Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в современной экономике.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия государственного долга и бюджетного дефицита;
2) Выделить факторы влияния госдолга и бюджетного дефицита на экономику, а также инструменты их регулирования;
3) Выполнить сравнительный анализ состояния госдолга различных стран мира;
4) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Автосохраненный) (2).docx

— 633.32 Кб (Скачать файл)

    Министерство  финансов РФ ежемесячно опубликовывает  сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце.

Основные направления  государственно-долговой политики РФ на 2012-2014гг

В начале июля правительство  согласовало основные параметры  бюджета на 2012 год (см. Табл. 6). При цене на нефть $93/барр, ожидается, что доходы бюджета достигнут 18.5% ВВП, расходы прогнозируются на уровне 21.2% ВВП, а дефицит вырастет до 1.6 трлн руб или 2.7% ВВП, говорится в комментарии аналитиков Альфа-банка. 20Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы.

Таблица 6 - Основные макроэкономические показатели в 2012-2014 гг.

Показатель 

2012

2013

2014

ВВП (млрд. руб.)

57 532,00

63 436,00

70409,00

Темпы роста ВВП к пред. году (%)

3,5

4,2

4,6

Цена на нефть (долл./барр.)

93

95

97

Инфляция (%)

6

5,5

5

Курс руб./долл. США 

27,9

27,9

28


 

 Вместе с тем, опережающий  рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно.

В этой связи развитие национального  долгового рынка рассматривается  в качестве абсолютного приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период. Ключевыми задачами на этом направлении являются совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности, расширение инвесторской базы, создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов.

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Фактический объем государственных  заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение безусловной платежеспособности.21

По данным ЦБ, внешний  долг РФ на 1 июля 2011 года составлял $538,6 млрд, что предполагает рост на 10,2%. Это выше предварительной оценки, а кроме того, судя по опубликованной статистике, увеличиваются и темпы роста внешнего долга. Если в первом квартале 2011 года внешний долг увеличился на $20,7 млрд, то во втором он вырос уже на $29 млрд. Такие стремительные темпы не могут не вызывать беспокойства, говорится в комментарии Антона Сафонова, аналитика «Инвесткафе». Если подобная динамика сохранится, то к концу 2012 года внешний долг может превысить $610 млрд, что предполагает рост показателя на 30% всего за два года. Судя по статистике ЦБ, сейчас внешний долг растет не только за счет банковского сегмента, но и других секторов, в том числе вследствие наращивания долговых обязательств перед прямыми инвесторами. Такая ситуация может быть связана с ухудшением общей экономической ситуации, и вполне возможно, что она сохранится, поэтому достижение внешним долгом уровня более $610 млрд реален.

Если же посмотреть на динамику государственного внутреннего долга (Рис. 4), то здесь ситуация складывается еще хуже. Дело в том, что рост госдолга, который необходим для финансирования дефицита бюджета, будет происходить в основном за счет внутреннего долга. При этом госдолг может вырасти до 17% ВВП уже к 2013 году. В лучшем случае этот уровень будет достигнут ближе к 2014 году. При этом по итогам прошлого года госдолг находился на уровне 9% ВВП. Если вспомнить параметры бюджета, то становится очевидно, что не позднее чем через два года уровень госдолга составит не менее 11 трлн руб. при объеме ВВП в 64,803 трлн руб. Всего за 9 месяцев 2011 года внутренний госдолг достиг 3,697 трлн руб., что предполагает рост более чем на 25%. В то же время, по данным Минфина, государственный внешний долг за 9 месяцев текущего года снизился на 7,9%. Сейчас госдолг находится на уровне 4,834 трлн руб. Таким образом, не пройдет и двух лет, как уровень госдолга может вырасти более чем на 6 трлн руб.22

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг. будет  осуществляться в соответствии со следующими целями:

  1. обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
  2. поддержание высокого уровня кредитных рейтингов Россиииинвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;
  3. дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
  4. обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;
  5. поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора, в том числе ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).

Рисунок 4 - Динамика объема государственного долга Российской федерации

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проделанная работа позволяет  сделать вывод о том, что современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Все поставленные задачи курсовой работы  изучены и выполнены, цель исследования  ясна и  выявлена.

1) Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Государственный долг –  общий размер задолженности правительства  перед владельцами государственных ценных бумаг, равный сумм прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

2) Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста23.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие в зависимости от экономического цикла. Прежде чем делать выводы относительно характера влияния государственного долга на экономическое развитие, следует осуществить соответствующие просчеты и анализ. Должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия государственных заимствований на макроэкономическое развитие. Государство может регулировать состояние бюджетного дефицита и государственного долга при помощи различных инструментов государственно-долговой политики: повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита.

3) Можно сделать вывод о том, что во многих странах мира вопрос о государственном долге стоит очень остро. В работе приведены сравнительные таблицы показателей государственного долга в различных странах. По абсолютной величине госдолг США уже много лет является одним из крупнейших в мире. Максимальное отношение госдолга к ВВП в США было зафиксировано в 1946 г. на уровне 121 % ВВП. Он вырос с 33 % ВВП в 1980 г. до 56% ВВП в 1990 г. и превысил 70 % ВВП в 2008 г. По оценкам МВФ, отношение госдолга США к ВВП в 2011 году составит 94%.24

Зона евро в 2011 г. переживает второй этап острейшего долгового кризиса  таких стран, как Португалия, Ирландия, Греция, Испания, вынужденных значительно  ограничивать расходы и урезать стимулы поддержки экономики. Ареал финансовой нестабильности в Еврозоне расширяется – возникли трудности рефинансирования госдолга Италии. Итальянская экономика в шесть раз больше греческой. Для сравнения, госдолг Греции сейчас составляет около 350 млрд евро, - 152% ВВП, Италии – 1,6 трлн евро – 120% ВВП. Одновременно возрастает нагрузка на финансовую систему Германии – страны основного держателя долговых обязательств Греции и других  европейских стран-должников.25

4) Можно говорить, что на данный момент ситуация с государственным долгом и бюджетным дефицитом в нашей стране стабильная. У нас немного, по сравнению с другими странами, долгов, бюджет в профиците. Однако есть опасения, связанные с тем, что государственно-долговая политика на 2012-2014 гг. будет направлена на увеличение внешнего долга страны, а бюджет спланирован таким образом, что сильно зависит от цен на нефть, и в случае их падения ниже запланированного уровня Россия столкнется с ростом дефицита бюджета. Приведу мнения экспертов.

«Россия имеет сравнительно низкий объем долгов — как у государства, так и у бизнеса и населения. За посткризисный период банки существенно улучшили валютную позицию и качество своих активов. Сохраняются значительные государственные золотовалютные резервы и высокий профицит текущего счета»,26 - Министр экономики Эльвира Набиуллина.

 «Состояние государственного долга России и бюджетная политика на ближайшие годы внушает экспертам опасения, так как государственный долг будет существенно расти.  В относительном выражении он вырастет с 9,3% по итогам 2010 года до 17% в 2014 году. В абсолютном же выражении госдолг будет увеличен в 2,6 раза. В результате к 2014 году обслуживание долга будет составлять в общих бюджетных расходах 4,5%, тогда как сейчас этот показатель находится на уровне 3,2%. При этом основной доход страна будет получать от продажи нефти и газа. Риски существуют достаточно серьезные. Во-первых, цены на нефть могут упасть значительно, тем более в таком длительном периоде. При этом прогноз Минфина достаточно консервативен и подразумевает цену в $97 за баррель в 2014 году. Скорее всего, нефть будет котироваться выше, и тогда необходимость в заимствованиях соответственно снизится. Но все же экономика страны очень сильно зависит от цен на нефть и нефтепродукы, поэтому удешевление их на $10 снизит доходы бюджета на 500 млрд руб., что приведет к росту дефицита примерно на 1% ВВП» - полагает аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов.27

В заключение хотелось бы заметить, что по поводу ближайшего будущего мировой экономики, единого мнения экспертов нет. Кто- то считает, что для США и Европы есть пути выхода из кризиса, кто-то, что банкротство Штатов и развал Евросоюза неизбежны. Нужно заметить, что большинство экспертов склоняются все же к тому, что экономика США стабилизируется, несмотря на неуклонный рост госдолга и снижение кредитного рейтинга. Но кризис в Еврозоне, по видимому, неизбежен. А это повлечет проблемы для России.

Напоследок приведу мнение Гендиректора NAI Becar (NAI Becar – российское подразделение NAI Global, лидера мирового рынка коммерческой недвижимости) Д. Годшо: « Государственные долги продолжают неуклонно расти. В еврозоне нарастает напряженность – к проблемам в Греции добавился растущий бюджетный дефицит Италии, Испании, Португалии.  Если осенью текущего года произойдет серьезная девальвация евро, цена активов в евро, выраженная в рублевом эквиваленте, может упасть в два-три раза. По мнению эксперта, отечественные инвесторы ожидают снижения курса рубля и к евро, и к доллару. Сейчас экономика США остается сильной, а в перспективе покажет рост, считают аналитики. Но экономики Греции, Кипра, Испании и Ирландии вызывают опасения. Если Европа не погасит свои долги, то очередная волна мирового кризиса неизбежна», - высказывает мнение г-н Годшо.28

Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике