Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ государственного регулирования экономики Украины на современном этапе развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики 5
1.2. Цели и функции государственного регулирования экономики 9
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Формы воздействия на экономику 14
2.2. Методы государственного регулирования экономики 16
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ 20
3.1. Иностранный опыт государственного регулирования экономики 20
3.2. Государственное регулирование в Украине: проблемы и перспективы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Объемы государственной собственности в странах с развитой экономикой по отраслям производства 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГРЭ.docx

— 125.32 Кб (Скачать файл)

К объектам косвенного регулирования  относятся физические и юридические  лица и их ресурсы; частные предприятия, предприятия со смешанной формой собственности. Таким образом, используя  экономические интересы и стимулы, государство влияет на экономическое  поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. Т.е. косвенные методы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, носят безадресный характер.

Западные  эксперты к косвенным методам  экономического регулирования относят  разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер считает, что правительство  должно создать для фирм ситуацию, которая поощряет более высокое  конкурентное развитие. Рычагами косвенного воздействия являются формирование национальных приоритетов научно-технического развития, поощрение конкуренции  и спроса на продукцию высокого качества.

Сфера применения косвенных методов регулирования  по мере развития рыночной экономики  значительно расширяется. [18, С. 101]

 

 

РАЗДЕЛ 3 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

3.1 Иностранный опыт государственного  регулирования экономики

 

Относительно  использования в Украине зарубежного  опыта социально-экономического развития существуют несколько полярные взгляды. Некоторые считают, что нашей  стране нет необходимости перенимать опыт других, поскольку мы сами способны решить свои экономические проблемы, другие – иначе.

Создавая  рыночную экономику, нужно ориентироваться  на опыт других стран, которые прошли через новые для нас формы  организации производственных отношений. При этом следует учитывать, что  хозяйства развитых стран имеют  различные сочетания функций  государства и первичных хозяйственных  субъектов. [19, С. 400]

В странах  с рыночной экономикой накоплен богатый  инструментарий применения предприятиями, организациями, всеми товаропроизводителями  рыночного механизма. Он постоянно  совершенствуется и приспосабливается  к потребностям развития экономики, условий привлечения каждой страны в международное разделение труда.

Многие экономически развитые страны мира в разные времена попадали в очень сложные ситуации. Каждая из стран искала выход из неблагоприятного экономического положения собственным путем. Однако анализ показывает, что есть и общие моменты. Прежде всего, это глубокий анализ, научный расчет, объективное и всестороннее оценивание состояния дел в экономике, социальной сфере, выявление факторов, обусловливающих экономические трудности. В результате можно определить состояние дел в производстве, степень диспропорций, оценить реальные возможности выхода из кризисной ситуации. [13, С. 310]

В социальной сфере многое зависит от дифференциации доходов населения, положения различных  его слоев, степени неудовлетворенности  жизненными благами. Наконец, нужно учитывать политическую ситуацию и уровень доверия населения мерам, которые принимаются. Опыт многих стран (например, Швеции) показывает, что первостепенное значение имеет вера населения в правильность определенных мероприятий, в реальность возможности вывода страны из кризиса. В результате можно употреблять не только меры, обеспечивающие немедленный эффект, а время непопулярных мер, которые будут продуктивными в ближайшей перспективе. Такой комплексный подход к решению подобных задач важен и для нашей страны.

Как показывает мировой опыт, программы стабилизации экономики могут реализовываться  преимущественно двумя путями – эволюционным и через так называемую шоковую терапию, т.е. за максимально короткое время.

Учитывая  необычную сложность создания эффективных  рыночных инструментов и отсутствие должного опыта, следует внимательно  изучить практику государственного регулирования в странах, которые, воспользовавшись таким механизмом, достигли позитивных сдвигов в своем  развитии. К таким странам, например, относится Франция. Особого внимания для Украины заслуживает опыт государственного регулирования экономики этой страны, которая по территории, численности населения, менталитетом граждан, государственным устройством наиболее подобна нашей стране. Механизм государственного регулирования экономики во Франции имеет свою историю и отличается многообразием экономических и финансовых инструментов. Сейчас особенно важную роль играют стратегическое планирование, поощрение конкуренции, управления ценами, контроль за оплатой труда, налогообложения предприятий и фирм.

Система планирования во Франции – своеобразный продукт рыночной экономики. Вместе с национальным рынком она прошла определенную этапность. Так, послевоенный период характеризовался достаточно сильным вмешательством в экономику органов управления. Необходимость быстрого восстановления производительных сил и наличие огромного государственного сектора обусловили принятие директивных, обязательных планов для предприятий. Так, первый план, принятый во Франции в 1945 г., определил объемы производства стали, электроэнергии, установил цены на изделия и систему контроля за ними, обменный курс франка и др.

В конце 60-х годов, когда значительно расширился частный сектор, был осуществлен  переход к индикативному планированию, что позволило на демократических началах координировать позиции государства и частного бизнеса.

Индикативный  план не имеет директивного значения, хотя и принимается Национальной ассамблеей (парламентом). Он охватывает ограниченное число обязательных задач  и имеет более направленный, рекомендательный характер, по сути, является сводом предложений различных государственных институтов и неправительственных организаций.

Наряду  с широким использованием в планировании механизма мотивации труда производителей государство выступает также  непосредственным заказчиком продукции, работ и услуг. Опыт Франции отчетливо  показал, что рынок – какими бы ни были его достижения – не решает многих проблем, прежде всего тех, которые обусловлены общими потребностями и имеют большое значение для будущего страны. Так, рынок не решает проблем социальной защиты населения, не обеспечивает проведение фундаментальных, приоритетных научных исследований, принимает крайне ограниченное участие в создании инфраструктуры и развития общественного транспорта.

Эти и  другие проблемы призвано решать государство, используя механизм выдачи производителям специальных государственных заказов, которые имеют для предприятий и фирм приоритетный характер, поскольку в условиях жесткой конкуренции на рынке обеспечивают постоянство капиталовложений. Возможно также прямое стимулирование заказов через льготное ценообразование, налогообложение и кредитование.  [14, С. 44]

Все более  тесное сближение национальных рынков стран с развитыми рыночными  отношениями обусловило необходимость  перехода от индикативного планирования к стратегическому. Его суть заключается в выборе основных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых должно играть государство. С помощью стратегического планирования определяют пути, которыми предстоит идти обществу, решают, на каких рынках лучше действовать, какой технологии овладевать в первую очередь, каким образом обеспечивать социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Во Франции  стратегические планы (а также текущие  прогнозы) формирует генеральный  комиссариат по планированию, который  подчиняется непосредственно премьер-министру. Его работа предполагает глубокий многоаспектный анализ хозяйственных процессов как в стране, так и за ее пределами. Для этого комиссариат получает необходимую информацию от всех отечественных предприятий и организаций.

Частные предприятия не обязаны предоставлять  какие-либо сведения органам управления, кроме тех, которые содержатся в декларациях о доходах: товарооборот, инвестиции и финансовые результаты. Однако те, которые заинтересованы в получении государственных заказов и связанных с ними финансовых и кредитных льгот, направляют комиссариата так называемые сообщения о намерениях с прогнозными данными относительно будущего развития производства (при этом комиссариат должен придерживаться коммерческой тайны). Для государственных предприятий нет никаких ограничений по получению статистических данных. [7, С. 103]

Сейчас  Франция является одной из ведущих  стран Западной Европы. По размерам территории (551 тыс. км2) и населения (57 млн. ​​человек) она принадлежит к числу крупнейших стран Европы. По уровню экономического развития занимает одно из ведущих мест, однако уступает ФРГ, Норвегии, Швейцарии. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

ФРГ – классическая страна с социальным рыночным хозяйством, где государственным механизмом регулирования охвачено сейчас почти половину создаваемой валовой стоимости и более половины занятых в народном хозяйстве. Статистика ФРГ учитывает только те сферы экономики, где уровень государственного регулирования высокий, и оставляет без внимания отрасли с низким уровнем государственного вмешательства и отрасли регулируются опосредованно.

Глобальная  цель государственного регулирования  конкретизируется в таких специальных  задачах:

• содействие организации рынка и рыночно-конкурентных отношений; решения экономических и экономико-организационных вопросов, выдвигаемых отдельными влиятельными группами экономических субъектов;

• достижение экономических, политических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного  порядка в стране;

• корректировка  распределения ресурсов с целью  влияния на хозяйственную структуру  и структуру национального продукта.

Сегодня ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. По уровню жизни страна занимает 10 место в мире, согласно индексу развития человеческого потенциала.

  • Доля Германии в мировом ВВП — 3,968 %
  • Доля Германии в ВВП стран Евросоюза — почти 30 %
  • ВВП на душу населения — примерно 35 тыс.долларов
  • Дефицит государственного бюджета на 2010 год — 1,7 %
  • Государственные расходы в Германии составляют до 50 % ВВП страны.
  • На предприятия малого и среднего бизнеса в Германии приходится примерно 70 % рабочих мест и 57 % произведенного ВВП.
  • В общем ВВП на промышленность приходится — 38 %, на сельское хозяйство — 2 %, на сферу услуг — 60 %.

Разные  задачи требуют определенной формы  государственного вмешательства: прямого  административного, с одной стороны, и чисто экономического влияния  – с другой. Учитывая это в системе государственного регулирования можно выделить два уровня: рыночно-организационный и финансовый.

Рыночно-организационное регулирование является внешним отраслевым вмешательством в промышленность и свободу договоров, осуществляется по причине отказа отдельных отраслей от общих принципов рыночного порядка. Практика ФРГ показывает, что рыночно-организационное регулирования является также формой экономической макрополитики. Как носитель политики экономического порядка государство контролирует рыночное поведение всех экономических субъектов. [19, С. 414]

Интересным  объектом исследования является также  Япония. Побеждена в 1945 г., она прошла через насильственные преобразования оккупационной армии, восстановление экономики, создание конкурентной рыночной среды и стала одной из передовых  стран мира.

Особенность системы управления японской экономикой по сравнению с США и европейскими рыночными странами заключается  в более активном вмешательстве государства в процессы экономического развития страны, создании четкого взаимодействия государственных органов и частного сектора экономики, быстром и полном учете интересов потребителя. Именно этим, прежде всего, объясняется "привязанность" Японии в послевоенные годы в один из важнейших принципов управления экономикой – концентрации сил и ресурсов на приоритетных направлениях. Особенно высок уровень государственного влияния на развитие финансово-кредитной системы.

В экономике  Японии есть несколько достойных  положений, которые могли бы заинтересовать Украину. Формы финансово-кредитного влияния в Японии рассматриваются  не как денежное обеспечение заранее  определенных плановых затрат, а по сути составляют содержание своеобразного  государственного планирования и прогнозирования. Японские экономисты постоянно подчеркивают: нужно поэтапно устранять прямое государственное вмешательство, тогда как регулирование в определенной степени является обязательным. Инструментом регулирования должно быть не прямое планирование или другие формы подобного вмешательства, а использование государственных финансов и кредита путем введения соответствующей бюджетной и кредитной политики.

Интересен опыт ликвидации государственной собственности  и превращение ее в государственные  акционерные компании. Общая схема  действий при этом ориентировочна: с целью оценки имущества и задолженности создается ликвидационная комиссия из представителей органов государства, которая определяет излишки основных фондов, материальных запасов, принимает меры по их реализации на рынке, чтобы покрыть задолженность; остаточные фонды она оценивает по остаточной стоимости. Рабочих увольняют, однако в ликвидационную комиссию возлагается ответственность за их трудоустройство. Она выпускает также акции. Остаточная задолженность покрывается за счет ликвидации избыточных ценностей. Впоследствии акции компаний реализуются по рыночной стоимости.

На современном  этапе, в условиях длительного замедления темпов развития, основными направлениями  экономической политики Японии является стабилизация экономики, перераспределение  дохода, предоставления общественных товаров и корректировки ошибок рынка. С целью стабилизации экономики государство создает планы и прогнозы, ежемесячно для контроля правительство готовит экономические доклады, на основании которых Агентство экономического планирования принимает решение относительно дальнейших действий.

Информация о работе Государственное регулирование экономики