Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ государственного регулирования экономики Украины на современном этапе развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики 5
1.2. Цели и функции государственного регулирования экономики 9
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Формы воздействия на экономику 14
2.2. Методы государственного регулирования экономики 16
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ 20
3.1. Иностранный опыт государственного регулирования экономики 20
3.2. Государственное регулирование в Украине: проблемы и перспективы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Объемы государственной собственности в странах с развитой экономикой по отраслям производства 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГРЭ.docx

— 125.32 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Цели  и функции государственного регулирования  экономики

 

Определение целей является одним из конструктивных элементов системы государственного регулирования наряду с принципами, сферами, объектами, формами и средствами воздействия государства.

Цели  государственного регулирования на каждом историческом этапе зависят  от многих факторов: степени общего развития экономики, структуры экономики  на современном этапе и желанной в будущем степени участия  страны в международном разделении труда.

Классический "набор" целей государственного регулирования экономически развитых стран следующий:

• экономическое развитие;

• полная занятость;

• экономическая эффективность;

• стабильный уровень цен;

• экономическая свобода;

• справедливое распределение доходов;

• экономическая обеспеченность;

• сбалансированность экспорта и импорта. [10, С. 316]

Относительно  экономики Украины нужно определить приоритетные экономические цели, которые  бы соответствовали новому рыночному  механизму хозяйствования и отражали национальные интересы. Основной целью  государственного регулирования экономики  Украины должно стать развитие производительных сил страны, в конечном счете, оценивается  через повышение благосостояния народа. Причем категория «производительные  силы» должно отражать новую ситуацию в постиндустриальном мире.

Структуру производительных сил формируют: интеллект, информационная база, научно-творческий потенциал; предпринимательский ресурс; труд и его мотивация; техника  и технология (средства труда); энергетический труд; материально-сырьевая база; территориально-пространственное развитие; организационно-структурные  факторы; культурная среда.

Производительные  силы, рассматриваемые в таком  расширенном разрезе, составляют каркас постоянного развития системы хозяйствования государства. Развитие производительных сил – критериальный параметр, объединяющий цели реформ и средства их реализации.

К целям государственного регулирования  в условиях перехода Украины к  рыночным отношениям относятся также  конкретные цели, вытекающие из основной цели:

• обеспечить материально-стоимостной  сбалансированности развития и согласованной  деятельности всех отраслей и сфер экономики, направленной на достижение намеченных социально-экономических  целей;

• создать благоприятные внешние  условия для расширенного воспроизводства  производства внутри страны;

• оздоровить финансовое состояние экономики;

• стабилизировать увеличение объемов  производства;

• восстановить место Украины в  международном разделении труда;

• обеспечить социальную защиту населения;

• обеспечить рациональное природопользование и создать благоприятные условия  для жизни населения.

Важной  сферой государственного регулирования  является внешнеэкономические связи. В этой сфере следует решить определенные задачи, способствующие повышению уровня развития экономики страны: оздоровить валютные отношения; защищать экономические  интересы Украины, обеспечить сбалансированность экономики и равновесие внутреннего  рынка Украины; стимулировать прогрессивные  структурные изменения в экономике, в частности внешнеэкономические  связи субъектов внешнеэкономической  деятельности Украины, создать благоприятные  условия для привлечения экономики  Украины в систему мирового разделения труда и ее приближения к рыночным структурам развитых зарубежных стран; поощрять конкуренцию и ликвидацию монополизма во внешнеэкономической  деятельности.

Конкретные  условия, вызывающие необходимость  государственного вмешательства в  экономику, его цели определяют и  формируют содержание экономических  функций государства.

Функции государственного регулирования разнообразны. Фактически экономическая роль правительства  проявляется в таких широких  масштабах, что довольно трудно составить  исчерпывающий перечень его экономических  функций. Функции государственного регулирования экономики зависят от социально-экономического и политического уровня развития государства, компетенции органов государственного регулирования, уровня развития рыночного хозяйства, модели развития национальной экономики.

Основными функциями государственного регулирования  экономики является:

  • регулирование макроэкономических процессов и пропорций;
  • регулирование внешнеэкономического отношения;
  • разработка и регулирование научно-технической, инвестиционной и социальной политики;
  • защита внутреннего товаропроизводителя и приоритетных производств;
  • разработка и регулирование региональной политики;
  • социальная защита населения;
  • защита личности, интересов товаропроизводителя и государства;
  • удержание и обеспечение эффективной работы органов государственной власти.

В период становления рыночных отношений  к этим функциям приобщаются дополнительные:

  • формирование институтов государственного регулирования экономики; создание условий и инфраструктуры существования рынка; развитие местного самоуправления;
  • осуществление программ разгосударствления и приватизации собственности;
  • поддержка предпринимательства, стимулирование конкуренции; осуществление ценовой политики;
  • кредитно-денежное регулирование, контроль за денежным обращением.

Некоторые ученые выделяют такие функции ГРЭ (Рис. 1.1.):

1. Целевую, которая состоит в определении целей, приоритетов и основных направлений развития экономики.

2. Стимулирующую, которая предусматривает формирование таких рычагов и регуляторов, которые способные эффективно влиять на деятельность субъектов хозяйствования.

3. Регламентирующую, способную с помощью  нормативно-правовой базы определить  определенные правила деятельности  для субъектов хозяйствования, сформировать  соответствующее правовое пространство.

4. Корректирующую, которая сводится к внесению определенных изменений в ход реализации экономической политики с целью устранения отрицательных экстремалей.

5. Социальную, которая предусматривает регулирование государством социальных отношений, перераспределение доходов, социальную защиту и социальные гарантии.

6. Контролирующую, которая означает государственный надзор и контроль за выполнением и соблюдением нормативно-правовых актов, норм и стандартов.

7. Непосредственное управление нерыночным  сектором экономики. [11, С. 12]

Рис. 1.1. Функции государственного регулирования экономики

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1. Формы воздействия на экономику

 

Прежде  чем осуществлять свои важнейшие функции – регулирования социально-экономических процессов, исправление недостатков рыночного хозяйствования, осуществления перераспределения доходов – государство формирует свою экономическую политику.

Экономическая политика государства – это формирование системы социально-экономических целей развития страны, основных задач, направлений и средств их достижения.

Экономическая политика всегда должна быть гибкой, жесткой  и стабильной, создавать благоприятные  условия для развития всех хозяйственных  единиц. Экономическая политика не определяет цифровые величины развития, а лишь формирует фундаментальные  направления развития экономики, которые  следует неукоснительно соблюдать.

Стабильность  экономической политики необходима для ориентации потребителей и производителей в сложных рыночных условиях, согласование глобальных приоритетов развития общества.

Для успешной реализации экономической политики большое значение имеет разъяснительная  работа относительно целей, приоритетов, ожидаемых последствий. Важно создать  политическую атмосферу в обществе, которая способствовала бы реализации провозглашенной экономической  политики.

Экономическая политика государства реализуется  в форме антициклической (антикризисной), структурной, инвестиционной, амортизационной, научно-технической, ценовой, фискальной, внешнеэкономической, социальной, экологической, региональной политики (Рис. 2.1). [19, С. 41]

Рис. 2.1. Формы экономической политики

Осуществляя экономическую политику, следует  учитывать объективное действие экономических законов на макро- и микроэкономическом уровнях. Научное  обоснование необходимо для того, чтобы формирование экономической  политики не зависело от субъективных действий и намерений, а вытекало и подчинялось требованиям рыночных отношений, учитывало экономическую  свободу.

 

2.2 Методы государственного  регулирования экономики

 

Методы  государственного регулирования экономики (ГРЭ) представляет собой совокупность теоретических подходов, методов, принципов, инструментов, форм и средств, применяемых для разработки экономических прогнозов, концепции социально-экономического развития, государственного программирования и планирования.

Методы  ГРЭ – совокупность конкретных приемов, обеспечивающих решение поставленных целей и задач.

Общепринято методы государственного регулирования  подразделять на правовые (институциональные), административные и экономические (Рис. 2.2.); прямые  и косвенные (Рис. 2.3.). [9, С. 22]

Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры»  для фирм – производителей и потребителей.

Система законодательных норм и правил определяет формы и правила собственности, условия заключения контрактов, функционирования фирм, взаимные обязательства в области  трудовых отношений профсоюзов и  работодателей.

Правовое  регулирование составляет основу управляющего воздействия государства на экономическую  деятельность. Осуществляется на основе хозяйственного законодательства.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Классификация методов государственного регулирования в зависимости от ветвей власти

Административное  регулирование основано на силе государственной  власти и включает в себя меры: запрета, разрешения, принуждения, лицензирование, государственный заказ, квотирование, определение параметров экономической  безопасности, охраны окружающей среды. С помощью системы административных мер осуществляется государственный  контроль над ценами, доходами, учетной  ставкой, валютным курсом и социальной защитой населения, организация  управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной  собственностью. Административные методы наиболее активно используются в  охране окружающей среды, в области  поддержки населения.

Экономическое регулирование предлагает воздействия  на характер рыночных связей через  влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики  и социальные условия. С этой целью  используются: целевое финансирование, налоговая политика, бюджетная политика, амортизационная политика, инструменты денежно-кредитного регулирования и инструменты регулирования внешнеэкономических связей. [16, С. 43]




  • Принятие законодательных актов, нормативных документов, положений
  • Управление гос. собственностью, в т.ч.

– управление предприятиями гос. сектора

– организация  производства и труда

– госзаказ

– государственные  инвестиции

– государственные кредиты

– субсидии

  • Лицензирование и квотирование
  • Применение санкций
  • Охрана окружающей среды
  • Индикативное планирование
  • Регулирование налоговой системы
  • Кредитно-денежное регулирование
  • Валютные рычаги
  • Социальная политика
  • Внешнеэкономические формы воздействия
  • Антимонопольная политика, защита конкуренции

 

Рис. 2.3. Прямые и косвенные методы государственного регулирования

 

К прямому регулированию относятся  методы административного воздействия. Это управление ограниченными государственными ресурсами: распределение природных  ресурсов, инвестиционных ресурсов и  регулирование использования государственной  собственности. К прямому экономическому регулированию относятся многообразные  формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий  в виде субвенций бюджету другого  уровня (региону, муниципалитету или  юридическому лицу на безвозмездной  или возвратной основе), или прямых субсидий, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных  бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней и льготных кредитов.

Государство оказывает прямое регулирование  на экспорт путем освобождения экспортера от уплаты пошлин на ввоз отдельных  видов сырья, льготного кредитования экспорта и предоставления государственных  гарантий под внешние кредиты. Цель прямых методов регулирования – достижение приоритетов развития, защита необходимых секторов экономики и групп населения.

Объектами прямого воздействия являются казенные предприятия, государственные учреждения, другие организации, финансируемые  из государственного бюджета, НИИ, НИОКР  в государственных научно-исследовательских  центрах.

К косвенным методам экономического регулирования относятся проводимая государством политика в области  кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, кредита, амортизируемого имущества. Косвенные методы реализуются экономическими средствами.

Информация о работе Государственное регулирование экономики