всех граждан страны. Эта система должна обеспечить безопасность государства от беспредела отдельных граждан и одновременно учитывать поведение граждан, защищать их права.

Государственное регулирование экономики – одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны; составной элемент системы регулирования национальных экономик, дополняющий рыночное и корпоративное регулирование и взаимодействующий с ними. [13, C. 113]

Вопрос  о роли государства в регулировании  экономических отношений носит  весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают необходимым  жестокое государственное регулирование  всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость  такого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного  регулирования государством экономических  отношений, так и полного невмешательства  его в сферу экономики.

Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может быть эффективной  социально ориентированной рыночной экономики, основывающейся на современных  научно-технических достижениях, без  активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления  не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его масштабы.

Реформы, осуществляемые в стране, призваны изменить характер участия государства  в хозяйственной деятельности, уменьшить  долю государственной собственности, создать условия для обеспечения  высокой деловой активности. Любая  масштабная акция требует тщательной подготовки и взвешенности. Цель государственного регулирования экономики – создать  такую ​​хозяйственную систему, которая ориентировалась на выбор  наиболее эффективных вариантов  использования имеющихся факторов производства и обеспечения благоприятных  социально-экономических условий  жизнедеятельности.

Ориентирами, которых придерживается государство  в процессе регулирования экономики, являются показатели, характеризующие  уровень экономического развития и  качество жизни: продолжительность  жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень  занятости, степень реализации прав человека, состояние окружающей среды.

Итак, конкретно государственное регулирование  можно определить, как воздействие  государства на процессы воспроизводства  в экономике соответствующими средствами с целью сориентировать субъектов  и отдельных граждан на достижение целей и приоритетов государственной  политики общественного развития. Государственное  регулирование – это почти все функции государства, связанные с экономической и экономико-социальной деятельностью и призваны обеспечить условия функционирования рыночной экономической системы.

Объектом  регулирования является хозяйство  страны, регионов, областей, городов  и районов, а также социально-экономические  процессы: экономический цикл, структура  экономики, инвестиционная деятельность, инновационные процессы, денежное обращение, инфляция, цены, платежный баланс и  т.п.

Государственное регулирование охватывает все направления  общественного производства. Однако первоочередное внимание уделяется  регулированию отношений собственности  и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального  развития и рынка труда, финансового  рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и  региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования  экономики. Вместе с тем учитывая имеющиеся особые условия реформирования, решаются острые экономические и социальные проблемы, в частности структурные преобразования, технологические обновления, преодоления кризисных явлений. [1, С. 63]

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики следует из объективно присущих государству экономических  функций. В условиях существования  различных форм собственности, роль государственного регулирования заключается, с одной стороны, в обеспечении  юридического механизма их реализации, а с другой – в направленном воздействии на рыночные параметры, обеспечивающие организацию функционирования экономической системы как целого.

В странах с развитой рыночной экономикой намерения введения прямого государственного контроля воплощают в жизнь всегда, когда вероятным становится разрушение конкуренции. И здесь государство  пытается учесть как интересы отдельных  групп экономических субъектов, так и общепризнанные потребности  общества в поддержании регулируемого  конкурентного порядка в стране.

Сегодня в Украине общепризнанной является объективная необходимость перехода к регулируемому рынку, однако четко  не определены формы, принципы и средства государственного регулирования. Поэтому  особое значение приобретает установление круга объектов государственного влияния, поскольку именно объект вызывает адекватную ему экономическую форму государственного регулирования. Развитие объекта регулирования обусловливает развитие форм и методов его регулирования.

Некоторые ученые, отмечая необходимость государственного регулирования экономики, подчеркивают необходимость его ограничения, подчиненности рыночному саморегулированию. Направление государственного регулированию  экономики должно, во-первых, отражать границы переходного периода  и не быть определяющими, во-вторых, оно должно быть подчинено цели ограничения  методов государственного регулирования  экономики, методам ее рыночного  регулирования.

Преобладающее большинство ученых признают необходимость  государственного регулирования экономики. Отличия в их позициях заключаются  в определении степени и форм такого регулирования и его соотношения  с рыночным саморегулированием. [6, С. 15]

Информация о работе Государственное регулирование экономики