Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в современной экономике.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия государственного долга и бюджетного дефицита;
2) Выделить факторы влияния госдолга и бюджетного дефицита на экономику, а также инструменты их регулирования;
3) Выполнить сравнительный анализ состояния госдолга различных стран мира;
4) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.
Другие исследователи показывают, что государственный долг осуществляет значительное влияние не только на экономику страны, изменение рыночной конъюнктуры, фискальную и монетарную политики государства, но и на ее политическую и экономическую независимость. Поэтому макроэкономические эффекты государственного долга являются качественными оценками результатов проявления экономических процессов и явлений, созданных государственным долгом, из-за чего их можно рассматривать как объекты статистического анализа и оценки.
Основными эффектами государственного долга, является увеличение совокупного спроса и ВВП в краткосрочном периоде и уменьшение уровня сбережений, инвестиций и национального богатства в долгосрочном периоде.
Таким образом,
Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга
Элиминирование эффекта вытеснения оказывается тем более существенным, чем выше международная мобильность капитала и активнее его приток в данную страну под влиянием превышения внутренних рыночных ставок процента над их среднемировым уровнем.
При долговом финансировании
бюджетного дефицита ставки
Возросший зарубежный
спрос на отечественные ценные
бумаги сопровождается
1. Международные займы.
Займы у иностранных
2. Продажа активов иностранным инвесторам. Выручка от продажи долгосрочных активов используется для финансирования дефицита платежного баланса по текущим операциям.
3. Прямые инвестиции, предполагающие
ввоз в страну иностранной
валюты в целях организации
новых предприятий по
4. Использование резервов.
Страна может расходовать
В случае осуществления
любой из этих мер, чистые
зарубежные активы страны
Такая макроэкономическая политика и сопровождающее ее «бегство» капитала послужили одной из причин мирового кризиса внешней задолженности, начавшегося в 1982 г., когда десятки стран-должников заявили, что они не в состоянии расплачиваться по своим долговым обязательствам. Широкомасштабным явлением стала реструктуризация долга, при которой условия его обслуживания (процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются. Реструктуризация имеет место тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении зама. В частности, Россия, принявшая на себя задолженность бывшего СССР, прибегла к реструктуризации своего долга согласно договоренности с официальными кредиторами (членами Парижского клуба).
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга
Основными причинами устойчивых
бюджетных дефицитов и
а) увеличение
б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;
в) сокращение налогов
в целях стимулирования
г) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;
д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:
1) увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);
2) увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
Одним из факторов экономического роста является соотношение долг/ВВП.
Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:
1) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
2) темпов роста реального ВВП;
3) величины первичного дефицита госбюджета.
Механизм самовоспроизводства государственного долга:
BD первичный ↑ => госзаймы ↑ => госдолг↑ => N↑ => BD общий↑ => новые госзаймы↑ => долг↑ => и тд
Если реальная ставка
процента превышает темп роста
реального ВВП, то увеличение
государственного долга
Для снижения соотношения
долг/ВВП необходимы два
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВВП;
2) увеличение доли первичного
бюджетного излишка в ВВП
Увеличение налогов является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму, не меньшую, чем N.
Это означает, что соотношение
N/ВВП является нижней
Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.
Для того чтобы избежать
этих ограничений и не
Причинами кризиса внешней задолженности являются:
1. Ухудшение конъюнктуры
мирового хозяйства в 80-е
2. Неудовлетворительное
управление экономикой в
3. Ошибочная макроэкономическая
политика финансировалась
В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников.
Более общей причиной
периодического повторения
Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.
Механизмы сокращения внешней задолженности:
1. Выкуп долга - предоставление
стране-должнику возможности
2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.
3. Замена существующих
долговых обязательств новыми
обязательствами (в
Беднейшим странам-должникам
предоставляется выбор одного
из вариантов помощи со
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.
Эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.
Приток капитала на
фоне увеличения внешнего
Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике