Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ государственного регулирования экономики Украины на современном этапе развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики 5
1.2. Цели и функции государственного регулирования экономики 9
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Формы воздействия на экономику 14
2.2. Методы государственного регулирования экономики 16
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ 20
3.1. Иностранный опыт государственного регулирования экономики 20
3.2. Государственное регулирование в Украине: проблемы и перспективы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Объемы государственной собственности в странах с развитой экономикой по отраслям производства 38
Особенность японской экономики заключается в существовании развитой системы "кейрецу". Для этих финансово-промышленных групп поддержание постоянных контактов означает больше, чем получение прибыли. Кроме того, каждая "кейрецу" сосредоточивается на производстве в выбранной области, не конкурируя с другими группами. Частные предприятия в структуре экономики удачно сочетаются с государственными. Последние находятся под контролем соответствующего министерства, которое контролирует их бюджет и назначает руководство. Степень контроля зависит от характера деятельности предприятия. Предприятия еще могут иметь смешанную форму собственности. Государственные предприятия действуют на принципах самоокупаемости, однако большинство из них имеет акционерный фонд, свободный от дивидендов, от правительства, а некоторые получают прямые субсидии.
Опыт
Японии показывает, что в условиях
восстановления экономики и формирования
рыночной среды большое значение
приобретает промышленная политика
по развитию выбранных приоритетных
отраслей. Поиск таких отраслей должно
происходить на основе всестороннего
изучения возможностей и потребностей
экономики. Эффективным является принцип
сочетания самоокупаемости и
явной самостоятельности
Одним из
основных уроков, которые Украина
может извлечь из опыта Японии,
является необходимость разработки
и внедрения жесткой и
Центральный вопрос дискуссии в странах со смешанной экономикой – оптимальный объем государственного сектора. Сторонники идеи его сокращения, скептически оценивая способность правительств решать социальные и экономические проблемы через ряд неудач, требуют ограничить количество государственных чиновников, поскольку считают, что раздутый государственный аппарат подрывает экономические и политические свободы. Дж. Стиглиц констатирует, что масштабы деятельности правительства сегодня значительно больше, чем полвека назад, и приводит данные, которые демонстрируют долю государственной собственности в отраслях производства развитых стран в 2001 г. (приложение А).
Можно отметить, что к 2012 году существенных изменений в приведенной структуре собственности не произошло, поэтому представлена таблица является очень показательной для понимания подходов ряда стран в определении роли и места государственной собственности в экономике современного общества.
Дебаты ведутся также вокруг вопросов о роли государства в производстве, способность частных фирм обеспечивать людей теми услугами, которые сейчас предоставляет государство.
Самым распространенным аргументом в пользу государственного контроля за производством товаров индивидуального потребления является то, что частные фирмы стремятся максимизировать доходы собственников, а не богатство нации.
Страны
с развитой экономикой накопили значительный
опыт практического решения проблемы
эффективности государственного предпринимательства.
Общей тенденцией стало усиление
предпринимательской
Итак, для Украины функционирование государственного механизма регулирования является необходимым условием перехода к рыночной системе ведения хозяйства. Возможно, в Украине масштабы государственного регулирования могут быть гораздо шире, чем в традиционно рыночных странах. Однако это не означает, что можно отбросить зарубежный опыт. Напротив, его нужно всесторонне изучать и одновременно делать определенные выводы. [19, С. 426]
3.2 Государственное регулирование
в Украине: проблемы и
Переход
Украины от централизованно управляемого
хозяйства к рыночной экономике
коренным образом изменяют задачи,
стоящие перед государством в
экономической сфере. Изменение
прежнего апогея, привело к тому,
что в Украине процесс
Позиция невмешательства государства в экономику привела Украину к жесточайшему кризису: развалу промышленности, резкому и продолжительному спаду промышленного производства, снижению объемов выпуска сельскохозяйственной продукции, роста внутреннего и внешнего долга, гиперинфляции и последующей нестабильности национальной валюты, кризису неплатежей, невыплате заработной платы и пенсий, коррупции во всех эшелонах власти, значительному теневому обороту капитала, росту преступности, в том числе организованной, росту безработицы, потере нравственных ценностей в обществе – наркомании, проституции и т.д.
Следует отметить, что системе, целиком основанной на невмешательстве государства, не существовало и в XIX веке и до него. В ХХ в. важнейшей составляющей успеха стран с развитой рыночной экономикой, развивающихся появилась регулирующая роль государства. [6, С. 503]
Первый этап (1992 – середина 1994 г.г.) развития экономики Украины, когда власть оставалась в руках номенклатуры, а началом экономических реформ явилось прохождение российской либерализации цен, проявились отказ от научного обоснования рыночных преобразований, непонимание фундаментальных функций общественного разделения труда, сложности реформирования государственной собственности, замедление формирования переходной экономики и отсутствие ее государственного регулирования. Но этот этап, как уже было отмечено, привел Украину к затяжному экономическому кризису, многократному снижению жизненного уровня населения.
Со второй
половины 1994 г. переходная экономика
Украины начала приобретать реальные
очертания. В основу социально-экономических
преобразований был положен научный
подход, изучение общественных тенденций
развития переходной экономики и
объективных форм их реализации в
СНГ, России, Украины, научная разработка
стратегии и тактики внутренней
и внешнеэкономической политики
страны в целях ускорения
Выполнение
экономических функций
Эффективность государственного регулирования экономики в первую очередь связана с проблемой правовой основы функционирования экономики, так как законодательная база в Украине недостаточно разработана. Многие принятые законы не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Законотворческий процесс тормозится как малоэффективной работой Верховной Рады, ее крайней политизацией, противостоянием Президенту и Правительству, так и низким качеством вносимых в Верховную Раду законопроектов.
Недостаточные проработки законов сдерживает процесс реформирования экономики, развитие предпринимательства, инвестиционный процесс, привлечение зарубежного капитала в экономику Украины. Поэтому разработка и принятие экономических законов остается острейшей проблемой государственного регулирования.
В условиях перехода к рынку важную роль в экономике Украины играет антимонопольное законодательство и государственное регулирование, добывающих отраслей топливно-энергетического комплекса, электросвязи, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других естественных монополий, в частности, сдерживание цен на их сырье, продукцию и услуги.
Требует всестороннего государственного регулирования проблема передела собственности, учитывая криминальный характер реализации и разгосударствления государственной собственности, становление частной собственности и негосударственных форм присвоения, социально-политическую атмосферу в обществе.
Необходима
также реорганизация
Основные рычаги государственного регулирования – налогообложение, бюджет, кредитно-денежная политика в Украине малоэффективны и действуют отрицательно на экономику страны.
Налоговое давление ведет к отмыванию оборотных средств предприятий, свертыванию производства и предпринимательской деятельности, банкротства предприятий, росту "теневого" бизнеса и т.д.
Дефицитный бюджет – это недофинансирование в первую очередь социальной среды – здравоохранения, культуры, невыплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, отсутствие ресурсов для финансирования программ государственного уровня и т.д.
Жесткая монетарная политика, проводимая государством и Национальным Банком Украины, направленная на ограничение прироста денежной массы и стабилизацию национальной валюты, с другой стороны поддерживает на высоком уровне ставки центрального и банковского кредитов, что делает неэффективные долгосрочные кредиты и инвестиции и тормозит экономическое развитие.
Поэтому актуальным для Украины является решение проблем адекватного налогообложения, наполнение бюджета, эффективной кредитно-денежной политики. [12]
Несовершенство правовых актов, неблагоприятный инвестиционный климат, дефицит ресурсов делает перераспределение доходов острейшей проблемой государственного регулирования экономики Украины.
Одним из
основных инструментов реализации долгосрочной
и краткосрочной экономической
политики государства является экономическое
прогнозирование и
Составной
частью системы прогнозирования
и планирования должно стать бюджетное
планирование, которое будет определять
общие централизованные финансовые
ресурсы, источники их формирования
и способы применения экономических
рычагов, а также быть главной
базой для формирования государственного
бюджета, осуществления денежно-
В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям и огромных значений приобретает проблема формирования и реализации программ государственного уровня. Общее количество таких программ в Украине сейчас около 70, однако, для их выполнения не создан действенный механизм финансирования и экономического стимулирования, отсутствуют денежные средства для их реализации, система льгот и т.д. Реализация программ государственного уровня должна способствовать преодолению экономического кризиса в Украине и техническом перевооружении производства на основе новейших достижений науки и техники.
Вообще украинская денежно-финансовая система практически является антирыночной.
Уровень фонда зарплаты в составе ВВП составляет в Украине 10%, тогда как в развитых странах – 50-70%. За чертой бедности находятся сейчас 80% граждан страны. Бурными темпами растет безработица – официальная и особенно, скрытая. Но по сравнению с предыдущими годами наблюдается определенное улучшение ситуации. Также устанавливаются приоритетные направления деятельности, прогнозируется уменьшение скрытой безработицы, что станет причиной роста количества зарегистрированных безработных. В то же время стабильный рост приведет в целом к сокращению численности безработных.
А в заключении следует отметить, что взяв экономический курс на рыночные отношения, Украина, как и другие постсоциалистические страны со сложившейся централизованной экономической системой, пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью частного интереса, без которого не может быть рынка. Государственное регулирование экономики должно стать, действенным фактором экономических реформ, направленных на переход к рыночной экономике. Повышенной эффективности экономики должно достигаться путем увеличения инвестиций. [3, С. 27]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование государственного регулирования в экономике, проведенное в курсовой работе, позволило сделать следующие выводы:
1. Государственное регулирование представляет собой форму целенаправленного воздействия государства на экономику для обеспечения и поддержания ее функционирования в заданном режиме, изменения и развития экономических отношений и взаимосвязей.
Вмешательство
государства в экономику
2. Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к внешним условиям, которые изменяются. Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.