Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в современной экономике.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия государственного долга и бюджетного дефицита;
2) Выделить факторы влияния госдолга и бюджетного дефицита на экономику, а также инструменты их регулирования;
3) Выполнить сравнительный анализ состояния госдолга различных стран мира;
4) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.
Глава 2. Государственный долг стран мира
2.1 Рейтинг стран по уровню долговой нагрузки
По итогам 2011 года среднее значение отношения госдолга стран мира к ВВП превысило 47%. Годом ранее это отношение находилось на уровне меньше 45%. В среднем по странам на одного жителя приходится около 11 тыс. долларов суверенного долга. Об этом говорится в исследовании экспертов «РИА-Аналитика», составивших рейтинг стран по уровню долговой нагрузки по итогам 2010 года по данным МВФ (Табл. 1). Страны, вошедшие в рейтинг, обеспечивают более 95% мирового ВВП. Как показывают результаты анализа, более развитые страны имеют более высокий уровень долговой нагрузки.
Согласно результатам рейтинга, самый высокий уровень долговой нагрузки отмечен в Японии – отношение государственного долга к ВВП составляет 220.3%. На одного жителя страны приходится более 100 тыс. долларов государственного долга, что в два раза больше, чем у следующего за Японией по этому показателю Сингапура (47 тыс. долларов). Вкупе со значительным бюджетным дефицитом, составившим по итогам 2010 года 9.4% к ВВП, что сопоставимо с дефицитом Греции, высокий уровень госдолга Японии и последствия цунами существенно увеличивают риски страны.
Неудивительно, что вторую строчку в рейтинге заняла Греция, долговые проблемы которой в настоящее время являются одним из основных факторов, влияющим на экономику зоны евро и курс евровалюты в частности. Отношение госдолга Греции к ВВП превышает 100%, а на одного жителя приходится 38 тыс. долларов долга. Еще у 5-ти стран, таких как Сингапур, Бельгия, Исландия, Ирландия, США объем государственного долга выше 90% ВВП. В этих же странах довольно высокий объем госдолга на одного жителя. Третье место в рейтинге занимает Италия. Отношение госдолга страны к ВВП составляет 119%, а каждый житель страны в среднем должен 40 тыс. долларов.
Среди крупнейших экономик одним из лидеров по долговой нагрузке является США, у которых госдолг в начале 2011 года был сопоставим с ВВП. При этом госдолг продолжает заметно увеличиваться. В среднем на каждого жителя Соединенных Штатов приходится 43 тыс. долларов государственного долга – по этому показателю США пятые в мире, уступая помимо Японии Сингапуру, Норвегии и Ирландии.
В большинстве других высокоразвитых странах отношение долга к ВВП и объем долга на одного жителя также довольно высоки. Германия занимает 14-е место по отношению госдолга к ВВП и 13-е место по объему госдолга на одного жителя, Франция – 9-е и 16-е места соответственно, Великобритания – 16-е и 16-е места, Канада 10-е и 10-е места.
Россия входит в число стран с низким уровнем долговой нагрузки. Отношение государственного долга к ВВП составляет 9.9%. На одного россиянина приходится всего 1 тыс. долларов государственного долга. По этим показателям Россия занимает 93-е и 73-е места соответственно из 96 проанализированных стран. Примечательно, что Россия является одной из наиболее развитых среди стран с низким уровнем долговой нагрузки.9
В США конституционный потолок госдолга был достигнут в мае, создав препятствия для продолжения финансирования бюджетного дефицита. В начале июня Нижняя палата Конгресса США отклонила продвигаемое Белым домом повышение лимита кредитования страны до 16,7 трлн. долларов США, вместо нынешних 14,3 трлн. Согласно оценкам Административно-бюджетного управления США, дефицит федерального бюджета возрастет с 8,9% ВВП в 2010 г. до 10,9% ВВП в 2011 г.
Зона евро в 2011 г. переживает второй этап острейшего долгового кризиса таких стран, как Португалия, Ирландия, Греция, Испания, вынужденных значительно ограничивать расходы и урезать стимулы поддержки экономики. Ареал финансовой нестабильности в Еврозоне расширяется – возникли трудности рефинансирования госдолга Италии. Итальянская экономика в шесть раз больше греческой. Для сравнения, госдолг Греции сейчас составляет около 350 млрд евро, - 152% ВВП, Италии – 1,6 трлн евро – 120% ВВП. Одновременно возрастает нагрузка на финансовую систему Германии – страны основного держателя долговых обязательств Греции и других европейских стран-должников.10
Таблица 1 – Рейтинг стран по уровню долговой нагрузки (фрагмент)
2.2 Государственный долг США
Государственный долг США (англ. The United States government debt), национальный долг США (англ. national debt) - деньги, которые должно федеральное правительство США. Не включает в себя долги штатов, корпораций и т. д.
Предельный размер федерального долга (потолок госдолга) по закону утверждает Конгресс США. Законодательное установление предельного размера федеральной задолженности США началось со Второго закона об облигациях Свободы 1917 года, способствовавшего вступлению Соединенных Штатов в первую мировую войну. Тогда госдолг составлял всего 11,5 млрд долларов. На Рисунке 2 мы видим динамику американского долга в триллионах долларов с 1940 года до наших дней. Изменения госдолга США в % к ВВП можно проследить на Рисунке 3.
При президенте Бараке Обаме предельный размер федерального долга увеличивался уже четырежды. 17 февраля 2009 года Конгресс увеличил предельный размер федерального долга до 12,1 трлн долларов.В декабре 2009 г. Обама подписал закон, увеличивающий верхний предел государственного долга страны на 290 млрд долларов - до 12,4 трлн долларов.В феврале 2010 года потолок государственного долга США был повышен до 14,3 трлн долларов. 16 мая 2011 г. размер государственного долга США достиг установленного законодательством предельного уровня в 14,3 трлн долларов.
2 августа 2011 года за 12 часов до возможного обьявления дефолта Сенат США проголосовал за увеличение госдолга на 2,4 триллиона долларов, тем самым дефолт был отложен.11 Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн долл. В тот же день, 2 августа, президент США Барак Обама успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт. В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов.
По абсолютной величине госдолг США уже много лет является одним из крупнейших в мире. Максимальное отношение госдолга к ВВП в США было зафиксировано в 1946 г. на уровне 121 % ВВП. Он вырос с 33 % ВВП в 1980 г. до 56% ВВП в 1990 г. и превысил 70 % ВВП в 2008 г. По оценкам МВФ, отношение госдолга США к ВВП в 2011 году составит 94%.12
Нельзя сказать, что правительство США ничего не делает, чтобы уменьшить размер дефицита бюджета. Например, в конце 2010 года комиссией Барака Обамы предложен план по сокращению более чем 1 триллионного дефицита бюджета страны. Предлагаемые меры: поднять пенсионный возраст на год, сделать корпоративную ставку 26%, этом убрать льготное налогообложение дивидендов, сделать три ставки налогообложения для населения, убрать налоговый вычет для процентов по второму дому, увеличить налог на бензин на 15 центов, начиная с 2013 года. При этом меры предполагается вводить не ранее конца 2012 года, чтобы не задеть восстановление экономики после кризиса. Итог подведем мудростью Фалеса: «Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все».13
Рисунок 2 – Динамика роста госдолга США 1940-2010 гг. (трлн. долларов)
Если взглянуть на цифры в плановом бюджете США 2020 года, мы увидим, что расходы на социальное обеспечение, программы страхования здоровья по старости, бесплатной медицинской помощи неимущим и проценты по долгу составляют 3,56 трлн. долл. или 81% от всех доходов бюджета (для 2011 года эта цифра составляет 67,4%). Деньги на оборону и прочие расходы придется занимать: не хватит.
За 10 лет (с 2011-го по 2020-й) совокупный дефицит американского бюджета по прогнозу првительства составит 10,6 трлн долл.; это значит, что по базовому сценарию по итогам 2020 года долг США составит потчи 25 трлн долл. (10,6 трлн запланировано плюс 14,1 трлн уже есть). ВВП американцы прогнозируют на уровне 24 трлн долл. в 2020 году. Для достижения такого ВВП экономика должна расти на 5% в год в среднем за 10 лет, что для развитой страны является непростой задачей. Это с одной стороны. С другой стороны, даже при таком размере социальных расходов они могут быть недооценены.
Рисунок 3 – Динамика изменений госдолга США 1800-2010 гг. (% ВВП)14
Начнём с того, что в 2011-м году исполняется 65 лет людям, родившимся в период роста рождаемости в конце 40-х — начале 60-х гг.. Это значит, что с каждым годом в течение как минимум ближайших 10 лет при неизменной демографической политике на всё большее число пенсионеров будет приходиться все меньше работающих, платящих налоги. Американское государство несет огромную массу медицинских расходов в виде специальных программ для пенсионеров. При росте экономики и отсутствии изменений в налоговой системе поступления в бюджет будут расти медленнее, чем социальные выплаты. Вывод: надо или повышать налоги — что затормозит рост экономики, — или снижать качество социальных услуг, на что решится не каждый политик. На сегодня никто не предложил сколько-нибудь внятного решения этой проблемы, и ее называют тикающей демографической бомбой. Реформа, которая сейчас проходит в США в сфере страхования и медицины, при глубоком рассмотрении направлена на сокращение бюджетных расходов, и только потом — на доступность медицинских услуг. Нерешенность вопроса будет только увеличивать неопределенность относительно будущего госдолга США.
В то же время, экономисты подчеркивают, что не так важен сам размер долга, как его отношение к ВВП. Например, в Греции, по данным CNBC, размер государственного долга составляет 167,2%, в Германии –— 176,8%, в Португалии — 231,2%, в Англии — 428,8%, а в Японии по итогам 2011 года государственный долг превысит 200% ВВП. Где найти эталон, какой размер долга является безопасным для страны? Например, в Германии и Англии размер долга к ВВП несоизмеримо выше, чем в США, и они продолжают развиваться. Вопрос в доверии: Германия и Великобритания не являются мировыми гарантами, и в фунтах и евро не осуществляется 85% мировых транзакций с валютой.
Если сравнивать с Японией, у которой уровень отношения долга к ВВП страны в 2 раза выше, чем у США, нельзя не упомянуть, что в Японии, в отличие от Америки, держателями основной части государственного долга — около 95% — являются резиденты страны: местные банки, домохозяйства, пенсионные и страховые фонды, промышленные компании. Поэтому в Японии практически не существует риска бегства иностранцев с долгового рынка. Об Америке этого не скажешь: около 33% государственного долга страны финансируют иностранные государства. На май 2011 года Китай финансирует около 25,69% американского долга, Япония — 20,21%, Великобритания — 7,68%, Бразилия — 4,68%, Россия — около 2,5% (Табл. 3)15
Таблица 3 - Иностранные кредиторы США (Май 2011)
Страна |
Млрд. долларов |
% |
Китай |
1159,8 |
25,69% |
Япония |
912,4 |
20,21% |
Великобритания |
346,5 |
7,68% |
ОПЕК |
229,8 |
5,09% |
Бразилия |
211,4 |
4,68% |
Тайвань |
153,4 |
3,40% |
Карибские банковские центры |
148,3 |
3,29% |
Гонконг |
121,9 |
2,70% |
Россия |
115,2 |
2,55% |
Швейцария |
108,2 |
2,40% |
Канада |
90,7 |
2,01% |
Люксембург |
68 |
1,81% |
Германия |
61,2 |
1,36% |
Таиланд |
59,8 |
1,32% |
Сингапур |
57,4 |
1,27% |
Индия |
41 |
0,91% |
Турция |
39,3 |
0,87% |
Ирландия |
33,5 |
0,74% |
Корея |
32,5 |
0,72% |
Бельгия |
31,4 |
0,70% |
Польша |
27,9 |
0,62% |
Мексика |
27,7 |
0,61% |
Италия |
25,4 |
0,56% |
Нидерланды |
23,7 |
0,53% |
Франция |
23,6 |
0,53% |
Филиппины |
23,6 |
0,53% |
Норвегия |
21,1 |
0,47% |
Швеция |
20,9 |
0,46% |
Колумбия |
19,9 |
0,44% |
Израиль |
19,1 |
0,42% |
Чили |
18,9 |
0,42% |
Египет |
12,9 |
0,29% |
Австралия |
12,3 |
0,27% |
Остальные |
202,5 |
4,49% |
Всего |
4514 |
Правительство США утвердило законопроект, который предусматривает меры для сокращения бюджетного дефицита. План повышения лимита госдолга и сокращения бюджетного дефицита позволит сократить дефицит федерального бюджета минимум на 2,1 трлн долл. в течение 10 лет. При этом первый "слой" сокращений (на 917 млрд долл.) коснется так называемых дискреционных расходов, то есть тех бюджетных трат, которые подлежат ежегодному одобрению конгресса. Основную часть этих расходов составляют расходы на оборону и безопасность.
На втором этапе специальный
двухпартийный комитет
Если спецкомитет в предстоящие месяцы не сумеет договориться о том, как сократить бюджетный дефицит еще на 1,5 трлн долл. к 2021г. (в дополнение к первоначальной экономии в 917 млрд долл.), или же конгресс США не поддержит рекомендации этого комитета, то будет активирован специальный механизм автоматического сокращения расходов на 1,2 трлн долл. Это позволит достичь минимальной цели по сокращению бюджетных дефицитов на 2,1 трлн долл. за 10 лет.
Одновременно законопроект предусматривает три раунда повышения лимита госзаимствований, так что в целом планка госдолга будет поднята на 2,1-2,4 трлн долл. В идеале лимит госдолга будет повышен на 2,4 трлн долл., что позволит администрации Б.Обамы не возвращаться к этому вопросу до следующих президентских выборов в конце 2012г., и на эту же сумму будут сокращены бюджетные дефициты в течение 10 лет.16
Дефицит бюджета США составляет сейчас $1,4 трлн. - 10% ВВП США. Этот дефицит бюджета США почти равен всему ВВП России в 2010-м. (Данные из статистических ежегодников МВФ и ЦРУ.) Национальный же долг оценивается в $14 трлн. Это примерно равно всему тому, что Америка ежегодно производит и вырабатывает, т.е. объему ВВП.
2.3 Государственно-долговая политика России
Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике