Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в современной экономике.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия государственного долга и бюджетного дефицита;
2) Выделить факторы влияния госдолга и бюджетного дефицита на экономику, а также инструменты их регулирования;
3) Выполнить сравнительный анализ состояния госдолга различных стран мира;
4) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Автосохраненный) (2).docx

— 633.32 Кб (Скачать файл)

Закон о бюджете принимается  на финансовый год, вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию  после его принятия.17 Сейчас действует Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов".18

   Государственные  заимствования РФ – это займы  и кредиты, которые привлекаются  от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

    Государственные  внешние заимствования РФ –  займы и кредиты, привлекаемые  от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Структура внешнего государственного долга представлена в Таблице 4.

Таблица 4 - Структура государственного внешнего долга РФ на 1 августа 2011 года

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые РФ )

36 777,8

25 760,3

Задолженность перед официальными кредиторами - членам Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

661,3

463,2

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 484,1

1 039,5

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 161,4

813,5

Коммерческая задолженность  бывшего СССР***

59,5

41,7

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 771,1

1 941,0

Задолженность по внешним  облигационным займам

29 820,0

20 886,8

 внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 400,9

внешний облигационный заем с погашением в 2018 год

3 466,4

2 428,0

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 451,5

 внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 751,0

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

18 353,7

12 855,4

Задолженность по ОВГВЗ

24,6

17,2

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

795,8

557,4

     

* в соответствии со  статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним  долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте

** объем государственного  внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов19


    Государственные  внутренние заимствования РФ  – займы и кредиты, привлекаемые  от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. Объем внутреннего государственного долга на 1 января 2011 года приведен в Таблице 5.

Таблица 5 - Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте РФ

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25


 

Государственные заимствования  субъектов РФ, муниципальные заимствования  – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств. По состоянию на 1 января 2011 г. государственный долг субъектов составил 1 104,6 млрд. руб. или 2,4% ВВП, в том числе государственный внешний долг субъектов – 32,0 млрд. руб. (1,1 млрд. долл. США) или менее 0,1% ВВП.

  Размер дефицита федерального  бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.    Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ   

    Источники финансирования  дефицита бюджета утверждаются  органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

    Кредиты Банка  России, приобретение Банком России  долговых обязательств РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований при  их первичном размещении не  могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

    1. Источниками  финансирования дефицита федерального  бюджета являются:

    1) внутренние источники  в следующих формах:

    а) кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций в  валюте РФ;

    б) государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

    в) бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

    г) поступления  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности;

    д) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

    е) изменение  остатков средств на счетах  по учету средств федерального  бюджета;

    2) внешние источники  в следующих формах:

    а) государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени РФ;

    б) кредиты правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

    Источниками финансирования  дефицита бюджета субъекта РФ  могут быть внутренние источники в следующих формах:

    1) государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта РФ;

    2) бюджетные кредиты,  полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ;

    3) кредиты, полученные  от кредитных организаций;

    4) поступления  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности  субъекта РФ;

    5) изменение остатков  средств на счетах по учету  средств бюджета субъекта РФ.

    Источниками финансирования  дефицита местного бюджета могут  быть внутренние источники в следующих формах:

    а) муниципальные  займы, осуществляемые путем выпуска  муниципальных ценных бумаг от  имени муниципального образования;

    6) кредиты, полученные  от кредитных организаций;

    в) бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

    г) поступления  от продажи имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

    д) изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

    Стабилизационный  фонд РФ – часть средств  федерального бюджета, образующаяся  за счет превышения цены на  нефть над базовой ценой на  нефть, подлежащая обособленному  учету, управлению и использованию  в целях обеспечения сбалансированности  федерального бюджета при снижении  цены на нефть ниже базовой.

    Под ценой на  нефть понимается цена на нефть  сырую марки «Юралс», определяемая  в порядке, предусмотренном для  установления ставки вывозной  таможенной пошлины на нефть  сырую. Под базовой ценой на  нефть понимается цена на нефть  сырую марки «Юралс», эквивалентная  197,1 доллара США за одну тонну  (27 долларов США за один баррель).

    Источниками формирования  Стабилизационного фонда являются:

    1) дополнительные  доходы федерального бюджета,  образуемые расчетным путем за  счет превышения цены на нефть  над базовой ценой;

    2) остатки средств  федерального бюджета на начало  соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от  размещения средств Стабилизационного фонда.

    Дополнительные  доходы федерального бюджета,  подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма:

    1) фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;

    2) фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).

    Расчет и перечисление  в Стабилизационный фонд средств производятся в порядке, определяемом Правительством РФ. В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором РФ установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов РФ для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга РФ, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии.

    Средства Стабилизационного  фонда используются для финансирования  дефицита федерального бюджета  при снижении цены на нефть  ниже базовой и на иные цели  в случае, если накопленный объем  средств Стабилизационного фонда  превышает 500 млрд руб. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ. Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств.    Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.

    Отдельные полномочия  по управлению средствами Стабилизационного  фонда осуществляются Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

    Операции со  средствами Стабилизационного фонда  отражаются на отдельных счетах  Федерального казначейства, открытых  в Центральном банке РФ. Правительство  РФ направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания и Совет Федерации Федерального Собрания РФ о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике