Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в современной экономике.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия государственного долга и бюджетного дефицита;
2) Выделить факторы влияния госдолга и бюджетного дефицита на экономику, а также инструменты их регулирования;
3) Выполнить сравнительный анализ состояния госдолга различных стран мира;
4) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Автосохраненный) (2).docx

— 633.32 Кб (Скачать файл)

Другие исследователи  показывают, что государственный  долг осуществляет значительное влияние не только на экономику страны, изменение рыночной конъюнктуры, фискальную и монетарную политики государства, но и на ее политическую и экономическую независимость. Поэтому макроэкономические эффекты государственного долга являются качественными оценками результатов проявления экономических процессов и явлений, созданных государственным долгом, из-за чего их можно рассматривать как объекты статистического анализа и оценки.

Основными эффектами государственного долга, является увеличение совокупного  спроса и ВВП в краткосрочном периоде и уменьшение уровня сбережений, инвестиций и национального богатства в долгосрочном периоде.

 Таким образом, государственный  долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста8.

 Взаимосвязь внутреннего  и внешнего долга

Элиминирование эффекта  вытеснения оказывается тем более  существенным, чем выше международная  мобильность капитала и активнее его приток в данную страну под  влиянием превышения внутренних рыночных ставок процента над их среднемировым  уровнем.

 При долговом финансировании  бюджетного дефицита ставки процента  поднимаются особенно значительно  в том случае, когда стимулирующая  фискальная политика сопровождается ограничением предложения денег в целях снижения уровня инфляции. Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает спрос на деньги, а Центральный Банк ограничивает их предложение. Это сочетание мер экономической политики стимулирует быстрый рост процентных ставок. Повышение процентных ставок на внутреннем рынке увеличивает зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны, что вызывает приток капитала и увеличение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга требует передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.

 Возросший зарубежный  спрос на отечественные ценные  бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты повышается, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику: в экспортных и в конкурирующих с импортом отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет эффекта вытеснения, но и за счет отрицательного эффекта чистого экспорта, ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению процентных ставок на внутреннем рынке. В итоге масштабы эффекта вытеснения относительно сокращаются. Дефицит счета текущих операций, связанный с неблагоприятным торговым балансом, финансируется за счет чистого притока капитала, который может принимать следующие формы:

1. Международные займы.  Займы у иностранных правительств, у МВФ, у Всемирного Банка  или у коммерческих банков  за рубежом увеличивают размеры  внешнего долга.

2. Продажа активов иностранным  инвесторам. Выручка от продажи  долгосрочных активов используется для финансирования дефицита платежного баланса по текущим операциям.

3. Прямые инвестиции, предполагающие  ввоз в страну иностранной  валюты в целях организации  новых предприятий по производству  продукции. Эта валюта может  быть использована для покрытия дефицита текущего счета.

4. Использование резервов. Страна может расходовать часть  своих официальных резервов иностранной валюты для урегулирования платежного баланса.

 В случае осуществления  любой из этих мер, чистые  зарубежные активы страны снижаются. Угроза сочетания кризиса платежного баланса и кризиса внешней задолженности возникает в том случае, когда правительство увеличивает долг за счет зарубежных займов, размеры которых значительно превосходят дефицит счета текущих операций. Если эти заемные средства используются не на инвестиции в национальную экономику, а на покупки известного количества иностранных активов в других странах (земельных участков и т.д.), то ресурсы иностранных займов оказываются использованными на финансирование оттока частного капитала из страны, принимающего в этом случае форму так называемого "бегства" капитала.

 Такая макроэкономическая  политика и сопровождающее ее  «бегство» капитала послужили одной из причин мирового кризиса внешней задолженности, начавшегося в 1982 г., когда десятки стран-должников заявили, что они не в состоянии расплачиваться по своим долговым обязательствам. Широкомасштабным явлением стала реструктуризация долга, при которой условия его обслуживания (процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются. Реструктуризация имеет место тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении зама. В частности, Россия, принявшая на себя задолженность бывшего СССР, прибегла к реструктуризации своего долга согласно договоренности с официальными кредиторами (членами Парижского клуба).

 

1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга

 

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

 а) увеличение государственных  расходов в военное время или  в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

 б) циклические спады  и "встроенные стабилизаторы"  экономики;

 в) сокращение налогов  в целях стимулирования экономики  (без соответствующей корректировки госрасходов).

 г) усиление влияния  политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

 д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

1) увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

2) увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Одним из факторов экономического роста является соотношение долг/ВВП.

 Динамика этого соотношения  зависит от следующих факторов:

1) величины реальной ставки  процента, которая определяет размер  процентных выплат по долгу;

2) темпов роста реального  ВВП;

3) величины первичного  дефицита госбюджета.

Механизм самовоспроизводства государственного долга:

BD первичный ↑  => госзаймы  ↑  => госдолг↑  =>  N↑ =>  BD общий↑ => новые госзаймы↑  => долг↑  =>  и тд

 Если реальная ставка  процента превышает темп роста  реального ВВП, то увеличение  государственного долга становится  не управляемым: весь прирост  реального ВВП уходит на выплату  процентов по обслуживанию долга  и возрастает соотношение долг/ВВП  , характеризующее бремя долга.

 Для снижения соотношения  долг/ВВП  необходимы два условия:

1) реальная ставка процента  должна быть ниже, чем темп  роста реального ВВП;

2) увеличение доли первичного  бюджетного излишка в ВВП должно  быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бремени.

Увеличение налогов является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму, не меньшую, чем N.

 Это означает, что соотношение  N/ВВП является нижней границей  ставки подоходного налога.

Увеличение налогов как  условие обслуживания растущего  долга может привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и  к инвестированию. Поэтому существование  большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.

 Для того чтобы избежать  этих ограничений и не увеличивать  налоги, правительство может рефинансировать  долг, то есть выпустить новый  государственный заем и использовать  выручку от его размещения  для выплаты процентов по "старым" долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задолженности практически отсутствует.

Причинами кризиса внешней  задолженности являются:

1. Ухудшение конъюнктуры  мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных  ставок процента, замедлением темпов  экономического роста и снижением  цен на товары. Увеличение реальных  процентных ставок привело к  увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВВП в странах-потребителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.

2. Неудовлетворительное  управление экономикой в странах-должниках.  Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко растущего импорта или «бегства» капитала из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, так как внешние займы используются не по назначению (не на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование "нежизнеспособных" проектов и на спекулятивные операции).

3. Ошибочная макроэкономическая  политика финансировалась избыточными  кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на быстрорастущие масштабы долга.

 В итоге активизации  международного кредита к 1985 году  общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников.

 Более общей причиной  периодического повторения кризиса  внешней задолженности, которая  непосредственно не связана с  мировой конъюнктурой 80-х годов,  является наличие сильных стимулов  к отказу от платежей по долгу суверенными странами - должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране - должнику а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга. Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога, или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.

 Международный Валютный  Фонд и Мировой Банк оказывают  консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.

Механизмы сокращения внешней  задолженности:

1. Выкуп долга - предоставление  стране-должнику возможности выкупить  свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.

2. Обмен долга на акционерный  капитал (своп) - предоставление иностранным  банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

3. Замена существующих  долговых обязательств новыми  обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

 Беднейшим странам-должникам  предоставляется выбор одного  из вариантов помощи со стороны  официальных кредиторов (членов  Парижского клуба):

1) частичное аннулирование  долга;

2) дальнейшее продление  сроков долговых обязательств;

3) снижение ставок процента  по обслуживанию долга.

 Эффективное управление  государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

 Приток капитала на  фоне увеличения внешнего долга  способствует элиминированию эффекта  вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает  налоговую реформу стимулирующего  типа, нацеленную на снижение  ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.

Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике